О работе учителей в школе, репетиторов написано немало статей. Мне в своей статье хотелось бы обратить внимание (это мое личное мнение, основанное на многолетнем опыте преподавания физики в разных школах) на то, что учитель и репетитор выполняют разные задачи (разные цели), которые вносят определенный вклад в обучение и воспитание ребенка. Учитель в школе общается с учеником, следит за его развитием (воспитанием и образованием), поддерживает, помогает преодолевать трудности, т.е. учитель помогает ученику комплексно. Работа учителя в школе строго регламентирована и постоянно контролируется. Репетиторство – это работа исключительно под запрос родителей; все цели и задачи заточены под этот запрос. В своей работе репетитор не ограничен никакими регламентами и контролем (кроме контроля со стороны родителей).
Максимально возможный результат можно получить в том случае, если учитель и репетитор работают «в паре»: учитель обучает на уроках в соответствие с рабочей программой предмета, а репетитор развивает и дополняет (не «натаскивает») знания и умения, полученные на уроках, и необходимые для подготовки к ГИА (в формате ОГЭ или ЕГЭ). Репетитор, который отработал в школе 5-10 лет учителем физики («прошел» учебники хотя бы 1-2 раза с 7 по 11 класс, выучил материал, содержащийся в них: знает в каком классе, какой материал изучается, сколько времени отводится на изучение того или иного материала, …), владеющий методикой преподавания предмета, легко может адаптировать материал с учетом индивидуальных особенностей ученика при подготовке к экзамену (в соответствие с КИМ ОГЭ или ЕГЭ). Репетитор, сдающий ЕГЭ на 100 или 90+ баллов, не есть гарантия того, что выпускники будут получать на экзамене те же баллы. Задача репетитора не только самому уметь решать задания ЕГЭ, а найти различные способы объяснения материала, чтобы его понял ученик; репетитор должен видеть пробелы в знаниях, выстраивать индивидуальные траектории обучения, мотивировать ученика. С другой стороны, если ученик не получил на экзамене выдающихся результатов (100 или 90+), еще не является свидетельством того, что репетитор не справился со своей задачей (причин неудачи на экзамене множество; Вы с легкостью их назовете сами). Революционного прорыва с репетитором не получить, вероятнее всего, можно наблюдать эволюционный процесс: вероятность того, что выпускник на экзамене получит достойный результат, увеличивается, а инвестиции – принесут дивиденды в будущем (например, поступления в вузы и получении высшего профессионального образования).
Если без репетиторства для Вашего ребенка не обойтись никак, нужен репетитор для подготовки к экзаменам по физике, то закономерно встает вопрос какой формат обучения выбрать: онлайн или офлайн? У каждого формата обучения есть свои преимущества и недостатки. Конечно, стоимость офлайн обучения (индивидуальное обходится дороже группового) выше, чем онлайн обучение (но и эффективность подготовки выше), поэтому выбор всегда за родителями (Вы лучше знаете особенности Вашего ребенка). По запросу в сети Интернет Вы можете найти преимущества и недостатки того или иного вида обучения. При выборе репетитора по физике (в любом формате) я бы обратил внимание на:
- квалификацию и опыт (профильное образование (желательно, но не обязательно педагогическое), наличие стажа работы в школе и репетиторстве по предмету); будьте внимательны при найме многопрофильного репетитора, который готовит к ОГЭ/ЕГЭ почти по всем предметам (лучше выбирать узконаправленного репетитора или репетитора по одному профилю, например, физика и математика, химия и биология);
- формат занятий: онлайн или офлайн (индивидуальное или групповое); хороший репетитор всегда предложит Вам присутствовать на первом занятии (лично или у экрана монитора); обычно на первом (вводном) занятии репетитор знакомит ученика со структурой (КИМ ОГЭ/ЕГЭ), видами заданий и уровнями сложности, критериями оценки заданий, этапами и особенностями подготовки: количеством и продолжительностью занятий, расписанием, правила отмен и переносов…;
- условия прекращения сотрудничества (репетитор откажется от занятий, если Ваш ребенок готовиться спустя рукава (занятия проходят «из-под палки», требования (домашние задания) не выполняет, часто пропускает занятиями, находя различные надуманные причины, …); Вы можете отказаться от услуг в любой момент;
- условия оплаты (абонемент, предоплата или оплата по факту проведения занятия; наличные или перевод на карту, расчетный счет);
- возможность сочетать репетиторство с самостоятельной подготовкой выпускников (социальные сети, сайт репетитора для данного вида подготовки);
- отзывы (не в сети Интернет, а реальных людей, которых Вы знаете; найти людей намного проще, чем Вам кажется);
- программу подготовки и другие материалы, которые получает Ваш ребенок на занятиях (хороший репетитор работает по заранее разработанной программе подготовки, выдает ученику необходимый для подготовки и получения достойного результата на экзамене материал).
Задача родителей интересоваться ходом, результатами обучения – позвоните, напишите репетитору; заранее договоритесь о характере обратной связи (как часто, в какое время (помните, у репетитора тоже есть личная жизнь, занятия с другими учениками, …), какая форма связи наиболее удобна для Вас). Настоящего репетитора Ваши вопросы не испугают, он будет рад ответить на них («Все хорошо» – такой ответ Вас должен насторожить).