Найти в Дзене

О концерте "Зачарованная Река"

Концерт «Зачарованная Река» состоялся 22 февраля 2025 года на Новой сцене Александринского театра. Это был второй концерт, исполненный и записанный вместе с талантливым пианистом и композитором Андреем Белявским. В нём мы продолжили развивать идею аудиального путешествия, впервые реализованную в концерте «Obscurity» в 2024 году. Смысл и концепция аудиального путешествия в том, что мы сочиняем программу, как единое музыкальное произведение, где каждая композиция рисует образы определенного участка пути, по которому мы движемся на протяжении всего концерта. Это своего рода музыкальная мистерия, пространство для воображения слушателей. Вообще, как мне кажется, глубинный смысл музыки заключается именно в способности создавать образы. Само слово «композитор» как будто бы больше ассоциируется с изобразительным искусством или фотографией, это что-то связанное с композицией в ее визуальном понимании. Однако композитор занимается созданием именно звуковых картин, создает образы, которые не мог

Концерт «Зачарованная Река» состоялся 22 февраля 2025 года на Новой сцене Александринского театра. Это был второй концерт, исполненный и записанный вместе с талантливым пианистом и композитором Андреем Белявским. В нём мы продолжили развивать идею аудиального путешествия, впервые реализованную в концерте «Obscurity» в 2024 году.

Смысл и концепция аудиального путешествия в том, что мы сочиняем программу, как единое музыкальное произведение, где каждая композиция рисует образы определенного участка пути, по которому мы движемся на протяжении всего концерта. Это своего рода музыкальная мистерия, пространство для воображения слушателей.

Вообще, как мне кажется, глубинный смысл музыки заключается именно в способности создавать образы. Само слово «композитор» как будто бы больше ассоциируется с изобразительным искусством или фотографией, это что-то связанное с композицией в ее визуальном понимании. Однако композитор занимается созданием именно звуковых картин, создает образы, которые не могут быть зафиксированы зрением и живут в личном пространстве воображения слушателя, принимая те формы, которые ближе каждому конкретному человеку. Естественно, речь о музыке в высоком понимании этого искусства.

Фотограф: Олег Макосеев
Фотограф: Олег Макосеев

Само название нашей программы задаёт тему. Нам с Андреем хотелось изобразить картины таинственной реки от её зарождения в вершинах гор до испарения в океанических просторах.

В открывающей композиции «С высоты небес, из недр гор» образуется речной поток из множества ручейков, зарождающихся в вершинах далеких гор. Я поочередно записал несколько свободных от темпа партий на электрогитаре и запустил их круговое воспроизведение, продолжая импровизировать в полном отсутствии ритма. Пока мы находимся в пространстве скопившихся в каменных вершинах облаков, в музыке не существует ритма, не существует направленного движения. Поэтому идеальной для создания ощущения левитации стала свободная, можно сказать фри-джазовая форма.

Когда речной поток сформировался и в композиции появился стабильный темп, мы изобразили пейзажи предгорья, виды небольших поселков на берегу.

Поскольку река зачарованная, очень хотелось, чтобы на участке пути было сказочное потустороннее пространство. Но как известно, попасть в такие места невозможно без проводника, ведуна. И вот мы начинаем медленно заходить во владения «Водяного». Немного нагнав ужаса, и поводив нас кругами, водяной рассказывает грустную историю, о том, как ему одиноко.

Далее он проводит нас к «Острову поющих духов» – самой таинственной и мистической композиции концерта. Её основу составил мотив из трека «Path to the Fountain» с моего альбома «Teleportation Diary». Сейчас, когда я переслушиваю запись концерта, мне нравится, что эта композиция звучит, как New Age образца начала 90-х годов. Очень ностальгическое звучание клавиш и цитры уносит в далекое детство в телепередачи о путешествиях тех лет.

Как это часто бывает в путешествиях по сказочным мирам и потусторонним пространствам, выход из них порой пролегает через самые неожиданные места. Иногда это кроличьи норы, иногда избушки на курьих ножках. А в нашем случае это были «Бобровые хатки». Бобры – очень организованные животные, которые с одной стороны своим трудолюбием воплощают рационализм, но всем своим видом как будто бы говорят об обратном. Андрей сочинил причудливый мотив, который исполнил на звуке маримбы, а я подыграл ему на колотушках. Тембры деревянных ударных инструментов создали нужную атмосферу непрекращающейся сказочной стройки.

Далее мы снова шли по реке с уже широким сформировавшимся руслом и со стороны наблюдали «Бурлаков», выполняющих свой тяжкий труд. Авторская композиция Андрея Белявского, как мне кажется, очень ярко изобразила образ человека, который тянет непосильную ношу. Сдержанный драматизм. Мерный темп и повторяющиеся тяжелые переборы клавиш.

И вот уже вечереет, звучит «Долина перезвонов». А затем лёгкий почти джазовый променад «Устье реки» в сольном исполнении Андрея Белявского.

Путешествие подходит к концу, зачарованная река в лунном свете сливается с «Океаном». Наступает ещё один день и жаркие лучи солнца превращают воду в пар. В океанических далях он возносится к небу, чтобы вновь сойти на землю в вершинах гор.

Текстура Невы
Текстура Невы

Важной составляющей концерта стали текстуры воды, которые транслировались на трех видео-панелях. Это разные состояния Невы, которую я заснял с третьего этажа Дворцовой Набережной, используя длиннофокусную оптику.

Говоря о настроении музыки, нам хотелось сделать прозрачный намек на традиционную русскую музыку. Не везде, но в таких композициях как "Речной поток" эта атмосфера очень ясно читается.

Приятного просмотра концерта! И я надеюсь, что это небольшое описание поможет еще интереснее погрузиться в путешествие по Зачарованной Реке!