Найти в Дзене
ПСИХОЛОГ НА СВЯЗИ

ПОНЯТЬ ЧТО БЫ ПОМОЧЬ!!!! Почему ребенок с РАС так себя ведет

## Расшифровываем Поведение: Понятный Гид для Родителей Детей с РАС

Дорогие родители, мы знаем, как непросто бывает разобраться в поведении наших особенных детей. Крик, истерики, нежелание выполнять просьбы – все это может вызывать тревогу и усталость. Но что, если я скажу вам, что любое поведение – это своего рода сообщение, и у него всегда есть своя причина и своя функция? Понимание этих механизмов – первый и самый важный шаг к помощи вашему ребенку и гармонии в семье.

### Поведение – Это Результат "Обучения"

В основе того, как формируется поведение, лежит принцип оперативного обуславливания. Проще говоря: ребенок делает что-то, получает определенный результат, и если этот результат ему выгоден или приятен, то вероятность повторения такого поведения увеличивается.

  Пример из жизни: Ребенок покричал (поведение) и получил желаемую игрушку (результат). Что он выучил? "Крик = получаю желаемое". Это называется автоматизм подкрепления – связь между поведением и его последствиями закрепляется, часто неосознанно.

  Нежелательное поведение (крики, драки, швыряние предметов) – это просто то, что вызывает у нас дискомфорт, но для ребенка оно может быть очень эффективным способом получить что-то или избежать чего-то.

Наша задача – вывести взаимосвязь между поведением и окружающей средой, чтобы понять, почему ребенок так себя ведет.

### Декодируем Поведение: "А-Б-С" Анализ

Чтобы понять, что именно запускает и поддерживает нежелательное поведение, используйте простой метод:

  А (Антецедент): Что произошло ДО поведения? Что предшествовало крику, истерике, агрессии? (Например: вы попросили убрать игрушки, звонил телефон, пришли гости, ребенок увидел закрытую дверь).

  Б (Поведение): Что именно сделал ребенок? Опишите конкретно. (Не просто "истерил", а "упал на пол, начал плакать и бить ногами, издавая громкие звуки"). Важно определить продолжительность (сколько длилось?), интенсивность (насколько громко/сильно? Можно использовать свою "шкалу интенсивности" от 1 до 5) и частоту (как часто это происходит?).

  С (Последствие): Что произошло ПОСЛЕ поведения? Как вы или окружающие отреагировали? Что получил ребенок в итоге? (Например: вы дали ему конфету, чтобы успокоить; убрали сложное задание; обняли и пожалели; отвлекли мультфильмом).

### Ищем Причины: Что Вызывает Нежелательное Поведение?

Иногда кажется, что "ничего не происходило", но поведение возникло. Подумайте о:

  Внутренних факторах: Ребенок устал, голоден, испытывает сенсорную перегрузку (слишком громкий звук, яркий свет, много людей), ему сложно выполнить задание, он нервничает, заболевает.

  Внешних факторах: Изменение рутины, новый человек в помещении, слишком сложное задание, которое вызывает фрустрацию, подражание поведению других детей.

Это все – мотивационные условия и стимулы для нежелательного поведения.

Самое главное: понять, что делает нежелательное поведение ребенка эффективным для НЕГО. Например, если ребенок убежал от стола, а вы, чтобы он так не делал, предложили ему его любимую игру – вы закрепили нежелательное поведение. Он получил "выгоду" от побега.

### Инструменты Изменения Поведения

1. Подкрепление: Это то, что увеличивает вероятность повторения поведения. Мы хотим подкреплять желаемое поведение! Если ребенок спокойно сидит, выполняет просьбу, просит что-то словом – немедленно похвалите, дайте жетон, угощение, доступ к любимой игрушке.

2. Наказание: Это то, что уменьшает вероятность поведения. Часто оно временно и не учит ребенка, как себя вести. Мы стараемся минимизировать его использование.

3. Гашение: Это лишение нежелательного поведения подкрепления. Если раньше крик приносил желаемое, то теперь – нет.

    Важно знать про "всплеск гашения": В начале процесса гашения нежелательное поведение может усилиться и стать более интенсивным. Это как ребенок проверяет: "А если я буду кричать громче, тогда точно получу?". Ваша задача – быть последовательными и не "сдаваться" на этом этапе. После всплеска поведение начнет угасать.

### Коррекция Нежелательного Поведения: Учим Получать Желаемое Правильно

Наша цель – не просто убрать нежелательное поведение, но и научить ребенка получать желаемое более адаптивным, социально приемлемым способом.

### Коррекция Нежелательного Поведения: Учим Получать Желаемое Правильно

Важно помнить: поведение не исчезнет, если оно продолжает выполнять свою функцию. Наша задача – заменить неэффективные или деструктивные способы получения желаемого на эффективные и приемлемые.

1. Определите Функцию Поведения (Зачем он это делает?)

Это самый важный шаг. Вернитесь к "А-Б-С" анализу и попытайтесь понять, что ребенок получает или чего избегает с помощью этого поведения. Наиболее распространенные функции:

  Внимание: Ребенок кричит/истерит/бьет себя, чтобы взрослые обратили на него внимание (даже если оно негативное).

  Доступ к предмету/деятельности: Бросается на пол, чтобы получить желаемую игрушку, сладость, доступ к мультфильму или любимой активности.

  Избегание/Побег: Убегает, прячется, начинает кричать, чтобы избежать неприятного или сложного задания, ухода из приятного места, встречи с незнакомцем.

  Сенсорная стимуляция: Поведение само по себе приносит ребенку приятные ощущения (например, раскачивание, определенные звуки, трение).

2. Научите Альтернативному Поведению

Как только вы поняли функцию, ваша задача – научить ребенка альтернативному поведению, которое будет служить той же цели, но будет приемлемым.

  Если функция – Внимание: Учите ребенка просить внимание: "Поиграй со мной", "Мама, посмотри", тронуть за руку, использовать карточку "внимание".

  Если функция – Доступ: Учите просить: "Хочу игрушку", "Дай конфету", показать на предмет, использовать жетон/карточку "хочу".

  Если функция – Избегание/Побег: Учите просить перерыв: "Перерыв", "Помоги", "Хочу отдохнуть", использовать таймер или жетон для перерыва.

  Если функция – Сенсорная стимуляция: Предложите приемлемую сенсорную альтернативу: сенсорные игрушки, сжимание эспандера, раскачивание на качелях (если это безопасно и уместно), массаж.

3. Подкрепляйте Альтернативное Поведение и Гасите Нежелательное

  Подкрепление альтернативного поведения (дифференциальное подкрепление): Когда ребенок использует новую, приемлемую форму поведения (например, просит "Перерыв" вместо того, чтобы убегать), немедленно дайте ему желаемое (перерыв, игрушку, внимание) и похвалите. Сделайте так, чтобы новое поведение стало более эффективным для ребенка, чем старое.

  Гашение нежелательного поведения: Когда ребенок проявляет нежелательное поведение, которое вы хотите убрать (например, кричит, чтобы получить внимание), не давайте ему того, что он обычно получал. Игнорируйте крик (если это безопасно), не давайте игрушку, не отменяйте задание. Будьте готовы к "всплеску гашения" – это нормально, это означает, что ребенок проверяет, действительно ли новые правила работают.

4. Используйте Предшествующие Стратегии (Проактивные меры)

Измените среду или условия, чтобы снизить вероятность возникновения нежелательного поведения.

  Визуальные расписания: Помогают ребенку понимать последовательность событий и предвидеть изменения, снижая тревогу.

  Предоставление выбора: Дайте ребенку ограниченный выбор (например, "Ты хочешь сначала убрать красные кубики или синие?"), это дает ему ощущение контроля и снижает сопротивление.

  Предварительное подкрепление: Заранее договоритесь: "Когда ты закончишь это задание, мы пойдем гулять". Это мотивирует.

  Модификация окружающей среды: Устраните триггеры. Если громкие звуки вызывают сенсорную перегрузку, обеспечьте наушники или тихое место. Уберите из поля зрения предметы, которые ребенок склонен швырять.

  Обучение навыкам: Иногда поведение возникает из-за отсутствия необходимых навыков (коммуникации, саморегуляции, решения проблем). Целенаправленно учите этим навыкам.

5. Последовательность и Терпение

  Последовательность – ваш главный союзник. Все взрослые, взаимодействующие с ребенком (родители, воспитатели, няни), должны следовать одному и тому же плану. Непоследовательность – самый частый источник закрепления нежелательного поведения. Если один родитель "сдается" во время всплеска гашения, ...это только подкрепит нежелательное поведение и научит ребенка, что если он будет настаивать дольше, то получит желаемое.

  Терпение: Изменения не происходят мгновенно. Будьте готовы к тому, что сначала поведение может усилиться (всплеск гашения), прежде чем начнет угасать. Это нормально и означает, что метод работает.

Заключение:

Применение этих стратегий требует времени, последовательности и терпения, но это инвестиция в будущее ребенка, которая учит его эффективным и приемлемым способам достижения своих целей. Вы помогаете ребенку развивать важные навыки саморегуляции и коммуникации, прокладывая путь к более гармоничному взаимодействию с окружающим миром.

#детиРАС #АУТИЗМ #ПоследовательноеВоспитание #РодительскоеТерпение #КоррекцияПоведения #ЭффективноеВоспитание