“Международный междусобойчик” по пятницам
Друзов спасла дружба с Израилем
#международныймеждусобойчик #БольшойБлижнийвосток
ЧАСТЬ II.
Очевидно, что Дамаск попытался распространить на территории компактного проживания друзов свой успешный мартовский опыт жестокого подавления попыток создания автономной области в Латакии, где проживают алавиты, – костяк поддержки режима Башара Асада [который сам принадлежал к алавитам, но позже номинально принял ислам суннитского толка].
Однако, если за алавитов, ориентированных на Иран, было некому заступиться, а “коллективный Запад” закрыл глаза на акты геноцида под эгидой “сохранения территориальной целостности Сирии”, то у друзов нашелся сильный и мотивированный покровитель в лице Израиля.
Наличие переговорного процесса между Израилем и самопровозглашенными властями Сирии о нормализации отношений никак не повлияло на “красные линии” Тель-Авива в виде неприемлемости приближения международных исламских террористов в личине сирийской армии к своим границам.
Более того, в связи с проживанием большой общины друзов на оккупированных Голанских высотах, эта территория превращается для Дамаска в аналог навсегда “ушедшего за горизонт” Арарата для Еревана.
[Можно отметить, что после друзов на очереди у Дамаска были курды, причем захватившие власть сирийские исламисты могли рассчитывать на полную поддержку Анкары; интересно отметить, что кроме США, курдский “автономизм” также поддерживает Израиль].
Однако, далее в игру вступил еще один региональный “тяжеловес” – Турция. 17 июля президент Реджеп Тайип Эрдоган провел телефонный разговор с de facto главой Сирии Ахмедом аль-Шараа.
Согласно официальному релизу, Эрдоган:
позитивно оценил достигнутое Дамаском перемирие с друзской общиной;
выступил категорически против разделения Сирии;
резко осудил действия Израиля, назвав его “террористическим государством, не признающим ни законы, ни нормы” и обвинив в стремлении дестабилизировать регион.
После этого разговора племенное ополчение бедуинов и иностранные боевики, якобы нарушив приказ Дамаска, вновь выдвинулись в направлении провинции Сувейда, начав бои в ее западной части.
В ответ ВВС ЦАХАЛ в ночь на 18 июля нанес удары беспилотниками по позициям противников друзов и автоколоннам боевиков, двигавшимся им на помощь.
Сирийское проправительственное издание “Аль-Ватан” обвиняет в возобновлении столкновений лидера друзов шейха Хикмета аль-Хаджари, который якобы призывает к неповиновению Дамаску и выступает за сближение с Израилем.
PS. В начале июля The Financial Times опубликовала статью “Турция и Израиль движутся к открытому соперничеству”.
Издание цитирует главу МИД Турции Хакана Фидана на саммите Организации исламского сотрудничества: “Нет палестинской, ливанской, сирийской, йеменской или иранской проблемы — но есть, вне всякого сомнения, проблема израильская”. Как указывает FT, “в Анкаре испытывают явное раздражение от напористости Израиля и его новой роли регионального гегемона — роли, которую долгое время стремился занять президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган”.
В Израиле во многом “зеркальная ситуация”, здесь часть силовиков “все чаще рассматривает региональное влияние Турции как долгосрочную угрозу — “опаснее, чем Иран”.
FT отмечает, что конфликт Израиля и Турции носит как идеологический, так и геополитический характер. Анкара сегодня сочетает суннитский исламизм с турецким национализмом, кульминацией чего стала платформа “Век Турции”, обещающая эпоху турецкой силы на международной арене.
В Израиле у власти находится крайне правая коалиция, исповедующая столь же жесткое и предопределенное видение судьбы Израиля, в т.ч. – стремление к военному доминированию в Ливане, Газе и Сирии.
ЦИТАТА “Эти конкурирующие мировоззрения не оставляют пространства для компромиссов”.
В завершение FT указывает: “На протяжении десятилетий американские стратеги рассматривали Турцию и Израиль как незаменимых, хотя и сложных союзников, — 2 столпа региональной стабильности. Сегодня эти 2 столпа начинают сталкиваться лбами”.