Представьте себе ситуацию: товара еще нет, а он уже стремительно дорожает. Нет, это не NFT в 2021 году и не недвижимость в Сочи. Это куда круче — это отечественные самолеты, которые с каждым годом становятся дороже, несмотря на то, что... их еще не существует 😉.
Какой-то постмодерн в духе «цена есть — самолета нет». А теперь внимание: подорожание идет в разы быстрее инфляции. То есть если вы жаловались на гречку, посмотрите на МС-21 — и гречка покажется вам золотой серединой экономики.
Цена без продукта: бюджет освоен, самолет не взлетел
Активное импортозамещение, обильно политое бюджетными миллиардами, выдало результат: нет, не самолет — рост цен. Производства не видать, зато цифры на бумаге растут, как на дрожжах.
Официальные данные говорят следующее: отечественные авиакомпании обязаны иметь определенную долю российских самолетов в парке. Как именно — неважно. Есть они или нет, летают или стоят, соответствуют ли характеристикам или похожи на авиаконструктор «Сделай сам». Главное — чтобы были в реестре.
Покупка — даже если самолет еще только на стадии обещания — оформляется через лизинг. Это как брать ипотеку на дом, который не строили, и еще неизвестно, построят ли. Но уже по цене дворца.
Минтранс сообщает: «дорого и непонятно зачем»
Документ Минтранса, попавший в СМИ, проливает свет на ценовые перспективы отечественного авиапрома.
- МС-21: прогнозная стоимость — 7,6 млрд рублей. В 2023 году было 4,3–4,6 млрд. Рост — 65%. Впечатляет. Даже биткойн так не умеет.
- Ил-114-300: вырос с 1,44 до 2,6 млрд — плюс 80%.
- «Байкал»: с 178 млн до 315–320 млн. Удорожание — почти вдвое. Ах да, он еще не летает как надо.
Отдельная драма — МС-21, который, по словам Минтранса, не соответствует плановым характеристикам. То есть тяжелее, чем надо, меньше поднимает, больше кушает топлива, требует идеальную ВПП и, конечно, дороже в эксплуатации.
Если коротко: самолет должен быть самолетом, а получился проблемой.
Летно-технические "но": как собрать самолет мечты и разорить бюджет
С текущими характеристиками даже тариф «Сверхэконом» будет стоить как бизнес-класс на «Боинг» до Мальдив 😏.
«Стоимость поддержания летной годности выше запланированной», — сухо, но честно пишет Минтранс. Переводим: «летать будет дорого, обслуживать — еще дороже, ну а билеты... ну, если не хотите летать, можно и поездом».
Цены растут кратно быстрее инфляции, в то время как производство, как бы это помягче сказать… не стартовало ещё. Но в протоколе совещания при этом сказано: «цены должны быть сопоставимы с иностранными аналогами». Вот только сопоставимость тут в другом измерении.
Сравнили с западом — стало грустно
Аналоги? Ну, например, Cessna Grand Caravan (аналог «Байкала») стоит 2,2–3,4 млн долларов. Это 173–267 млн рублей. А «Байкал» уже на подходе к 320 млн, и это еще не предел.
К 2026 году цена легко может стать выше 350 млн. За что — не очень понятно, ведь разработка идет уже 6 лет, а летать как надо самолет так и не научился.
И даже частичное финансирование самолетов через ФНБ будет осуществляться на возвратной основе. То есть это не подарочек — это кредит. А если верить ГТЛК, то только при 100% покрытии стоимости самолетов за счет ФНБ аренда сможет быть хотя бы минимально «экономически целесообразной».
«Самолет из бюджета»: звучит как слоган
Льготные кредиты, субсидии, господдержка — все это про новый «черный ящик» отечественной авиации. Только в отличие от настоящих черных ящиков — вскрыть и понять, что внутри, уже никто не хочет.
По мнению экспертов, первые самолеты невозможно будет продать даже по себестоимости. Цена получается такой, что выгоднее подарить самолет в музей, чем пытаться продать на рынок.
А чтобы вообще выйти в ноль, нужно производить десятки самолетов ежегодно. Напоминаю: пока что не произведено ни одного.
И это несмотря на нулевой НДС. Ну, хоть какая-то экономия...
Эксплуатация — дороже, чем золото?
Запчасти и обслуживание у Boeing и Airbus раньше выходили дешевле. Но после санкций ситуация изменилась. Однако даже на этом фоне отечественные самолеты остаются лидерами по стоимости владения.
Летать на них будут только из-под палки. Вернее — из-под субсидий. Потому что денег на их покупку нет даже у государственных корпораций, не говоря уже об авиакомпаниях.
⚠️ Тезисно, как мы любим:
- Самолеты не сделаны, но уже подорожали;
- Что сделали — не летает, как должно;
- Цена растет кратно быстрее инфляции;
- Денег на покупку нет, но покупать заставляют;
- Производство убыточно;
- Налоги не платятся, НДС — ноль;
- Все финансируется только из бюджета;
- Дороже иностранных аналогов и по цене, и по эксплуатации;
- Использование = либо золотые билеты, либо вечные дотации;
- А главное — неизвестно, будет ли вообще что летать.
Личное мнение автора
Когда импортозамещение превращается не в производственный рывок, а в бездонную бюджетную воронку, это уже не экономика — это жанр трагикомедии. Создание самолетов — дело нужное, никто не спорит. Но когда из этого делают бюджетную матрешку без конца и края, где каждый следующий слой — это очередной миллиард, становится не до смеха. А точнее — до иронии.
Если бы вся эта история не касалась госбюджета и налогов граждан, можно было бы посмеяться. Но пока один самолет не может взлететь, деньги на его разработку уже давно ушли в стратосферу. И возвращаться не планируют.
А теперь к вам, дорогие читатели:
Что вы думаете о ситуации с импортозамещением в авиации? Верите ли вы, что отечественные самолеты смогут конкурировать с зарубежными аналогами по цене и качеству? Или это просто полет фантазии на бюджетном топливе?
Напишите в комментариях, как бы вы решали эту проблему — с земли или с воздуха? ✈️👇