Найти в Дзене
CatGeek

Metal Gear Solid 2: как Кодзима предсказал сегодня

Буквально на днях состоялся релиз очередной новинки от казахского гения Хидео Кодзимы Death Stranding 2. И раз имя этого эксцентричного геймдизайнера вновь на слуху, думаю, настал прекрасный момент поговорить о его, на мой взгляд, самой смелой и пророческой работе — MGS 2, многие идеи которой 24 года назад казались фантастическим бредом. Сегодня же смело можно сказать, что мы живём в мире Metal Gear Solid и даже не осознаём этого.

Напомню, что игра — это шпионский стелс-экшен, где суперсолдат Райден вместо обычной антитеррористической операции оказывается втянут в борьбу клонов легендарного оперативника и командира Биг Босса, а также во всемирный заговор с участием теневого правительства под названием «Патриоты».

Начнём с банального, а именно дронов и развития искусственного интеллекта. Серия MGS во многом посвящена влиянию технологий как на войну, так и на обычную человеческую жизнь. Огромные Metal Gear’ы, запускающие на ходу ядерные ракеты, и маленькие патрулирующие БПЛА UA-Drones в наши дни уже не кажутся предметом фантазии писателя или кинорежиссёра вроде Джеймса Кэмерона. Достаточно включить новости, чтобы в этом убедиться. Это настоящее и будущее вооружённых сил, где бегающий по полю солдат потихоньку становится наименее эффективной боевой единицей.

Все эти вещи так или иначе будут управляться с помощью ИИ, заигрывания с которым на примере обучающихся нейросетей мы видим прямо сейчас. Собственно одним из главных злодеев MGS 2 является Arsenal Gear — огромный суперкомпьютер на ножках. Его создали те самые «Патриоты» для контроля населения США через инфополе. Делать это планировалось такими методами, как регулирование интернет-трафика (привет Роскомнадзору, Цукербергу, Маску и их алгоритмам) и закидывание людей «полуправдой», теми самыми дипфейками, которые мы с вами хаваем ежедневно благодаря фантазёрам из телеграмм-каналов и нейросетей, которые генерируют абсолютно ложные образы, вроде сбитого X-Wing'а на иранских полях или попыток выдать кадры из Arma 3 за реальные перестрелки.

Также Хидео чётко понимал, что цифровые технологии помогут государству усиливать мониторинг за жизнью каждого гражданина. Пускай ИИ и алгоритмов уровня Arsenal Gear в наши дни ПОКА ЧТО не существует, но камеры, биометрия и данные из социальных сетей вполне себе находятся в руках правоохранительных органов, о чём мир узнал благодаря активистам вроде Эдварда Сноудена.

Ко всему прочему Кодзима отмечал и то, что искусственный интеллект сможет общаться и генерировать мысли ничуть не хуже людей. Кто с ChatGPT задушевные беседы вёл, тот над этим уже не засмеётся. Ведь тот же Arsenal Gear вполне успешно дурил Райдена и игрока, общаясь с нами в роли полковника Кэмпбелла и Роуз, девушки главного героя. Раскололся он только в конце, и то под воздействием вируса. Но даже в повреждённом состоянии ИИ нёс лютую базу касаемо несовершенства человечества и его уязвимости перед…

Тем самым информационным шумом, которым «Патриоты» и планировали управлять народом. Огромные массы информации перегружают человеческие мозги, не дают времени подумать, проанализировать и систематизировать данные. Из-за этого человечество если не тупеет, то замедляется в прогрессе и им становится проще управлять. В 2001-м году не было ни соцсетей, ни тонны новостных каналов, ни намёка на Тик-Ток, в которых люди бы банально утопали на целые часы, забывая о сне, отдыхе и насущных делах. Настолько точное описание этого аспекта меня пугает, пожалуй, более прочего.

И это ещё не всё, ведь в плане социальных изменений под воздействием такого информационного оружия отмечалось и дробление общества. В попытках защититься от мозговой перегрузки по мнению ИИ люди должны забиться в угол, формируя свои узкие «эхо-камеры» или «информационные пузыри». Игра предвидела, что такая ситуация приведет к тому, что «различные кардинальные истины не будут ни сталкиваться, ни сочетаться. Никто не будет опровергнут, но никто не будет и прав», и что «даже естественный отбор не сможет здесь происходить. Мир поглощается правдой».

Опять же, знакомо, не правда ли? Вокруг нас каждый день случаются битвы блоггеров, прочих «лидеров мнений» и их аудиторий по абсолютно надуманным и порой даже вымышленным причинам. Бои эти завязываются, чаще всего, из-за слепой убежденности одной из или обеих сторон в своей правоте и непогрешимости. То, что они не обладают полнотой информации и не проверили те или иные факты до принятия волевого решения начать махать шашкой никого не волнует.

Такой информационной изоляции и идеологическому разделению потворствуют алгоритмы персонализации контента в социальных сетях и поисковых системах, которые показывают пользователям преимущественно ту информацию, которая соответствует их существующим убеждениям и предпочтениям. То есть система выстроена не на расширение кругозора, а удовлетворение потребности и щекотание эго. Всё так удачно складывается, что даже хочется надеть шапочку из фольги.

Говорим про интернет и инфополе, а до сих не затронули самое наше любимое. В 2001-м году Кодзима уже предвидел, что мемное мышление захватит нашу реальность. Что идеи и образы в упрощённой форме будут распространяться с огромной скоростью и влиять на общественное мнение и поведение людей, формируя новую культурную среду. Сейчас даже сам Кодзима принял мемную природу и продаёт себя и своё творчество благодаря тому образу, что у него сформирован в Интернете, отсылкам и мета-иронии, ибо это, чёрт возьми, работает и нравится всем вокруг.

Но есть, как говорится, и минусы. Ложный полковник Кэмпбелл предупреждал и об опасности накопления «тривиальной информации» и ее влияния на общество. Это можно связать с тем, что мемы могут способствовать поверхностному восприятию информации и формированию упрощенных представлений о мире. Ведь мы прекрасно понимаем и видим, как юморные или однозначные идеи намного эффективнее впитываются в сознание поколений, чем обстоятельные позиции и сложные концепции. Те самые плакаты с лозунгами и манифесты стали картиночкой или коротким видосиком, но при этом свою функцию стали исполнять ещё сильнее.

В эпоху, когда Интернет был по карточкам, а геймеры с ужасом узнавали, что в подмышках у женщин тоже бывают волосы, Хидео Кодзима размышлял о великом. Как страшно жить в мире, где вымысел и искусственное постепенно выдавливают реальное и жизненный опыт. Как на самом деле более уязвимым становится человек, полагающийся во всём на новые технологии. И как, по факту, недалёки могут быть люди, которые даже не подозревают, что они уже под чьим-то колпаком и думают далеко не своей головой. Прошло 24 года, а MGS 2 из спорного проекта по типу TLOU 2 стал точнейшим прогнозом нашего бытия. Воистину гениально.

MGS 2 стал точнейшим прогнозом нашего бытия. Воистину гениально! А ещё наше бытие определяется возможностью без всяких на то проблем купить игру и быстро пополнить счет – GGSEL идет в ногу со временем. Потому рекомендуем то, чем пользуемся сами. Вэлкам.

________________________

Автор текста: Павел Широков

🎮 🎲 Также читайте нас на других ресурсах:

  • Телеграм ↩ – новости, заметки и розыгрыши.
  • ВК ↩ – наша Родина.

Мы всегда рады новым авторам. Если хотите предложить статью на CatGeek или заинтересованы в сотрудничестве — пишите сюда или сюда.

Предложить статью за вознаграждение — сюда или на почту.