Найти в Дзене
Дзынь-дзынь

Джорджо Щербаненко – итальянский автор

Интересная итальянская фамилия. Еще интереснее, как итальянцы выговаривают букву Щ. Родился автор в 1911 году, в семье офицера российской армии, погибшего во время Гражданской войны. В 1929 году эмигрировал в Италию вместе со своей матерью, итальянкой по происхождению. Песчинка в жерновах классовой борьбы, человек с непростой биографией стал одним из родоначальников итальянского криминального романа. Большую часть жизни писатель прожил в Милане, деловом сердце Италии, любовь к городу, ставшему родным, и к его жителям хорошо заметна в произведениях автора. Запомнилось поэтическое название одной из улиц Милана – Фатебенефрателли. В России издавался мало, в основном в девяностых годах, в сборниках и сериях. А жаль, автор захватывающий, не зря его называли «итальянским Сименоном». У меня издание из серии «Классика зарубежного детектива», издательство «Восхождение», 1992 год. В книге три романа о Дуке Ламберти, тоже человек с непростой биографией. Первый по хронологии - Дука Ламберти по про
Оглавление

Интересная итальянская фамилия. Еще интереснее, как итальянцы выговаривают букву Щ. Родился автор в 1911 году, в семье офицера российской армии, погибшего во время Гражданской войны. В 1929 году эмигрировал в Италию вместе со своей матерью, итальянкой по происхождению. Песчинка в жерновах классовой борьбы, человек с непростой биографией стал одним из родоначальников итальянского криминального романа.

Большую часть жизни писатель прожил в Милане, деловом сердце Италии, любовь к городу, ставшему родным, и к его жителям хорошо заметна в произведениях автора. Запомнилось поэтическое название одной из улиц Милана – Фатебенефрателли.

В России издавался мало, в основном в девяностых годах, в сборниках и сериях. А жаль, автор захватывающий, не зря его называли «итальянским Сименоном». У меня издание из серии «Классика зарубежного детектива», издательство «Восхождение», 1992 год. В книге три романа о Дуке Ламберти, тоже человек с непростой биографией. Первый по хронологии -

Венера без лицензии.

Дука Ламберти по профессии врач, получил образование благодаря поддержке и страстному желанию отца. Медицинская карьера не сложилась, и это еще мягко сказано, пришлось за свои ошибки отсидеть три года. При освобождении, разумеется, появились проблемы с трудоустройством. Друг отца, полицейский Карруа, предложил поработать нянькой у алкоголика – сына видного промышленника. Куда деваться – пришлось согласиться. Молодой, красивый и обеспеченный парень топит свое горе в виски. Дука Ламберти пытается докопаться до причин его психотравмы и ввязывается в расследование смертей двух девушек. Дилетант, он и есть дилетант, разоблачил двух мелких мафиозных сошек, только цена оказалась высокой, и заплатил ее не Ламберти. Роман написан в 1966 году, нравы тогда были попроще, не столь толерантные, персонажа нетрадиционной ориентации писатель прямо называет извращенцем и относится весьма неуважительно.

Предатели по призванию.

Какие дела могут предлагать изгнанному из Ассоциации медиков доктору? К нему валом валят забеременевшие девчонки, наркоманы и подцепившие заразу проститутки. Дука Ламберти такие предложения категорически не подходят. Лучше уж стать полицейской ищейкой, фараоном, легавым. Работы непочатый край, пропала крупная партия наркотиков, которую разыскивают и преступный мир, и стражи порядка. Главные виновники пропажи мертвы, с них уже ничего не спросишь, а вопросов накопилось много, в том числе на двадцать лет тому назад. И вот явление сродни богу из машины. Неожиданный поворот сюжета, на все вопросы даны ответы, все разыскиваемое найдено. Вместе с тем приходит понимание, что не всякий преступник мерзавец. Есть и достойные уважения, но им нечего предложить, кроме этого самого уважения.

Миланцы убивают по субботам.

У служащего транспортного агентства похитили дочь, Донателлу, двадцати восьми лет, красивую, как древнеримская статуя, таких же скульптурных размеров – рост под 2 метра. Жаль, что девушка умственно отсталая, но для определенных целей это вовсе не помеха. По горячим следам полиции преступление раскрыть не удалось, скорее, не приложили достаточно усилий. Прошло пять месяцев, пожилой отец в отчаянии, стучится во все двери, пишет жалобы, наконец, дело поручают Дуке Ламберти. Тот делает все возможное и невозможное, находит следы, почти добрался до финиша, лишь немного не успевает. Его бы энергию, да на пару месяцев пораньше. В финале преступникам воздается по заслугам, только заслуги полиции в возмездии нет. Каждую часть романа начинает небольшая цитата из этой самой части. Вот несколько примеров.

Нынче наряду с массовой культурой возникла и массовая преступность.
Не дай вам Бог обидеть кроткого человека!
Конечно, синьоры, убивать нехорошо… Нехорошо – кто спорит!

Вместе с Дукой, кроме Карруа, работает Маскаранти, типичный плохой полицейский, очень эффективно добывает показания.

Криминальные романы из раньшего времени, нынче вкус читателя испорчен уютными детективами. Ну подумаешь, убили кого-то, сыщики-любители попьют чаю с кексиками и быстренько все расследуют. Джорджо Щербаненко рисует человеческое горе, не упиваясь жестокостями, но так, что читатель сопереживает жертвам и ненавидит преступников. И язык прекрасный, и ирония присутствует. Зря, зря его не переиздают.

Перечитано в рамках летнего Детективного марафона на канале Библио Графия.