Найти в Дзене

06.17. Жизнь как стартап-предприятие

Продолжение следует...
Оглавление

МОИ КОНТАКТЫ И РЕСУРСЫ

ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

ОСНОВНЫЕ ИДЕИ АНАЛИЗИРУЕМОГО МАТЕРИАЛА

  1. Материал вводит понятие «предпринимателей» как людей, создающих новые решения и компании для удовлетворения потребностей общества.
  2. Основной тезис заключается в предложении относиться к собственной жизни как к стартапу, где главная цель — не обогащение, а создание ценности для себя и общества через осмысленную деятельность.
  3. Отмечается внутренний конфликт человека, который естественным образом стремится к безопасности и предсказуемости, в то время как рискованные решения ведут к большему удовлетворению и счастью.
  4. В качестве доказательства приводится исследование, показывающее, что люди, принимавшие в сложных жизненных ситуациях более рискованные, «пугающие» решения (ответ «да» по жребию), со временем становились значительно счастливее тех, кто выбирал безопасный путь («нет»).
  5. Материал делает вывод, что главным препятствием является не возможное последствие неудачи, а сам страх перед риском. Поэтому рекомендуется сознательно выбирать путь риска, говорить «да» возможностям и приключениям для обретения гармонии и счастья.

ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ МОМЕНТЫ (РАЦИОНАЛЬНОЕ ЗЕРНО С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ДИАЛЕКТИКИ)

  1. Призыв рассматривать жизнь как «стартап» интуитивно нащупывает диалектический принцип активной, преобразующей роли субъекта. Вместо пассивного созерцания бытия предлагается деятельный подход, направленный на изменение действительности через практику.
  2. Материал фиксирует объективное противоречие в сознании человека: между стремлением к устойчивости, безопасности (сохранение бытия) и необходимостью рискованных действий для достижения качественно нового состояния (становление). Это отражает диалектику покоя и движения, устойчивости и изменчивости.
  3. Идея создания ценности для других и удовлетворения потребностей общества, пусть и в буржуазной трактовке, содержит зачаточное понимание общественной природы человека и его деятельности, выходя за рамки узкого эгоизма.
  4. Поощрение готовности говорить «да» возможностям является стихийным признанием практики как движущей силы развития. Утверждается, что счастье и гармония достигаются не в умозрительных построениях, а в реальной деятельности, направленной на преобразование своей жизни.

ЗАМЕЧАНИЯ (КРИТИКА С МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКИХ ПОЗИЦИЙ)

  1. Идеализм. Концепция совершает коренную ошибку, отрывая сознание от бытия. Счастье и самореализация представляются как результат субъективного психологического выбора — готовности рисковать. Полностью игнорируются объективные материальные условия, которые определяют как саму возможность выбора, так и содержание «риска». Первопричиной изменений провозглашается изменение установки сознания, а не изменение материальных общественных отношений.
  2. Метафизика. Явления «риска» и «безопасности» рассматриваются абстрактно, вне их взаимной связи, противоречий и развития. Они представлены как застывшие, неизменные категории. Диалектическое понимание того, как безопасность в определённых условиях превращается в свою противоположность — застой и деградацию, — а риск является необходимым моментом перехода к новому качеству, отсутствует. Результаты одного эксперимента абсолютизируются и применяются ко всем людям безотносительно к их конкретно-историческому положению.
  3. Индивидуализм. Материал полностью игнорирует классовый аспект общества, продвигая буржуазную идеологию. Моделью для подражания служит «предприниматель» — идеализированный герой капиталистического способа производства. Ответственность за жизненный успех и счастье целиком возлагается на индивида, что скрывает реальные классовые противоречия. «Риск» для рабочего (увольнение, нищета) и «риск» для капиталиста (потеря части капитала) — качественно разные явления, что здесь полностью затушёвывается. Таким образом, нарушается принцип партийности в анализе социальных явлений.
  4. Психологизация. Происходит подмена анализа социальных противоречий личными психологическими проблемами. Неудовлетворённость жизнью, отсутствие самореализации, которые при капитализме порождаются объективными причинами (отчуждение труда, эксплуатация), сводятся к индивидуальному «страху неудачи». Вместо призыва к изменению объективных условий, порождающих несчастье, даётся рекомендация изменить своё субъективное отношение к этим условиям. Это классический приём буржуазной психологии, направленный на адаптацию индивида к эксплуататорскому строю, а не на борьбу с ним.

РЕКОМЕНДАЦИИ (ПУТИ «СНЯТИЯ» ДЛЯ ДИАЛЕКТИЧЕСКОЙ ПОЗИТИВНОЙ ПСИХОЛОГИИ)

  1. Научная психология должна исходить из анализа психики в контексте конкретных историко-социальных условий, признавая первичность общественного бытия по отношению к общественному сознанию.
  2. Идея «жизни как стартапа» должна быть «снята» и преобразована в концепцию осознанной коллективной революционно-практической деятельности, направленной на преобразование общества. Субъект рассматривается не как изолированный «предприниматель», а как часть коллектива, класса.
  3. Противоречие между безопасностью и риском необходимо анализировать диалектически, вскрывая его классовое содержание. Для пролетариата подлинный созидательный «риск» — это классовая борьба, а «безопасность» — иллюзия стабильности в рамках наёмного рабства.
  4. Вместо психологизации необходимо вскрывать объективные социальные корни таких явлений, как страх, неуверенность, апатия, связывая их с отчуждением и эксплуатацией, присущими классово-антагонистическому обществу.

ПРИМЕНЕНИЕ И «СНЯТИЕ» В КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ

  1. В условиях капитализма. Данный материал может быть использован для критики буржуазной идеологии. Он наглядно демонстрирует, как стремление человека к творческой, преобразующей деятельности («предпринимательство») направляется капитализмом в ложное, индивидуалистическое русло. Диалектический анализ показывает, что подлинное «создание ценности для общества» и преодоление страха возможны не через индивидуальные «стартапы», а через осознание классовых противоречий и переход к коллективной революционной борьбе. «Сказать „да“ пугающему обязательству» в этих условиях означает сказать «да» борьбе за уничтожение эксплуатации.
  2. В коммунистическом обществе. Происходит «снятие» антагонистических противоречий. Противостояние индивидуального риска и общественной безопасности разрешается. Творческая, новаторская деятельность («предпринимательство») перестаёт быть формой конкурентной борьбы за выживание и становится формой свободного коллективного творчества на благо всего общества. Риск отделяется от страха нищеты и становится элементом научного, технического и социального эксперимента, направленного на коллективное решение неантагонистических противоречий и дальнейшее развитие общества. Счастье становится не наградой за индивидуальный удачный риск, а естественным результатом свободной творческой деятельности каждого в гармонии с обществом.

ВЫВОДЫ

  1. Анализируемый материал является типичным продуктом буржуазной позитивной психологии, который на идеалистической и метафизической основе предлагает индивидуалистический путь к счастью.
  2. Концепция маскирует и психологизирует реальные социальные противоречия, подменяя необходимость изменения объективной действительности призывом к изменению субъективного отношения к ней.
  3. С точки зрения диалектического материализма, рациональное зерно материала — идея активной, преобразующей роли субъекта — может быть реализовано не через индивидуальное «предпринимательство», а только через коллективную революционную практику, направленную на построение бесклассового коммунистического общества, где свободное развитие каждого является условием свободного развития всех.

Продолжение следует...

Жизнь как стартап-предприятие
Жизнь как стартап-предприятие