Продолжение следует...
Продолжение следует...
...Читать далее
МОИ КОНТАКТЫ И РЕСУРСЫ
ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
ОСНОВНЫЕ ИДЕИ АНАЛИЗИРУЕМОГО МАТЕРИАЛА
- Материал вводит понятие «предпринимателей» как людей, создающих новые решения и компании для удовлетворения потребностей общества.
- Основной тезис заключается в предложении относиться к собственной жизни как к стартапу, где главная цель — не обогащение, а создание ценности для себя и общества через осмысленную деятельность.
- Отмечается внутренний конфликт человека, который естественным образом стремится к безопасности и предсказуемости, в то время как рискованные решения ведут к большему удовлетворению и счастью.
- В качестве доказательства приводится исследование, показывающее, что люди, принимавшие в сложных жизненных ситуациях более рискованные, «пугающие» решения (ответ «да» по жребию), со временем становились значительно счастливее тех, кто выбирал безопасный путь («нет»).
- Материал делает вывод, что главным препятствием является не возможное последствие неудачи, а сам страх перед риском. Поэтому рекомендуется сознательно выбирать путь риска, говорить «да» возможностям и приключениям для обретения гармонии и счастья.
ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ МОМЕНТЫ (РАЦИОНАЛЬНОЕ ЗЕРНО С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ДИАЛЕКТИКИ)
- Призыв рассматривать жизнь как «стартап» интуитивно нащупывает диалектический принцип активной, преобразующей роли субъекта. Вместо пассивного созерцания бытия предлагается деятельный подход, направленный на изменение действительности через практику.
- Материал фиксирует объективное противоречие в сознании человека: между стремлением к устойчивости, безопасности (сохранение бытия) и необходимостью рискованных действий для достижения качественно нового состояния (становление). Это отражает диалектику покоя и движения, устойчивости и изменчивости.
- Идея создания ценности для других и удовлетворения потребностей общества, пусть и в буржуазной трактовке, содержит зачаточное понимание общественной природы человека и его деятельности, выходя за рамки узкого эгоизма.
- Поощрение готовности говорить «да» возможностям является стихийным признанием практики как движущей силы развития. Утверждается, что счастье и гармония достигаются не в умозрительных построениях, а в реальной деятельности, направленной на преобразование своей жизни.
ЗАМЕЧАНИЯ (КРИТИКА С МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКИХ ПОЗИЦИЙ)
- Идеализм. Концепция совершает коренную ошибку, отрывая сознание от бытия. Счастье и самореализация представляются как результат субъективного психологического выбора — готовности рисковать. Полностью игнорируются объективные материальные условия, которые определяют как саму возможность выбора, так и содержание «риска». Первопричиной изменений провозглашается изменение установки сознания, а не изменение материальных общественных отношений.
- Метафизика. Явления «риска» и «безопасности» рассматриваются абстрактно, вне их взаимной связи, противоречий и развития. Они представлены как застывшие, неизменные категории. Диалектическое понимание того, как безопасность в определённых условиях превращается в свою противоположность — застой и деградацию, — а риск является необходимым моментом перехода к новому качеству, отсутствует. Результаты одного эксперимента абсолютизируются и применяются ко всем людям безотносительно к их конкретно-историческому положению.
- Индивидуализм. Материал полностью игнорирует классовый аспект общества, продвигая буржуазную идеологию. Моделью для подражания служит «предприниматель» — идеализированный герой капиталистического способа производства. Ответственность за жизненный успех и счастье целиком возлагается на индивида, что скрывает реальные классовые противоречия. «Риск» для рабочего (увольнение, нищета) и «риск» для капиталиста (потеря части капитала) — качественно разные явления, что здесь полностью затушёвывается. Таким образом, нарушается принцип партийности в анализе социальных явлений.
- Психологизация. Происходит подмена анализа социальных противоречий личными психологическими проблемами. Неудовлетворённость жизнью, отсутствие самореализации, которые при капитализме порождаются объективными причинами (отчуждение труда, эксплуатация), сводятся к индивидуальному «страху неудачи». Вместо призыва к изменению объективных условий, порождающих несчастье, даётся рекомендация изменить своё субъективное отношение к этим условиям. Это классический приём буржуазной психологии, направленный на адаптацию индивида к эксплуататорскому строю, а не на борьбу с ним.
РЕКОМЕНДАЦИИ (ПУТИ «СНЯТИЯ» ДЛЯ ДИАЛЕКТИЧЕСКОЙ ПОЗИТИВНОЙ ПСИХОЛОГИИ)
- Научная психология должна исходить из анализа психики в контексте конкретных историко-социальных условий, признавая первичность общественного бытия по отношению к общественному сознанию.
- Идея «жизни как стартапа» должна быть «снята» и преобразована в концепцию осознанной коллективной революционно-практической деятельности, направленной на преобразование общества. Субъект рассматривается не как изолированный «предприниматель», а как часть коллектива, класса.
- Противоречие между безопасностью и риском необходимо анализировать диалектически, вскрывая его классовое содержание. Для пролетариата подлинный созидательный «риск» — это классовая борьба, а «безопасность» — иллюзия стабильности в рамках наёмного рабства.
- Вместо психологизации необходимо вскрывать объективные социальные корни таких явлений, как страх, неуверенность, апатия, связывая их с отчуждением и эксплуатацией, присущими классово-антагонистическому обществу.
ПРИМЕНЕНИЕ И «СНЯТИЕ» В КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ
- В условиях капитализма. Данный материал может быть использован для критики буржуазной идеологии. Он наглядно демонстрирует, как стремление человека к творческой, преобразующей деятельности («предпринимательство») направляется капитализмом в ложное, индивидуалистическое русло. Диалектический анализ показывает, что подлинное «создание ценности для общества» и преодоление страха возможны не через индивидуальные «стартапы», а через осознание классовых противоречий и переход к коллективной революционной борьбе. «Сказать „да“ пугающему обязательству» в этих условиях означает сказать «да» борьбе за уничтожение эксплуатации.
- В коммунистическом обществе. Происходит «снятие» антагонистических противоречий. Противостояние индивидуального риска и общественной безопасности разрешается. Творческая, новаторская деятельность («предпринимательство») перестаёт быть формой конкурентной борьбы за выживание и становится формой свободного коллективного творчества на благо всего общества. Риск отделяется от страха нищеты и становится элементом научного, технического и социального эксперимента, направленного на коллективное решение неантагонистических противоречий и дальнейшее развитие общества. Счастье становится не наградой за индивидуальный удачный риск, а естественным результатом свободной творческой деятельности каждого в гармонии с обществом.
ВЫВОДЫ
- Анализируемый материал является типичным продуктом буржуазной позитивной психологии, который на идеалистической и метафизической основе предлагает индивидуалистический путь к счастью.
- Концепция маскирует и психологизирует реальные социальные противоречия, подменяя необходимость изменения объективной действительности призывом к изменению субъективного отношения к ней.
- С точки зрения диалектического материализма, рациональное зерно материала — идея активной, преобразующей роли субъекта — может быть реализовано не через индивидуальное «предпринимательство», а только через коллективную революционную практику, направленную на построение бесклассового коммунистического общества, где свободное развитие каждого является условием свободного развития всех.
Продолжение следует...
Жизнь как стартап-предприятие