Найти в Дзене

Оружие без войны: как ювелир из Майкопа создает кинжалы с мифами для президентов и королей

Когда мы говорим про любое оружие, почти всегда представляем рядом с этим оружием мужчину. А если сказать, что оружие создает женщина? И создает это оружие не для войны. Ее клинки - это мифы. Это философия. Это реконструкция утерянного культурного кода. С работами Аси Еутых - одной из немногих женщин на Кавказе (некоторые источники утверждают, что она - единственная женщина - оружейник на Кавказе), кто профессионально делает кинжалы в традиции адыгов (черкесов) я познакомился в Майкопе. Я не скажу, что я специально ехал в Майкоп чтобы посмотреть эти уникальные работы, но посещение музея Аси Еутых, который называется "Золотая кладовая Аси Еутых", точно был в моем списке одним из первых. Открыв двери ее именной кладовой ты просто проваливаешься в особый мир черкесской культуры и истории. Её работы находятся на стыке ремесла, мифологии, философии и современного искусства. Для работ Аси Еутых характерен ярко выраженный этнический стиль: в экспозиции ее кладовой вы точно заметите часто вс

Когда мы говорим про любое оружие, почти всегда представляем рядом с этим оружием мужчину. А если сказать, что оружие создает женщина? И создает это оружие не для войны. Ее клинки - это мифы. Это философия. Это реконструкция утерянного культурного кода. С работами Аси Еутых - одной из немногих женщин на Кавказе (некоторые источники утверждают, что она - единственная женщина - оружейник на Кавказе), кто профессионально делает кинжалы в традиции адыгов (черкесов) я познакомился в Майкопе. Я не скажу, что я специально ехал в Майкоп чтобы посмотреть эти уникальные работы, но посещение музея Аси Еутых, который называется "Золотая кладовая Аси Еутых", точно был в моем списке одним из первых.

Ася Аслановна Еутых. Фото с сайта historical-baggage.ru.
Ася Аслановна Еутых. Фото с сайта historical-baggage.ru.

Открыв двери ее именной кладовой ты просто проваливаешься в особый мир черкесской культуры и истории. Её работы находятся на стыке ремесла, мифологии, философии и современного искусства.

Мастерская и музей "Золотая кладовая Аси Еутых" в Майкопе.
Мастерская и музей "Золотая кладовая Аси Еутых" в Майкопе.

Для работ Аси Еутых характерен ярко выраженный этнический стиль: в экспозиции ее кладовой вы точно заметите часто встречающиеся элементы - золотые бычки с длинными рогами и ритоны - специальные питьевые сосуды в форме рога. Обратите внимание - бычки присутствуют на современном гербе Майкопа. Но, откуда это взялось в работах ювелира - оружейника и как это между собой всё связано?

В 1897 году профессор археологии Николай Иванович Веселовский прославил Майкоп на весь мир. В пригороде Майкопа археологи раскопали большой курган. Оказалось, что в нем полно древних богатств - золотых и ювелирных украшений. На первый взгляд ничего особенного: на территории Кубани археологи до сих пор находят древние захоронения скифов и сарматов, а вся территория Юга сплошь покрыта этими курганами - древними захоронениями. Оказалось, что археологи разрыли не просто очередное древнее захоронение, а открыли ранее не известную древнюю культуру племен Кубани эпохи ранней бронзы, которая получила название Майкопская. Этот курган высотой около 11 метров был нанесен на карты русскими топографами еще в середине XIX века, когда здесь была заложена крепость Майкоп. Курган у черкесов был известен под именем “Вошада”, а название “Ошад” он получил уже в 1972 году. Курган не имел для черкесов ни национального, ни религиозного значения, но играл у них роль сборного пункта.

Сколько же лет этому захоронению? После полутора веков исследований, включая радиоуглеродные, Эрмитаж настаивает: это середина IV тысячелетия до нашей эры. И вот в этом захоронении, среди большого количества украшений были найдены золотые и серебряные статуэтки бычков с большими рогами. Сейчас все украшения из кургана Ошад находятся в Эрмитаже и других музеях России, а изображения бычков стали основой современного герба города Майкоп. Сейчас на месте бывшего кургана Ошад стоит памятная стела, которую поставили здесь в 1972 году, а вокруг находятся обычные дома. Стела представляет из себя изображение древнего человека с находками из кургана Ошад.

Но майкопский курган был не только большим захоронением и по сути, большим древним кладом, но, то что было позже названо Майкопской археологической культурой, стало основой “Майкопского звериного стиля” - явления в искусстве древних народов. Как только древние люди вышли из состояния животных, они стали украшать свои нехитрые предметы быта и орудия различными изображениями и узорами. Поскольку древнего человека вокруг окружали природа и животные, именно их мы и видим в качестве изображений на различных древних предметах. Отсюда и возникло понятие “звериный стиль”. Считается, что самым древним звериным стилем на территории России как раз и является “майкопский звериный стиль”, истоки которого восходят к звериному стилю Шумер и Мессопотамии. А это, на минуточку, колыбель древних цивилизаций.

От майкопского звериного стиля в процессе эволюции родился скифский звериный стиль, а далее - сарматский звериный стиль. Но, всё самое лучшее из античных искусств вобрал в себя меотский звериный стиль, или как его еще называют “прикубанское барокко”. Многие, наверное, слышали про Пермский звериный стиль. Так вот и он является ответвлением от Скифского звериного стиля. Звериные стили используются для создания каких-то национальных культурных идентичностей, в виде дизайна (брендинга) территории или создания национальных элементов, таких как орнаменты и узоры, или даже создание национальных символов.

Возвращаясь к майкопскому звериному стилю в наши дни, он неожиданно получил вторую жизнь как раз благодаря работам Аси Еутых. Используя традиционные адыгские формы, но при этом интерпретируя их в современном художественном ключе, Ася Еутых создала не столько оружие, сколько восстановила утраченные смыслы культуры. Ее работы не про войну, ее работы - мифы, ожившие в металле и дереве. Для своих изделий Ася Еутых использует разные металлы, но самый примечательный из них - авторский сплав ювелус. Он состоит из олова, меди, серебра и золота. Сплав художник сама воссоздала по рецептам древних мастеров. Дед Аси Еутых был известным в республике златокузнецом и секреты мастерства перешли к ней через поколение.

Оружие и ювелирные изделия Аси Еутых находятся в частных коллекциях известных людей по всему миру. Например, меч-акинак “Амра” находится в коллекции Президента России Владимира Путина, также работы Аси хранятся у короля Иордании Абдалы Второго, для принца Иордании Али Бен Аль Хуссейна были изготовлены шашка, кинжал, пояс и газыри, а для принцессы Иордании Рим - комплект украшений свадебного платья. В 1998 году Ася Еутых создала 15 комплектов оружия и амуниции для личной черкесской гвардии иорданского Принца Али.

Продолжая тему древней культуры я зашел в музей народов Востока в Майкопе. Он был как раз создан в 80-е годы для собирания, хранения изучения произведений искусства народов Северного Кавказа. А основанием к этому, опять же, послужили еще одни раскопки древнего кургана, уже в ауле Уляп в Адыгее.

Поводом для раскопок некрополя в ауле Уляп явилась случайная находка бронзового котла, вырванного плугом из кургана при весенней пахоте в 1981 г. Местный тракторист Нурбий Симбулетов показал свою находку учителю уляпской школы, который доставил находку в Майкопский краеведческий музей, и уже осенью того же года экспедиция провела исследования этого кургана. Раскопки некрополя были продолжены в 1982 и 1983 гг. Всего было исследовано 17 курганов. В результате был получен уникальный комплекс произведений V-VI вв. до н.э., характеризующих культуру меотских племен, населявших в то время Северный Кавказ. Одной из наиболее интересных находок стал серебряный сосуд, изготовленный в подражание ритону - популярной античной форме для питья вина. Уляпский “ритон” имеет скульптурное окончание (протому) в виде крылатого коня Пегаса и поэтому его чаще называют просто “Пегас”. Этот предмет считается шедевром искусства мирового значения.

В музее Майкопа хранится точная копия ритона, изготовленная в Германии. Много потрясающе красивых изделий на тему уляпского ритона мы можем увидеть и в коллекции Аси Еутых.

Кроме большого количества различных украшений, оружия и ритонов в коллекции "кладовой" можно увидеть необычный предмет - свадебное платье самой Аси Еутых с некоторыми традиционными украшениями.

Что еще интересного вас ждет в "Золотой кладовой Аси Еутых"? Как насчет царского трона? Поднимаясь по шикарной лестнице на второй этаж музея вы можете увидеть походный царский трон. В целом трон выстроен по схеме, характерной для наиболее древних образцов церемониальных престолов. Прямые контуры сиденья, строго вертикальная спинка и ножки характерны для наиболее ранних изображений тронов Египта, Шумера и Греции. Оформление подлокотников трона парными фигурами львов очень узнаваемо по целому ряду археологических находок и изображений от эпохи неолита до средневековья (неолитическое изображение богини-матери на троне из Чатал-Хююк, золотой трон Тутанхамона и пр.).

Весьма уместным выглядит оформление спинки Трона высокими боковыми стойками, стилизованными под древние церемониальные штандарты, широко распространенные в ритуалах различных народов Древней Евразии от Причерноморья до Китая.

Мозаичный пол в "Золотой кладовой".
Мозаичный пол в "Золотой кладовой".

Стоит обратить внимание и на интерьер самой "кладовой". Все стены, колонны и лестницы "кладовой" оформлены витиеватыми орнаментами, а зеркала, установленные в музейных залах расширяют пространство и создают иллюзию зазеркалья, в которое вы попадаете прямо с порога здания. Кстати, гуляя по залам "кладовой" будьте осторожны и не обманитесь этой зазеркальной иллюзией приняв зеркало за пространство.

Уже после посещения "Золотой кладовой" гуляя по улицам Майкопа увидел красивые кованные ворота и ручки с отлитыми "майкопскими бычками" на дверных ручках. Красивое - сфотографировал и пошел дальше. А уже потом, разглядывая фото увидел, что на ручках имеется подпись "А.Еутых". Так что, гуляя по Майкопу, обращайте внимание на кованные детали - возможно вы тоже найдете работы знаменитой художницы - оружейника на улицах Майкопа.

Многие не знаю о существовании в Майкопе этого места. Если вы будете в столице Адыгеи, обязательно загляните в "Золотую кладовую Аси Еутых", тем более, что она находится в центре Майкопа, в городском парке Горького. Адрес: ул. Гагарина, 7Е.

Если вам понравилась статья, ставьте лайк и подписывайтесь на мой канал. Вы можете также поддержать автора с помощью донатов "Дзена". Также подписывайтесь на мой телеграм-канал где я публикую много интересной информации по городам Юга России.