Найти в Дзене
Кабул-Ташкент

🚂 Туркестанский экспресс: как Россия мечтала соединить Ташкент с Индией через Афганистан

«Кто владеет Центральной Азией — тот управляет судьбой империй», — говаривали британские офицеры, следя за тем, как Российская империя прокладывает рельсы всё ближе к Индии. Но что стало с проектом великой железной дороги, что должна была соединить Кабул, Ташкент и мир?» В конце XIX века Центральная Азия стала ареной невидимой, но яростной схватки двух империй — Российской и Британской. Эта борьба вошла в историю как «Большая игра». Политики и генералы искали способы усилить влияние, дипломаты плели интриги, а инженеры строили дороги. Буквально. Одним из самых амбициозных проектов стало создание железнодорожной линии, которая бы соединила европейскую Россию с Индией, проходя через Самарканд, Термез, Кабул — и дальше на юг, в британскую Индию. В 1888 году, когда была построена Самаркандская ветка, стало ясно: железная дорога — не просто транспорт, а инструмент геополитики. В течение следующих десятилетий Россия прокладывала путь всё дальше на юг: через Карши, Кунград, Каган и далее к г
Оглавление

«Кто владеет Центральной Азией — тот управляет судьбой империй», — говаривали британские офицеры, следя за тем, как Российская империя прокладывает рельсы всё ближе к Индии. Но что стало с проектом великой железной дороги, что должна была соединить Кабул, Ташкент и мир?»

В конце XIX века Центральная Азия стала ареной невидимой, но яростной схватки двух империй — Российской и Британской. Эта борьба вошла в историю как «Большая игра». Политики и генералы искали способы усилить влияние, дипломаты плели интриги, а инженеры строили дороги. Буквально.

Одним из самых амбициозных проектов стало создание железнодорожной линии, которая бы соединила европейскую Россию с Индией, проходя через Самарканд, Термез, Кабул — и дальше на юг, в британскую Индию.

🔧 Как рождалась идея «трансазиатского экспресса»

В 1888 году, когда была построена Самаркандская ветка, стало ясно: железная дорога — не просто транспорт, а инструмент геополитики. В течение следующих десятилетий Россия прокладывала путь всё дальше на юг: через Карши, Кунград, Каган и далее к границе с Афганистаном.

На картах 1900-х годов уже появлялись проекты линии, идущей от Ташкента к Кундузу и Кабулу. В 1910-х годах начали геологическую разведку в районе Гиндукуша, искали подходящие перевалы. Были даже построены мосты через Пяндж — тогда ещё без всякой уверенности, что поезд по ним когда-либо пройдёт.

🕵️‍♂️ Почему проект так и не был реализован?

Причин несколько:

  • Афганистан был нейтральной зоной между двумя империями. Ни Британия, ни Россия не решались на открытое вторжение.
  • Сложнейший рельеф Гиндукуша делал прокладку рельсов дорогой и рискованной.
  • Мировые войны и революции отбросили проект в небытие.

Но идея осталась. Уже в 1980-е годы советские инженеры вновь вернулись к проекту — на этот раз в контексте военной логистики во время афганской кампании. Некоторые наработки той эпохи до сих пор хранятся в архивах Ташкента и Душанбе.

-2

📸 Что осталось сегодня?

  • Старая ветка из Термеза в Афганистан частично восстановлена и используется до сих пор — но лишь до приграничной станции Хайратон.
  • В Термезе можно найти остатки мостов и заброшенных станций, некогда строившихся как часть большего плана.
  • В архивах есть карты «железного маршрута на Кабул», с метками на узбекском, русском и персидском языках.

🚧 Новая жизнь старой идеи?

Сейчас Китай продвигает проект Железного пояса Шёлкового пути, и маршрут через Афганистан вновь становится актуальным. Железная дорога «Кашгар — Кабул — Пешавар» может стать частью новой реальности.

Возможно, век спустя Туркестанский экспресс всё же тронется в путь — но уже под другими флагами.

📌 Подписывайтесь на «Кабул-Ташкент», чтобы не пропустить ещё больше забытых, запретных и удивительных историй Средней Азии.