Для миллионов зрителей он навсегда останется Фрэнком Дребином – невозмутимым, но безнадежно некомпетентным детективом из «Голого пистолета». Лесли Нильсен – это синоним абсурдного юмора, невозмутимого лица и гениального фарса. Но знаете ли вы, что большую часть своей карьеры он был серьезным драматическим актером, игравшим военных, врачей и строгих отцов?
Именно одна роль, изменившая всё, превратила его из уважаемого, но не слишком заметного актера в мировую звезду комедии.
До комедии: Серьезный парень с серьезным взглядом
Лесли Нильсен родился в Канаде в 1926 году и начал свою актерскую карьеру в 1950-х годах. Внешность у него была что надо: высокий, статный, с глубоким голосом и пронзительным взглядом – идеальный типаж для ведущих ролей. Он играл в многочисленных телесериалах, вестернах, нуарах и драмах.
Его ранние работы включали главные роли в научно-фантастическом культовом фильме «Запретная планета» (1956), где он играл капитана космического корабля, и в популярном сериале «Доктора Килдэра». Он часто появлялся в роли полицейских, военных офицеров, юристов или злодеев – персонажей, требующих серьезности и авторитета.
Десятилетиями Лесли Нильсен был эталоном «американского лица»: надежный, авторитетный, иногда угрожающий, но никогда – смешной. Он был актером второго плана, на которого можно было положиться, но никто и подумать не мог, что в нем скрывается великий комик.
Момент истины: «Аэроплан!» и эффект неожиданности
Все изменилось в 1980 году, когда его пригласили на роль доктора Рамека в пародийном фильме «Аэроплан!» (Airplane!) от режиссерского трио Джим Абрахамс, Дэвид и Джерри Цукер (ZAZ).
Это был переворот по нескольким причинам:
1. Кастинг против типажа: ZAZ сознательно искали актеров, которые были известны своими серьезными ролями, чтобы усилить комический эффект. Чем серьезнее лицо актера, говорящего абсурдные реплики, тем смешнее это выглядит. Лесли Нильсен идеально подходил под это описание.
2. Дедпеновая подача: Его персонаж, доктор Рамек, абсолютно невозмутимо выдавал одну абсурдную реплику за другой, не моргнув глазом. Знаменитая фраза "And don't call me Shirley" (И не называйте меня Ширли) стала культовой.
3. Идеальное сочетание: Строгая, почти трагическая внешность Нильсена в сочетании с полным бредом, который он нес, создавала уморительный диссонанс.
«Аэроплан!» стал феноменальным успехом, породив новый жанр абсурдных пародий. И Лесли Нильсен оказался в самом центре этого цунами. В одночасье его карьера, которая длилась уже 30 лет, полностью перезагрузилась.
Расцвет короля пародии: От «Полицейского отряда» до «Голого пистолета»
Успех в «Аэроплане!» привел к тому, что ZAZ пригласили Нильсена в свой следующий проект – телесериал «Полицейский отряд!» (Police Squad!) в 1982 году. Здесь он впервые воплотил образ лейтенанта Фрэнка Дребина, который станет его визитной карточкой. Несмотря на то, что сериал был отменен после шести эпизодов (он был «слишком умным» для телевидения того времени), он получил культовый статус и заложил основу для будущих успехов.
В 1988 году ZAZ вернулись к Фрэнку Дребину в полнометражном фильме «Голый пистолет: Из архивов Полицейского отряда!» (The Naked Gun: From the Files of Police Squad!). Это был триумф. Неподражаемое каменное лицо Нильсена, его способность абсолютно серьезно произносить самые нелепые диалоги, его безупречное чувство физической комедии – все это сделало его настоящей звездой.
После этого последовали два успешных сиквела – «Голый пистолет 2½: Запах страха» (1991) и «Голый пистолет 33⅓: Последний выпад» (1994). Лесли Нильсен стал неоспоримым королем пародии, снявшись в таких фильмах, как «Дракула: Мертвый и довольный» (1995), «Без вины виноватый» (1998), «Суперагент Саймон» (2000) и многих других.
Лесли Нильсен доказал, что никогда не поздно открыть в себе новые грани. Он не просто сменил жанр, он перевернул свое актерское амплуа с ног на голову, став мастером комедии, основанной на абсурде и дедпеновой подаче.
Его коронный прием заключался в абсолютной серьезности. Он играл своих персонажей с такой невозмутимостью и невинностью, что самые абсурдные ситуации становились еще смешнее на фоне его каменного лица. Нильсен не пародировал, он был частью пародии, абсолютно убежденный в логике самых безумных решений и действий.
Культовые роли в таких фильмах, как "Аэроплан!" и серия "Голый пистолет", сделали его лицом жанра пародийной комедии. Он мастерски переворачивал клише, высмеивал драматические штампы и превращал серьезные диалоги в источник беспрерывного хохота. Зрители обожали его за эту способность держать "прямое лицо" в самые нелепые моменты, будь то бессмысленные медицинские советы или катастрофические попытки спасти мир.
Лесли Нильсен стал живым доказательством того, что возраст — не помеха для творческой трансформации, а иногда даже катализатор для раскрытия истинного призвания. Его вклад в комедию неизмерим – он не просто смешил, он заставлял задуматься о природе смешного, играя на контрасте ожидания и реальности. Он навсегда останется в памяти как один из величайших комиков, чье наследие продолжает радовать и вдохновлять поколения.