Как часто вы ловили себя на мысли: "Я же это объяснил! Почему он не понял?" Или наоборот: "Я думал, он меня понял, а оказалось, что нет!" Это происходит постоянно, и иногда последствия такой "непонятки" могут быть весьма серьезными – от потерянных клиентов и уволившихся сотрудников до ссор в личных отношениях. Давайте разберемся, почему так происходит и как этого избежать.
Ловушка "Я понял по-своему"
Представьте ситуацию: ваш руководитель беседует с ценным сотрудником, который подумывает уйти. Руководитель спрашивает: "Что может тебя удержать?" Сотрудник отвечает: "Интересные проекты". Руководитель с радостью дает ему очень интересные проекты. Проходит месяц, и сотрудник увольняется. Что пошло не так?
Проблема в том, что руководитель дал проекты, интересные ЕМУ, а не подчиненному. Для руководителя "интересный проект" мог означать, например, крупный бюджет, высокая ответственность или инновационные технологии. А для сотрудника "интересный проект" мог быть чем-то совершенно другим: возможностью работать в команде, применять новые навыки, видеть быстрые результаты своего труда или даже просто удобный график.
Эта ошибка, к сожалению, встречается повсеместно. Мы слышим слово, автоматически наполняем его своим собственным смыслом и начинаем действовать, исходя из своего понимания, не утруждаясь уточнить, что же это слово значит для другого человека.
"Забота" в разных измерениях
Подобные ситуации возникают и в близких отношениях. Классический пример: она говорит, что ей важно, чтобы о ней заботились. Он, не долго думая, решает, что "забота" — это регулярное пополнение общего бюджета и своевременная оплата счетов. Он добросовестно выполняет свои "обязанности по заботе", но она все равно чувствует себя неуслышанной и недолюбленной.
Почему? Потому что для нее "забота" может заключаться совершенно в другом. Возможно, ей важно, чтобы он иногда отвозил ее к маме и оставался там с ней, потому что ей нужна его поддержка в этих разговорах. Или чтобы он просто выслушал ее после трудного дня, когда она устала, или помнил о ее любимых мелочах. Для нее забота — это внимание, эмоциональная поддержка, совместное время. А он, сосредоточившись на финансах, не заметил этих потребностей.
Выход есть: Задавайте вопросы!
Итак, что же делать, чтобы не попадать в эти ловушки недопонимания? Ответ прост, но требует усилий: ЗАДАВАТЬ ВОПРОСЫ. И не просто вопросы, а уточняющие, конкретизирующие вопросы.
Вернемся к ситуации с сотрудником. Вместо того чтобы сразу давать "интересные" проекты, руководитель мог бы спросить:
- "Как вы понимаете, что проект для вас интересный?" – Этот вопрос может раскрыть мотивы и критерии интереса.
- "Можете ли вы привести пример интересного проекта, над которым вы уже работали?" – Конкретный пример поможет руководителю понять, какие проекты интересны.
- "Вот этот проект (описание). Считаете ли вы его интересным для себя, и почему?" – Если уже есть конкретный вариант, можно проверить, совпадает ли видение.
- "Что может сделать этот проект интересным для вас?" – Позволяет сотруднику сформулировать свои ожидания и пожелания.
Эти вопросы направлены на то, чтобы прояснить смысл, который человек вкладывает в свои слова. Они помогают выйти за рамки общих фраз и понять конкретные детали желаемого.
Опасность обобщений
Основная проблема заключается в том, что за одним и тем же словом люди часто подразумевают совершенно разные вещи. Мы используем обобщения, которые, на первый взгляд, кажутся понятными, но на самом деле скрывают за собой огромное количество индивидуальных интерпретаций.
Предположим, вы спросили сотрудника, как понять, что проект интересный, и он ответил: "Ну, это когда я с радостью его делаю и доволен результатами его работы". Что конкретно он сказал? На самом деле, ничего конкретного.
Слова "радость" и "результат" могут иметь огромное количество проявлений.
- Для одного "радость" – это возможность проявить креативность, для другого – отсутствие стресса, для третьего – признание коллег.
- "Доволен результатами" может означать завершение проекта точно в срок, получение премии, положительный отзыв от клиента, ощущение выполненного долга или даже просто возможность пораньше уйти домой.
Человек, отвечая такими обобщениями, не раскрыл значеия слов. И если мы не уточним, что именно для него означают эти слова, мы снова рискуем ошибиться.
Поэтому, когда вы слышите обобщенные ответы, всегда следуйте правилу: конкретизируйте. Спросите:
- "Что именно для вас значит 'радость' в работе над проектом?"
- "Как вы поймете, что вы 'довольны результатами'? Что будет показателем этого?"
- "Можете ли вы описать конкретную ситуацию, когда вы испытывали эту 'радость' или были 'довольны результатом'?"
Заключение
В мире переговоров и психологии отношений, будь то профессиональных или личных, умение задавать правильные вопросы и прояснять значение слов – это не просто навык, это фундаментальная необходимость. Мы все склонны к обобщениям и собственным интерпретациям. Осознавая это, мы можем начать активно работать над тем, чтобы действительно понять другого человека, а не просто "додумать" за него.
Уточняйте это поможет вам избежать множества ошибок, недопониманий и разочарований. Ведь истинное общение начинается там, где слова перестают быть пустыми звуками, а наполняются смыслом. Помните: "Я тебя понял" – это не конец диалога, это начало пути к настоящему взаимопониманию. 🚀