Найти в Дзене
Твоя История!

Музейная эвакуация в Великую Отечественную войну. Часть 2.

Читатель! Мы продолжаем рассказывать тебе о музейной эвакуации в Великую Отечественную войну. Перед прочтением второй части рекомендуем ознакомиться с первой. Восточно-Крымский историко-культурный музей-заповедник. Наиболее ценные экспонаты коллекции Керченского музея в октябре 1941 года вывезли в Армавир (Краснодарский край). Но это не помогло сохранить его коллекцию. 19 ящиков с экспонатами и ставший печально известным "золотой" чемодан с коллекцией изделий из драгоценных металлов погибли там во время военных действий. После войны их официально признали утраченными. В августе 1943 года оккупационные власти города отправили в Германию наиболее ценные экспонаты из тех, которые оставались в музее: расписную штукатурку из раскопок Пантикапея, гипсовые украшения, терракотовые статуэтки, амфоры и многое другое. Позже вывозились и другие партии музейных предметов: Керченский музей полностью лишился деревянных резных саркофагов, серебряных и золотых изделий, коллекции чернолаковой и расписн

Читатель! Мы продолжаем рассказывать тебе о музейной эвакуации в Великую Отечественную войну. Перед прочтением второй части рекомендуем ознакомиться с первой.

Восточно-Крымский историко-культурный музей-заповедник. Наиболее ценные экспонаты коллекции Керченского музея в октябре 1941 года вывезли в Армавир (Краснодарский край). Но это не помогло сохранить его коллекцию. 19 ящиков с экспонатами и ставший печально известным "золотой" чемодан с коллекцией изделий из драгоценных металлов погибли там во время военных действий. После войны их официально признали утраченными. В августе 1943 года оккупационные власти города отправили в Германию наиболее ценные экспонаты из тех, которые оставались в музее: расписную штукатурку из раскопок Пантикапея, гипсовые украшения, терракотовые статуэтки, амфоры и многое другое. Позже вывозились и другие партии музейных предметов: Керченский музей полностью лишился деревянных резных саркофагов, серебряных и золотых изделий, коллекции чернолаковой и расписной керамики, большого количества монет, стеклянных сосудов и некоторых скульптур. Погиб практически весь архив музея, сильно пострадала библиотека. Здание на горе Митридат, в котором находилась экспозиция до войны, было разрушено. Фонды музея начали вновь пополняться ценными экспонатами в 1947 году. Это были предметы, найденные во время археологических раскопок и полученные из других музеев. А в 1950 году небольшая часть коллекции, вывезенной немцами, была обнаружена в Симферополе и возвращена в Керчь.

-2

Тверской государственный объединённый музей. В Тверском (в военные годы - Калининском) областном краеведческом музее подготовка к эвакуации началась только в октябре 1941 года. Сотрудники собирались в первую очередь вывезти экспонаты из серебра. Их упаковали и спрятали в особой кладовой, когда немецкие войска заняли город. Оккупанты разорили здание музея, но помещение, в котором находились ценные экспонаты, не вскрыли. Когда в 1942 году советские войска освободили город, обстановка на фронте была нестабильной: подготовка к эвакуации музейной коллекции началась снова. В первую очередь планировали отправить серебро из особой кладовой, ткани XVIII-XIX веков, оружие, папки с архивными документами, живописные полотна и графику из картинной галереи. В начале августа ящики с экспонатами отправили в Кашинский районный музей, они вернулись в областной центр спустя два с лишним года. В 1941 году в Тверской области эвакуировали только филиал областного музея - Осташковский краеведческий музей. Его коллекция вместе с собранием Нижегородского (в советские годы - Горьковского) областного краеведческого музея хранилась в селе Тонкино Нижегородской области. Но спустя год экспонаты из Осташкова по распоряжению НКВД были отправлены на Восток, и коллекция была утеряна.

-3

Севастопольский художественный музей имени Михаила Крошицкого. Директор Севастопольской картинной галереи Михаил Крошицкий требовал от руководства разрешения на эвакуацию коллекции с первых дней войны. Но перевозку ценностей в более безопасное место постоянно откладывали. Картинная галерея продолжала работать даже в те дни, когда начались постоянные бомбёжки. Когда немцы подошли к городу, Михаил Крошицкий без приказа на эвакуацию, на свой страх и риск, организовал отбор и упаковку самых ценных экземпляров коллекции. Живописные полотна и графические работы, скульптуры и произведения декоративно-прикладного искусства, старинные книги и журналы из музейной библиотеки перевезли сначала на Графскую пристань, затем погрузили на корабль и через несколько дней вывезли в Батуми. Следующие 13 месяцев директор галереи в одиночку сопровождал груз до Томска. Там, в здании областного краеведческого музея, экспонаты хранились до конца войны. Когда коллекция музея в 1945 году вернулась в Крым, её временно разместили в Симферополе. Севастопольская картинная галерея была разрушена прямым попаданием бомбы, все экспонаты, которые не были вывезены, погибли. Для размещения предметов искусства начали реставрировать Дом учителя, стоявший по соседству с бывшим музеем. Обновленная картинная галерея открылась в 1956 году. Сегодня городской художественный музей носит имя Михаила Крошицкого.

-4

Читатель! На этом вторая часть статьи подходит к концу. Делись своими впечатлениями после прочтения в комментариях. Подписывайся, продолжение совсем скоро, ведь это Твоя История!