Найти в Дзене
Живописные истории

«Ладья Данте» Эжена Делакруа

«Ладья Данте», считающаяся первым крупным произведением Эжена Делакруа (1798–1863), основана на сцене из восьмой песни «Ада» Данте. На картине изображен свинцовый дымчатый туман на фоне пылающего Города Мертвых, в то время как поэт Данте совершает опасную переправу через реку Стикс под руководством древнеримского поэта Вергилия. Дым позади лодки и резкое движение ткани, в которую завернут гребец Флегий, указывают на сильный ветер, с которым сталкиваются Данте и Вергилий. Бурная река поднимает правый край лодки. Картина исследует психологические контрасты, подчеркивая разные реакции персонажей. Вергилий отстранен от окружающего его хаоса, но при этом использует правую руку, дабы утешить Данте, проявляя заботу о его благополучии, поскольку тот явно боится. Бурлящие воды наполнены искривленными телами проклятых душ, которые в безумной ярости пытаются опрокинуть лодку, прервать их путешествие. Их бледная кожа, искажённые фигуры и демонические лица, несомненно, являются самыми заметными эл

«Ладья Данте», считающаяся первым крупным произведением Эжена Делакруа (1798–1863), основана на сцене из восьмой песни «Ада» Данте.

На картине изображен свинцовый дымчатый туман на фоне пылающего Города Мертвых, в то время как поэт Данте совершает опасную переправу через реку Стикс под руководством древнеримского поэта Вергилия.

Дым позади лодки и резкое движение ткани, в которую завернут гребец Флегий, указывают на сильный ветер, с которым сталкиваются Данте и Вергилий.

Бурная река поднимает правый край лодки.

Картина исследует психологические контрасты, подчеркивая разные реакции персонажей.

Вергилий отстранен от окружающего его хаоса, но при этом использует правую руку, дабы утешить Данте, проявляя заботу о его благополучии, поскольку тот явно боится.

Бурлящие воды наполнены искривленными телами проклятых душ, которые в безумной ярости пытаются опрокинуть лодку, прервать их путешествие. Их бледная кожа, искажённые фигуры и демонические лица, несомненно, являются самыми заметными элементами всего полотна.

-2

На протяжении всей своей карьеры Делакруа славился своим новаторским использованием цвета, что хорошо видно на этой картине.

Театральное яркое сочетание смелых цветов у фигур в центре композиции поражает воображение.

Красный цвет головного убора Данте перекликается с пылающим городом позади него, резко контрастируя с клубящейся синевой Флегия.

Капли воды, стекающие по телам проклятых, написаны в манере, редко встречавшейся до того времени. Четыре различных, несмешанных пигмента, нанесенные в строго определенном количестве, составляют изображение одной капли и ее тени. Белый цвет используется для бликов, мазки жёлтого и зелёного соответственно обозначают саму каплю, а тень – красная.

Ученик Делакруа и его главный помощник на протяжении более десяти лет, Пьер Андрие, записал, что, по словам учителя, вдохновение на создание этих капель отчасти пришло благодаря каплям воды, которые можно увидеть на водяных нимфах на картине Питера Пауля Рубенса (1577–1640) «Прибытие Марии Медичи в Марсель». Новаторская техника изображения капель воды в «Ладье Данте» впервые подтвердила статус Делакруа как мастера-колориста.

Прибытие Марии Медичи в Марсель
Прибытие Марии Медичи в Марсель

На Делакруа также оказала сильное влияние картина Теодора Жерико (1791–1824) «Плот Медузы», выполненная в натуральную величину в 1819 году и изображающая момент после крушения французского военно-морского фрегата "Медуза", который сел на мель у берегов современной Мавритании 2 июля 1816 года.

Что привело к тому, что значительная часть команды провела несколько дней в на плоту в море, страдая от жажды и голода и прибегая к каннибализму.

Плот Медузы
Плот Медузы

В письме к своей сестре, мадам Анриетте де Вернинак, написанном в 1821 году, Делакруа писал о своем желании написать картину для Салона в следующем году и "получить хоть немного признания".

В апреле 1822 года он написал своему другу Шарлю Сулье, что он работал без устали два с половиной месяца ради этой цели.

Салон открылся 24 апреля 1822 года, и картина Делакруа была выставлена под названием «Данте и Вергилий, ведомые Флегием, пересекают озеро, окружающее стены адского города Дис».

Критики высказывали различные мнения о полотне Делакруа.

Один из судей Салона, Этьен-Жан Делеклюз (который впоследствии часто критиковал художника), нелестно отзывался о картине, назвав её "настоящей мазней" (une vraie tartouillade).

Другой член жюри, Антуан-Жан Гро, наоборот высоко оценил картину, назвав её "сдержанным Рубенсом".

Анонимный рецензент из Le Miroir предположил, что Делакруа станет "выдающимся колористом".

Летом 1822 года французское государство приобрело картину за 2000 франков и перевезло её в Люксембургский музей.

Делакруа был рад этой новости, хотя и опасался, что при близком рассмотрении работа покажется менее впечатляющей.

В 1874 году, через одиннадцать лет после смерти художника, картина была перенесена на её нынешнее место хранения — в Лувр.

Статьи о картинах Эжена Делакруа:

Делакруа | Живописные истории | Дзен
-5