Найти в Дзене
Книжные тропинки

Все книги серии «Позолота» Мариссы Мейер по порядку чтения

Как только ретеллинги начали входить в моду, сказка «Румпельштильцхен» братьев Гримм оказалась в числе первых и наиболее популярных историй для переосмысления. Потому очень скоро появилась целая россыпь её литературных пересказов, охвативших все фантастические жанры: от мрачных ужасов до милого доброго сказочного фэнтези. Общим в них долгое время оставалось только одно: Румпельштильцхен никогда не сходил с пьедестала злодея. Дилогия «Позолота» Мариссы Мейер привлекла меня тем, что писательница осмелилась сломать это правило. Разве не интригующе? Вот и я не смогла отмахнуться от очередной версии сказки про загадочного чародея, способного превращать солому в золото. В дилогии «Позолота» переплетено несколько жанров. Одним из ведущих, естественно, является сказочное фэнтези. История представляет собой ретеллинг сказки «Румпельштильцхен» в форме модификации, то есть её сюжет отличается от канона братьев Гримм. Во-первых, как я уже отметила выше, Румпельштильцхен здесь не злодей, а положите
Оглавление

Как только ретеллинги начали входить в моду, сказка «Румпельштильцхен» братьев Гримм оказалась в числе первых и наиболее популярных историй для переосмысления. Потому очень скоро появилась целая россыпь её литературных пересказов, охвативших все фантастические жанры: от мрачных ужасов до милого доброго сказочного фэнтези. Общим в них долгое время оставалось только одно: Румпельштильцхен никогда не сходил с пьедестала злодея. Дилогия «Позолота» Мариссы Мейер привлекла меня тем, что писательница осмелилась сломать это правило. Разве не интригующе? Вот и я не смогла отмахнуться от очередной версии сказки про загадочного чародея, способного превращать солому в золото.

Цикл книг американской писательницы Мариссы Мейер «Позолота» (англ. «Gilded»): книга №1 «Позолота» (англ. « Gilded », 2021), книга №2 «Проклятие» (англ. «Cursed», 2022); жанры — героическое фэнтези, историческое фэнтези, мифологическое фэнтези, мрачное фэнтези (гримдарк), приключенческое фэнтези, романтическое фэнтези.ю сказочное фэнтези, этническое фэнтези; страна — США. Возрастное ограничение — с 18 лет, Young Adult.
Цикл книг американской писательницы Мариссы Мейер «Позолота» (англ. «Gilded»): книга №1 «Позолота» (англ. « Gilded », 2021), книга №2 «Проклятие» (англ. «Cursed», 2022); жанры — героическое фэнтези, историческое фэнтези, мифологическое фэнтези, мрачное фэнтези (гримдарк), приключенческое фэнтези, романтическое фэнтези.ю сказочное фэнтези, этническое фэнтези; страна — США. Возрастное ограничение — с 18 лет, Young Adult.

Жанровая структура и особенности композиции цикла «Позолота» Мариссы Мейер

В дилогии «Позолота» переплетено несколько жанров. Одним из ведущих, естественно, является сказочное фэнтези. История представляет собой ретеллинг сказки «Румпельштильцхен» в форме модификации, то есть её сюжет отличается от канона братьев Гримм. Во-первых, как я уже отметила выше, Румпельштильцхен здесь не злодей, а положительный персонаж. Во-вторых, он не карлик-чародей или гном (в переводах можно встретить разные варианты), а обычный человек, который был проклят и на целых триста лет оказался пленником собственного замка Адальхейд, ну и, в-третьих, история, развиваясь в двух временных линиях, позволяет узнать, кем и за что принц был проклят и получится ли у дочери мельника снять проклятие спустя три столетия. Кстати, этот поворот сюжета — явный реверанс в сторону «Красавицы и Чудовища» Шарля Перро.

Кто же тогда является в «Позолоте» злодеем? Это король демонов Эрлкинг. Следует отметить, что коварный похититель детей (на самом деле эльф) — это один из популярнейших мифологических персонажей европейского фольклора. К его образу обращались многие писатели, а начался его путь в большой литературе с баллады «Дочь лесного царя» (1778–1779) Иоганна Готфрида Гердера, который и придумал имя коварному похитителю детей «Erlkönig» (сокращённо от нем. «elverkonge») — Король Эльфов. А вот прозвищем «Ольховый Король» (нем. «Erl» — «чёрная ольха») он обязан уже Иоганну Вольфгангу фон Гёте, наградившему его в своём стихотворении «Лесной царь» (1782). Я практически уверена, что оно послужило Мариссе Мейер источником вдохновения для создания образа антагониста и его мотивации.

Эрлкинг и его Дикая Охота из цикла «Позолота» Мариссы Мейер (арт).
Эрлкинг и его Дикая Охота из цикла «Позолота» Мариссы Мейер (арт).

Во второй части цикла к Эрлкингу присоединяется ещё один реальный мифологический персонаж — охотница Перхта, которая из светлой богини, олицетворяющей зимний солнцеворот, постепенно превратилась в аналог нашей Бабы Яги, промышляющей наказанием ленивых детей. Так что наравне со сказочным фэнтези «Позолота» является и полноценным мифологическим фэнтези, предлагающим новый взгляд на эту колоритную парочку и их общую историю. Также, дилогия включает в себя ряд мелких отсылок к богам германо-скандинавского (например, Вирдит наделён некоторыми чертами бога Локи) и греческого пантеонов (за тайной удивительной метаморфозы матери Серильды скрыт «Миф о Зевсе и Ганимеде»).

А вот с отнесением дилогии к жанру тёмного фэнтези, указанного в выходных данных дилогии на некоторых онлайн-сервисах, я не согласна. Одной из ключевых его характеристик является наличие мира, в котором зло давно победило, или добро в принципе отсутствовало. И этот милый глазу постапокалипсис устраивает абсолютно всех персонажей! В «Позолоте», описываемый мир, не является тёмным в полном масштабе. Эрлкинг правит лишь северными землями Королевства Тулваск, где непосредственно разворачиваются события, а потому читатель имеет возможность наблюдать только их. Да, у истории Мариссы Мейер жутковатый сеттинг. Всё происходящее на страницах дилогии соответствует выбранной автором атмосфере: есть сцены убийства детей и животных, пыток и зверств, даже есть один эпизод с аутофагией (кое-кто, превратившись в упыря-нахцерера, будет кушать самого себя). Ценз 18+ здесь вполне оправдан. Однако главная героиня после двух трагедий, которые случатся в её жизни по вине Эрлкинга, поставит своей целью уничтожение Ольхового Короля и спасение семерых древних богов, олицетворяющих светлое начало. И заканчивается «Позолота», как и любая классическая, пусть даже и очень страшная сказка, победой добра над злом. Следовательно, перед нами не тёмное фэнтези (dark fantasy), а мрачное фэнтези или гримдарк (grimdark fantasy).

Возможно, некоторые читатели сочтут превращение «Румпельштильцхена» практически в ужастик веянием современной моды. Но это неверно. Первое издание сборника «Детские и семейные сказки» (1812) братьям Гримм пришлось под напором общественности серьёзно отредактировать, и все поздние его дополнения уже издавались, предварительно пройдя серьёзную цензуру и редактуру, чтобы их действительно можно было предлагать для чтения детям. Однако народные версии собранных ими историй имели куда более пугающий вид. Так что Марисса Мейер позволила себе написать «Позолоту» так, как та могла бы выглядеть во времена двух великих немецких сказочников. Ну и, думаю, не стоит теперь пояснять, почему действие истории происходит в вымышленной стране, очень похожей на Германию первой половины XIX века? И эта специфика сюжета также позволяет отнести «Позолоту» ещё к двум жанрам: историческому фэнтези и этническому фэнтези, о которых вообще нигде не упоминается.

Эстетика цикла «Позолота» Мариссы Мейер (дом мельника).
Эстетика цикла «Позолота» Мариссы Мейер (дом мельника).

Описание мира в цикле «Позолота» Мариссы Мейер

Местом действия цикла «Позолота» является вымышленное Королевство Ту́лваск, «с одной стороны надёжно защищённое базальтовыми скалами, обрывающимися у кромки Штормового моря, а с другой — неприступной горной грядой Рюкграт». До того, как оно стало единым Королевством, на этой территории располагалось тринадцать самостоятельных государств. К началу действия истории большую часть из них время безжалостно стёрло. Лишь Дом Розенштадт сохранил относительную самостоятельность, что подтверждали договорённости о границах, торговых путях и налогах, подписанные с нынешней правительницей Королевства Тулваск — королевой Агнеттой Второй. А учитывая, что она никогда не выбиралась из любимой южной столицы Верены, большинство жителей страны воспринимали её попросту «чужачкой».

Своими истинными правителями тулваскцы, как и их предки, по-прежнему считали семерых древних богов-зверей: Тирра — виверну, Сольвильду — василиска, Худьду — татцельвурма (змея-дракона), Эострига — единорога, Фрейдона — грифона, Велоса — волка и Вирдит — золотую птицу. Те обожали посещать мир людей в человеческом облике. И если какому-то счастливчику выпадала удача повстречаться с божеством, да ещё понравиться мудрым словом или делом, можно было получить в награду частичку магической силы. Но ещё более щедрыми божества становились в благодарность за своё спасение, ведь по древнему закону в ночь Незакатной Луны, когда зимнее солнцестояние совпадало с полнолунием, они были вынуждены покидать свои чертоги в зверином облике, лишённые магии. Вот тогда можно было рассчитывать на исполнение любого желания.

Однако на долю жителей, населяющих север Королевства Тулваск, выпал незавидный жребий. Уже несколько столетий их самопровозглашённым правителем являлся могущественный демон Эрлкинг, прозванный в мире смертных Ольховым Королём. Когда-то вместе со своей армией Тёмных он сумел вырваться из Ферлорена — обители смерти, и поселился в замке Грейвенсто́ун, спрятанном в глубине Ясеневого леса. В человеческом мире его любимым развлечением стала Дикая Охота, которая разрушительным вихрем проносилась каждое полнолуние по северным землям. Потому стены его замка быстро пропитались кровью, болью и страхом, а людские сказки превратились в калейдоскоп мрачных историй о тех бедолагах, кто поддался манящему зову Охоты. Одни на рассвете превращались в кровожадных монстров, другие погибали и уже призраками были обречены на вечное рабство при дворе Эрлкинга. Но и за тех, кого Охота всё-таки отпускала, никто не радовался: они теряли память и волю к жизни. Так, год за годом, век за веком. И ни один человек, даже в самых смелых фантазиях, не мог уже представить, что эта печальная история может измениться.

Эстетика цикла «Позолота» Мариссы Мейер (Нахткрапп — демонический ворон, страж Эрлкинга).
Эстетика цикла «Позолота» Мариссы Мейер (Нахткрапп — демонический ворон, страж Эрлкинга).

Краткое содержание книг и порядок чтения цикла «Позолота» Мариссы Мейер

Книга (роман) №1 «Позолота»

Девятнадцать лет назад молодому мельнику Ху́го Мо́ллеру из Ме́рхенфельда посчастливилось спасти от смертельной стрелы демона Э́рлкинга бога судьбы и удачи Вирдита. В благодарность тот исполнил заветное желание мужчины — любимая родила ему здоровую дочь. Однако ещё по собственной воле могущественный крёстный наделил малышку даром сочинять завораживающие истории. И именно этот дар однажды сыграл с Сери́льдой злую шутку: пытаясь спасти от Дикой Охоты двух моховиц, девушка рассказывает Э́рлкингу небылицу — будто собралась на поле за соломой, чтобы соткать из неё золото. Магия Серильды сработала, владыка Тёмных ей поверил, а потому забрал в замок Адальхейд, запер в темнице и приказал сотворить подвластное ей чудо, иначе на рассвете она умрёт. В отчаянии горе-сказочница заплакала, и в то же мгновение явился перед ней юноша по имени Злат, который дал слово выполнить порученную пленнице работу. Естественно, не просто так, но, будучи в трудном положении, девушка соглашается. А вскоре Серильда узнаёт, что замок хранит множество секретов, в том числе древнее проклятие.

Книга (роман) №2 «Проклятие»

Дважды попытавшись вырваться из-под власти Эрлкинга, Серильда не только потеряла всех дорогих людей, но и сама угодила в страшную ловушку. Король демонов решил взять её в жёны, чтобы сыграть девушкой как пешкой в опасную многоходовку с древними богами и, обманув их, вернуть свою настоящую любовь — великую воительницу Перхту из царства смерти. Вернее, так думала девушка, пока не стала Ольховой Королевой, прикованной к мрачному замку Адальхейд, полному стенающих призраков и вечно голодных монстров. Лишь после фиктивного брака со смертной Эрлкинг начал претворять задуманное в жизнь, пустив в ход магические цепи, сплетённые проклятым принцем из золотых нитей. На самом деле владыка Тёмных желал отомстить древним богам, которые создали Завесу между миром живых и мёртвых, опадающую лишь раз в месяц с восходом полной луны. Если он добьётся успеха, всё человечество будет обречено на смерть. Потому Серильда решает обратить свой дар рассказчицы во благо и помочь принцу Злату вспомнить тайну его настоящего имени. Смогут ли они разрушить чары, привязывающие их души к замку, прежде чем проклятие Бесконечной Луны падёт на них?

Анализ содержания, персонажи, темы и смысл цикла «Позолота» Мариссы Мейер

С разными вариациями сказки «Румпельштильцхен» братьев Гримм я встречалась множество раз, и не видела особой необходимости интересоваться оригиналом. Однако перед знакомством с «Позолотой» посчитала нужным восполнить данный пробел. Сказка оказалась крошечной и совершенно непонятной, потому что оставила меня с ворохом вопросов после прочтения. Почему Румпельштильцхен помогал дочери мельника? Какая ему выгода? Зачем ему понадобился ребёнок? К чему загадка с именем? Потом взяла «Позолоту» и нашла все интересующие меня ответы. Причём Марисса Мейер не просто привнесла логику в известный сюжет, она создала для него полномасштабный продуманный до мельчайших деталей мир: со своей географией (помимо общих сведений о Королевстве Тулваск, читателю предстоит совершить несколько путешествий в отдельные его города, мрачные замки и полный тайн Ясеневый лес), четырёхсотлетней историей (с акцентом на исчезнувшем Королевстве Адальхейд и его правителях), лунным календарём, привязанным к Дикой Охоте, а также мифологией с оригинальным пантеоном богов, ордами разной нечисти и системой магии! Сказка в буквальном смысле ожила на страницах дилогии, благоухая терпким запахом эля и ароматом яблочных пирогов из трактира «Дикий лебедь», поражая красотой Асильталя — волшебной долины-убежища Лесной Бабушки и пугающими сменами облика проклятого замка Румпельштильцхенов.

«Тут в самую высокую башню крепости ударил луч золотого солнца, и король исчез, как призрачный туман. Окружавший её сад вмиг стал диким и запущенным, деревья и кустарники беспорядочно разрослись, самшитовые изгороди расползлись во все стороны. Дорожку заполонили сорняки. Серильда ещё могла различить узор на квадратных плитках, кое-где сохранились каменные украшения — фонтан или статуя, — но всё растрескалось и осыпалось, некоторые фигуры были опрокинуты. Величественный замок вновь превратился в руины».

А вот пропеть дифирамбы в отношении главных героев я, увы, не могу. Начну с Серильды Моллер. В истории дочь мельника играет роль избранной, которой предстоит сразиться со злом в лице короля демонов и победить его. Для этого автор наделяет девушку особым магическим даром — сочинять сказки. В начале истории Серильда не видит в своём таланте ничего необычного. Более того, считает его тяжёлым бременем, не позволяющим влиться в общество родного городка Мерхенфельд:

«Ложь — это зло. Ложь — дело демонов. Мои истории лживы, следовательно, я лгунья. А если люди не верят, что ты говоришь правду, они перестают тебе верить и в остальном. Они не верят, что ты не воруешь. Не верят, что ты не жульничаешь. Не верят, что ты можешь быть ответственной и заботливой. Тень падает на всю твою репутацию, и это казалось Серильде очень несправедливым».

Именно благодаря своему «лживому языку», не способному вовремя остановиться, Серильда становится пленницей Эрлкинга. Пройдя через ряд тяжёлых испытаний, она в определённый момент догадывается о подлинной сути своего дара (срывать выдумками покрова с ткани реальности, находить то, что утеряно, забыто или невидимо) и пользуется им, чтобы попасть в Адальхейд между полнолуниями, когда тот был отделён от мира людей Завесой. От этого эпизода у меня просто дух захватило! Естественно, я начала строить догадки, как она им воспользуется дальше…

А дальше она так ни разу им и не воспользовалась! Зато Эрлкинг, догадавшись, с кем его свела судьба, начал так искусно и тонко манипулировать Серильдой, что с её помощью отыскал всех, кто был ему нужен! По итогу таких сюжетных твистов у Мариссы Мейер получилось странное героическое фэнтези, в котором сюжет по большей части движет злодей (антагонист), а избранная (протагонист) до самого финала лишь плетётся позади Его Темнейшества. Учитывая, сколько горя свалилось на долю главной героини, я, конечно же, искренне сочувствовала ей, но стоило в кадре появиться Эрлкингу и моё внимание тут же перескакивало на него — яркого, харизматичного, опасного и мудрого. Ведь именно благодаря Ольховому Королю Серильда худо-бедно росла как персонаж: училась отстаивать своё я, принимать себя такой какая есть и не зависеть от чужих ярлыков, осознавала важные вещи:

«Вы, смертные, верите, что судьбу определяют старые боги и суеверия. Что во всех несчастьях можно винить лунный свет, звёзды, любую нелепость, которая подвернётся под руку. Но ни судьбы, ни фортуны не существует. Есть только наш собственный выбор — или трусость, не позволяющая сделать выбор».

Думаю, если бы Марисса Мейер дерзнула сделать из Серильды и Эрлкинга настоящую пару, история могла бы прийти в некое равновесие. Но романтическим интересом Серильды оказался принц Адальхейда.

Златимиир Румпельштильцхен и Серильда Моллер из цикла «Позолота» Мариссы Мейер (арт).
Златимиир Румпельштильцхен и Серильда Моллер из цикла «Позолота» Мариссы Мейер (арт).

История Златимира Румпельштильцхена (не считаю это спойлером, так как фамилия и сокращённое имя главного героя нам, читателям и так известны с самого начала) раскрывается двумя временными ветками: в прошлом через сказки Серильды и в настоящем, которые разделяют триста лет проклятия и забвения. Огромный срок, который просто не мог не повлиять на принца! Но Злат как был на момент убийства своей семьи восемнадцатилетним юношей, так и остался им. Он словно мошка, застывшая в янтаре. И это очень странно. Да, его тело, пронзённое стрелой Эрлкинга, больше не способно было меняться с возрастом или умереть, но почему никаких изменений за такой огромный срок не произошло с душой Злата, которая не перестала чувствовать, осознавать происходящее, испытывать эмоции, видя нескончаемую вереницу страшных трагедий в стенах замка Адальхейд, полного демонов, призраков и чудовищ? Он испытывает только одиночество, за которое периодически мстит Эрлкингу розыгрышами в стиле Питера Пена, а потому практически сразу он стал восприниматься мной как мальчик, решивший больше не расти. Итог — любовная линия Злата и Серильды для меня не сработала. Увы.

Рекомендации к чтению

От дилогии «Позолота» Мариссы Мейер у меня осталось двоякое ощущение. С одной стороны — это великолепно продуманная история, предлагающая новый взгляд на известный сюжет, с мощной интригой и яркой, живой атмосферой, построенной на сочетании сказки братьев Гримм и нескольких мифов, а также злодейским злодеем с мощной харизмой. С другой — главные герои, не дотягивающие, на мой взгляд, до уровня главных. Стоит ли тогда знакомиться с ретеллингом? Любой истории нужно давать шанс, ведь вкусы у всех разные. Я, пожалуй, позволю дать только один совет — не поднимайте высоко планку своих ожиданий, и тогда, возможно, для вас книжные звёзды сойдутся более удачно.

Оценка: 3/5

Интересное по теме

Дзен | ВКонтакте | Пинтерест