Елена Тонунц, известная как одна из самых выдающихся актрис сказочного жанра, приобрела широкую популярность благодаря главной роли в кинотрилогии о Шахерезаде. Несмотря на успешный старт в 1980-х годах, её карьера в кино не развивалась так, как ожидалось, и актриса исчезла с экранов на почти два десятилетия. Причины этого затишья будут рассмотрены далее.
Необходимо отметить, что Елена Тонунц (в девичестве Кокалевская) не имела мечты о карьере актрисы. Её отец, служивший на флоте, настаивал на занятиях спортом и поддержании физической формы, в то время как мать, преподавательница бальных танцев, обеспечила ей возможность изучать балет наряду с художественной гимнастикой. Эти навыки, а также привычка к самодисциплине впоследствии оказались весьма полезными на съемочной площадке, однако в тот период Елена об этом не задумывалась.
После окончания школы Елена переехала в Москву, где поступила на геологический факультет Московского государственного университета. Изначально профессия геолога казалась ей романтичной, однако уже в первый год обучения она осознала, что ошиблась в выборе:
«Видимо, в душе я всегда была гуманитарием и стремилась к гуманитарным знаниям. Хотя я изучала науку, более интересной для меня была студенческая жизнь, замечательные дискотеки, поездки, путешествия и летняя практика – в Крыму, у устья Амура, в Астраханской области».
В университете её истинный интерес сосредоточился на студенческих поездках и концертах художественной самодеятельности, в которых она активно участвовала. Только на сцене она чувствовала себя комфортно. Тем не менее, Тонунц успешно завершила обучение и была направлена по распределению в Дивногорск. Там она столкнулась с условиями работы, к которым была совершенно не готова. Позже она вспоминала:
«Условия жизни были ужасными, барак находился в чистом поле, а добираться до института приходилось пешком, и в темноте вечером. Я просто не вышла на работу. Меня искали, так как тогда действовал закон, обязывающий молодых специалистов отрабатывать три года по распределению. В противном случае нельзя было получить трудовую книжку, устроиться на другую работу или продолжить обучение. Пришлось прибегнуть к хитрости: я зарегистрировалась у родственников в Горьком и, как бы заново, вернулась в Москву, устроившись по лимиту дворником. Ночами я работала машинисткой, чтобы сдавать экзамены в театральное училище».
После возвращения в Москву Елена начала подготовку к поступлению в театральный вуз и с первой попытки стала студенткой ГИТИСа. Уже на первом курсе её эффектная внешность привлекла внимание, и она начала сниматься в кино. Первый значимый успех пришёл к ней спустя четыре года, когда она сыграла матроса в женском экипаже буксира «Циклон» – одну из главных ролей в фильме «Берегите женщин». Во время съемок её спортивная подготовка оказалась весьма полезной.
Актриса вспоминала:
«Как бесшабашная морячка, мне приходилось перемещаться по трапам с ловкостью спринтера. Чтобы не выделяться на фоне более высоких подруг, я надевала туфли на высоких каблуках под брюки-клеш, несмотря на то что они бегали в кедах. В фильме также требовалось продемонстрировать навыки рукопашного боя, поэтому я посещала секцию карате».
В том же году она приняла участие в эпизоде фильма «Карнавал», где главную роль исполнила Ирина Муравьева. После этого ее карьера в кино начала стремительно развиваться.
Всесоюзная популярность пришла к Елене Тонунц в середине 1980-х годов, когда она исполнила главную роль в трех фильмах о сказочной героине Шахерезаде. Первая часть трилогии — «И еще одна ночь Шахерезады» — в 1985 году собрала более 18 миллионов зрителей. Вторая часть, «Новые сказки Шахерезады», имела аналогичный успех, собрав почти 19 миллионов зрителей в день выхода.
Тем не менее, съемками в кино ее творческие амбиции не ограничивались. В 1990 году Тонунц поступила на режиссерский факультет ВГИКа, сделав паузу в актерской карьере, чтобы попробовать себя в новой профессии. Она объясняла свой выбор следующим образом:
«Это очень трудная и серьезная профессия, которая занимает мысли 24 часа в сутки. Она гораздо более ответственна, чем актерская. Актеру необходимо выучить и исполнить роль, тогда как режиссер является основным организующим началом, отвечающим за выбор темы и мельчайших деталей».
Ее короткометражный фильм «Однажды вечером» получил положительные отзывы критиков и был отмечен несколькими наградами на международных студенческих кинофестивалях. Однако на этом поприще Елена не смогла добиться значительных успехов — ее единственной полнометражной режиссерской работой стал фильм «Я никуда тебя не отпущу», выпущенный в 1994 году.
После этого долгое время о судьбе Елены Тонунц ничего не было известно — она не появлялась на экранах и не выпускала новых фильмов. Лишь с 2010 года она вновь начала сниматься в фильмах и сериалах, и с тех пор ее фильмография пополнилась новыми работами. Как и для многих актеров ее поколения, 1990-е годы стали фатальными для ее карьеры, ознаменовавшись затяжным кризисом в отечественном кинематографе, наступившим после распада Союза.
В настоящее время Елена Тонунц продолжает сниматься в кино, однако ведет закрытый образ жизни и почти никогда не дает интервью. О ее личной жизни известно лишь то, что ее первый брак быстро распался, и у актрисы нет детей. Однажды она поделилась с журналистами, что в зрелом возрасте пришла к религии, которая помогает ей справляться с жизненными трудностями и испытаниями. Актриса даже окончила Богословский институт.
Елена делится своими размышлениями о том, что привело её к вере:
«Я являюсь целеустремленным человеком. Я не могу существовать, если не осознаю смысл своего существования; эта мысль терзала меня с детства. В нашей семье никогда не обсуждали Бога... Однако уже в юные годы я могла часами сидеть у окна, наблюдая за небом и звёздами, размышляя о предназначении человека и его жизни. И, как я теперь понимаю, под влиянием Господа, ко мне приходили ответы: человек создан для самосовершенствования, он должен стремиться к лучшему, быть добрее, снисходительнее и терпимее... Я стремилась понять, как следует жить. Позже я начала изучать православную литературу, и жизненные обстоятельства способствовали этому. Затем у меня произошла удивительная и неожиданная поездка в Иерусалим, где, вопреки всем правилам, мне удалось продлить своё пребывание на неделю (после фестиваля, в котором я участвовала в качестве члена жюри), и я смогла обойти весь город, посетить Гроб Господень, подняться на Елеонскую гору, где расположен православный храм, помолиться в нём, приобрести крестик и четки...».