Кто из россиян старшего поколения не зачитывался в детстве замечательным рассказом Аркадия Гайдара «Чук и Гек»? На его страницах ветер странствий уносит юных героев в бескрайние сибирские просторы - к отрогам таинственных Синих гор. Череда испытаний, выпавших на долю столичных баловников, открывает им глаза на огромный мир, заставляет всерьёз переосмыслить цену своих слов и поступков.
Характеры героев, 6-7 летних братьев-погодков, переданы писателем с большой выразительностью, наделены яркой индивидуальностью. Запасливый рациональный Чук, бережно хранящий «серебряные бумажки от чая и галчиные перья», разительно отличался от безалаберного, но весьма креативного Гека, «умевшего петь песни». Впрочем, искромётной фантазии и озорной выдумки обоим было не занимать.
По версии, необычные имена персонажей представляют собой шутливые семейные прозвища. Чук - сокращенное от «Вовчук» (Вова).
А вот Гек, возможно, ироничное подражание «советским составным именам» - «ГЕрой Красноармеец» (наподобие как Вилен – Владимир Ильич Ленин, Элем – Энгельс, Ленин, Маркс, Владлен – Владимир Ленин и т.д.)
Действительно, исполненная Геком песня звучит весьма воинственно, подчёркивая его «геройский» характер. «Шкуру медведя» (коробку Чука) он раз за разом пронзает заострённой пикой с призывным боевым кличем:
Р-ра! Р-ра! Ура!
Эй! Бей! Турумбей!
Но главное, именно в уста Гека Гайдар вложил вдохновенную антифашистскую оду, о чём скажем ниже.
В целом, пожалуй, трудно найти в советской литературе произведение, более подходящее для детской экранизации. Сюжетные линии рассказа увлекательны, динамичны, чётко раскадрованы.
Однако, помнится, что увиденный в детстве фильм режиссёра Ивана Лукинского (1953 г., киностудия им. Горького), вызвал определённое разочарование. Поскольку тема «детских шалостей» напрочь заслонила в нём воинскую патетику, столь привлекательную для любого мальчишки. В рассказе Гайдара она составляет мощный духовный скреп, оберегающий мирную жизнь Страны Советов.
Так, будучи пацаном, с нетерпением ждал, когда же на экране, наконец, появится «могучий бронепоезд с укутанными брезентом орудиями». Но тщетно - не было в фильме ни бронепоезда, ни его «молчаливого и задумчивого» командира, ждущего приказа маршала Ворошилова. Равно как не было и промелькнувшего в вагонном окне бдительного часового, охраняющего шлагбаум на подъезде к оборонному предприятию.
В кадре лишь однажды показался завод с высокими трубами, вызвавший у Чука и Гека неподдельный интерес: «Интересно, что там делают»?
Не нашлось в фильме и места для такой колоритной детали, как «второй замок», врезанный Серёгиными в дверь своей московской квартиры для лучшей защиты от воров. Оказался за кадром и оживлённый торг любящей мамаши с ямщиком вокруг крупной суммы в 100 рублей за извоз от таёжной ж/д станции до стоянки геологической партии (т.е., в размере 1/3 месячной зарплаты довоенного рабочего).
Хотя, битва столичных мальчиков с круторогим козлом на отдалённом полустанке была снята прекрасно.
Однако, пересмотреть фильм заставили отнюдь не ностальгические воспоминания. Признаюсь, что заинтриговала встреченная в сети информация о том, что после заключения так называемого пакта Молотова-Риббентропа в СССР строго-настрого запрещалась критика Германии, её руководства, и даже зловещих немецких псов-рыцарей.
К примеру, в 1939 г. из соображений политкорректности был запрещен показ фильма Сергея Эйзенштейна «Александр Невский». По требованию прокурора Вышинского в оперу «Семен Котко», посвященную борьбе с немецкой оккупацией Украины в 1918 г., были спешно внесены изменения. Германских солдат заменили на австрийцев, а потом вовсе на неких «наймитов мирового капитала».
Но вот удивительный парадокс - эти строгие запреты не коснулись «Чука и Гека»! Поразительно, но из рассказа не была изъята пророческая отповедь фашизму, возвещённая Аркадием Гайдаром во «сне Гека»:
Приснился Геку странный сон!
Как будто страшный Турворон
Плюет слюной, как кипятком,
Грозит железным кулаком.
Кругом пожар! В снегу следы!
Идут солдатские ряды.
И волокут из дальних мест
Кривой фашистский флаг и крест
Однако, крутейшее для 1939 г. предвидение! Чем-то похоже на стихи Высоцкого: «Идут по Украине солдаты группы «Центр» - с железным кулаком в виде танковых армий Гудериана и Клейста!
Дальше Гек просит командира бронепоезда жахнуть по фашистам из всех орудий!
То, что рассказ был впервые целиком опубликован в литературном журнале «Красная новь» в феврале 1939 года, т.е. за полгода до заключения советско-германского Договора о ненападении, совершенно ничего не меняло.
Ведь в те же дни цензорами был безжалостно списан в макулатуру сборник песен Лебедева-Кумача «Москва майская», изданный аж в 1937 г. «в связи с наличием в песне «Нас не трогай» нескольких абзацев антигерманского характера». При том, в ней не содержалось никаких упоминаний ни о фашизме, ни о главарях Третьего рейха, а присутствовала лишь единственная строчка об угрозе «силы панской и немецкой».
Найти убедительные объяснения этому загадочному феномену пока не удалось. Может быть, «сон Гека» был восстановлен в тексте рассказа уже в послевоенное время? Буду признателен за высказанные версии.
Теперь, по прошествии многих лет, в старом советском фильме очаровала блестящая игра 28-ми летней русской красавицы Веры Васильевой в роли мамы Чука и Гека.
Особенно впечатлил драматический эпизод, когда охваченная горем и тревогой мать отважно выходит из лесной замки с ружьём на поиски пропавшего сына. Добрая и ласковая родительница вдруг превращается в волевую женщину с твердым характером, готовую до конца сражаться за жизнь своих детей. Она уверенно владеет оружием – лесную тишину оглашает сделанный ей выстрел, ускоривший приход спасительной помощи.
Не скрою, понравились три старика, воплотивших народную мудрость – почтальон, ямщик и сторож геологической базы. Все они, подобно библейским пророкам, несуетливы, рассудительны, душевно щедры.
Отмечу и Екатерину Савинову в роли разносчицы телеграмм. Позже она многим запомнилась по роли Фроси Бурлаковой в фильме «Приходите завтра».
Неплохо смотрелись и оба пацана. Правда, показалось, что авторы фильма больше внимания уделили их эпатажным выходкам, чем нравственному перевоплощению.
И совершенно покорили виды сибирской тайги, укутанной снежными клочьями. Право, удивительно было лицезреть такие роскошные пейзажи, снятые без всякой 3D графики.
Под настроение решил посмотреть и ремейк, снятый кинокомпанией «МетрономФильм» в 2022 году «на основе рассказа Аркадия Гайдара». Заинтересовало, что режиссёром в титрах значился Александр Котт, известный по фильмам «Брестская крепость» и «Северный полюс».
Скажу сразу, что его режиссёрская работа отторжения не вызвала. Интересными красками дополнила образ мамы Юлия Снегирь. В её характере отчётливо проглядывала азартная авантюрная жилка, присущая рассказу Гайдара. Действительно, не всякая решится поехать с двумя детьми во глубину сибирских руд!
К тому же, создатели фильма одарили героиню волшебным магическим даром. С детства она хранила маленькую куколку – спасительный оберег, в нужный момент наделяющий её силой Властительницы Сибири.
Хорошо смотрелся Владимир Вдовиченков в роли папы-геолога. Искреннюю улыбку вызвал боди-позитивный Игорь Письменный в роли доброго соседа. Бодро звучала музыка композитора Алексея Айги. Вполне уместной показалась анимация, наглядно демонстрирующая передвижения героев.
А вот изыски сценаристов сильно озадачили. У-фф, это надо же такого нагородить под раскрученным брендом Гайдара!
Во-первых, совершенно не впечатлило превращение братьев-ровесников в сильно разновозрастных детей. В фильме Гек выглядел лет этак на 5-6 старше Чука, и ростом обогнал его на целую голову. Возможно, сценаристы просто перепутали братьев – ведь у Гайдара, наоборот, «Чук был на целый год старше Гека»!
Может, здесь имеет место «новое прочтение»? К примеру, доводилось видеть чеховский «Вишневый сад», где Аня и Петя дефилируют по сцене в комиссарских кожанках с маузерами наперевес: «Мы придём, мы посадим новые сады»! Что и говорить, неожиданные метаморфозы сейчас в моде!
Однако в помянутом ремейке подобные вольности разрушали всю нравственную подоплёку произведения. К примеру, утрата экстренной телеграммы у Гайдара трактована как нечаянная детская шалость. В фильме же она превращается в осознанный злонамеренный поступок. Гек, этакий рослый уже отрок, сжигает важную депешу из чувства самонадеянного упрямства, чем подвергает суровой опасности всю семью, ставит на грань жизни и смерти пожилого сторожа геологической базы. Даже применительно к заигравшемуся детке такое видится откровенным перебором.
К тому же, детские потасовки, протекающие в «разных весовых категориях», напоминали «избиение малолетних».
Но наиболее причудливой показалась сюжетная линия, связанная с поисками пропавшего Чука. Превращение 5-ти минутного эпизода в феерическое часовое «фэнтези» (около 2/3 экранного времени) выглядело набором каскадных трюков, никак не связанных с идеей рассказа.
Приключения семьи, сумбурно разбредшейся по студеной тайге, казались притянутыми за уши «из другой оперы», типа Властелина Колец. На стороне братьев, подобно Фродо и Сэму, вдруг выступили некие волшебные силы, чудесно избавляющие героев от смертельных угроз.
Так, маленького Чука, заплутавшего в снежном царстве, последовательно спасают его любимые игрушки, выросшие до огромных размеров: грузовой автомобиль, красный всадник и заяц-барабанщик.
В сцене перехода реки по зыбкому льду заяц-гигант медленно погружается в воду, наподобие голливудского терминатора.
И вот уже Хозяйка Медной горы увлекает засыпающего Чука своими колдовскими чарами, обещая вечное блаженство. Кстати, её роль выразительно исполняет очаровательная Милена Софронова, похожая на хозяйку «Wildberries».
Дар её поистине бесценен – это кристалл молибденовой руды, которую безуспешно искала экспедиция отца.
Но навстречу Чуку, замерзающему в молибденовой пещере, уже спешит отважный Гек. Он камнем проваливается под лёд, но усилием воли выныривает из речных глубин.
И уже ничто не может остановить братьев на пути к спасению – ни горные ущелья, ни хищные волки, ни свирепый медведь-шатун.
Подоспевшая мама отгоняет медведя своим громким пением. А с соседней скалы ей вторит внезапно появившийся папа-геолог!
Счастливый хэппи энд довершает встреча Нового года с пушистой ёлкой у праздничного стола.
Все хвалят Чука, нашедшего молибден, крайне необходимый стране …
М-да, Гайдар тут рядом не стоял. Но наверно, ремейки все же нужны. Хотя бы для того, чтоб напомнить нынешним детям о любимом писателе их дедушек и бабушек. Нет уже прежних героев с их мечтами и стремлениями. Но по-прежнему крепки понятия дружбы, честного слова и великих семейных ценностей.
Напомню, что тест рассказа и оба фильма выложены в сети в открытом доступе