Приветствую вас! Вы на канале "Лунный Буржуй".
17 мая 1969 года советская автоматическая межпланетная станция подтвердила теорию о практически полной непрозрачности атмосферы Венеры. В разгар космической эры XX века за второй планетой Солнечной системы — Венерой — закрепилось устойчивое прозвище "русская планета". Именно советские автоматические межпланетные станции, начиная с весны 1961 года, последовательно прокладывали путь к Утренней звезде, и именно Советский Союз стал лидером по количеству космических аппаратов, отправленных для исследований Венеры. Среди них была автоматическая межпланетная станция "Венера-6", которая 17 мая 1969 года вошла в атмосферу Венеры и сумела передать важную информацию о ней на Землю.
"Ошибки стоили дорого"
Изучение космоса можно сравнить с исследованием полярных районов нашей планеты — Арктики и Антарктики. Человечество заплатило далеко не одной жизнью за возможность достичь Северного и Южного полюсов, и каждая утрата становилась уроком, который помогал тем, кто следовал за предыдущими смельчаками. Так же обстояло дело и с исследованием Венеры: каждая последующая станция имела всё больше шансов достичь поверхности планеты с меньшими потерями, что позволяло советским учёным получать больше данных.
Первые попытки отправиться к Венере были предприняты в Советском Союзе в 1961 году, примерно в то же время, когда готовился запуск первого космонавта Юрия Гагарина. 2 февраля ракета-носитель "Молния" с автоматической межпланетной станцией "Венера-1" стартовала с космодрома Байконур и через три месяца и семь дней оказалась всего в 100 000 км от поверхности второй планеты Солнечной системы. Несмотря на то, что "Венера-1" не смогла предоставить ценной информации из-за выхода оборудования из строя, это было значительное достижение: до этого ни одно творение человечества не приближалось так близко к другой планете.
Вдохновлённые успехом первой миссии, советские учёные сразу же начали разрабатывать новые станции, учитывая недостатки, выявленные при полёте "Венеры-1". Однако их попытки оказались неудачными. В результате было решено полностью переработать конструкции автоматических межпланетных станций, отправлявшихся к Утренней звезде. Так появились "Венера-2" и "Венера-3", которые позволили человечеству значительно приблизиться к исследованию соседней планеты.
Станции были запущены 12 и 16 ноября 1965 года, но их судьбы сложились по-разному. "Венера-2" не смогла справиться с возложенной на неё задачей, так как ещё до приближения к Венере у неё отказала система управления. В итоге станция пролетела мимо планеты на расстоянии около 24 000 километров. В отличие от неё, "Венера-3" оказалась более удачливой и 1 марта 1966 года стала первой межпланетной станцией, достигшей поверхности другой планеты.
Однако "Венера-3" не смогла передать значимую информацию, а её посадка едва ли была удачной. Связь с ней была потеряна ещё до подхода к Венере, и она врезалась в её поверхность.
Следующей после "Венеры-2" и "Венеры-3" к загадочной планете отправилась автоматическая межпланетная станция "Венера-4". Этот аппарат проектировался с учётом ошибок, допущенных предыдущими станциями, и осознанием того, что прежние взгляды на атмосферу Венеры были далеки от истины. Однако оценить степень этих неточностей удалось лишь после неудачи "Венеры-4". Её запуск состоялся 12 июня 1967 года, и 18 октября станция вышла на венерианскую орбиту, после чего спускаемый аппарат начал спуск. Именно тогда выяснилось, что его конструкция не выдержит. Защита спускаемого модуля "четвёрки" могла противостоять давлению в 20 атмосфер, но этот предел был превышен уже на высоте 28 километров, что и привело к отказу станции.
"Не сдаваться!"
Автоматические межпланетные зонды "Венера-5" и "Венера-6" имели много общего с "Венерой-4", к тому же их запуск планировался практически одновременно. Поэтому, когда стало очевидно, что конструкция спускаемых аппаратов не сможет выдержать высокое давление атмосферы Венеры, изменить их было уже невозможно. Единственным вариантом осталось модифицировать дизайн и размеры парашютов, на которых герметичные металлические сферы с оборудованием спускались на планету. Это давало шанс на ускоренный спуск, при котором даже менее прочная оболочка могла дойти до более низких слоёв атмосферы. Таким образом, существовала возможность получить достоверные данные о давлении в атмосфере Венеры ближе к поверхности, что, в свою очередь, позволяло учитывать полученные данные при создании следующих станций.
Так всё и сложилось. 10 января 1969 года ракета-носитель "Молния-М" стартовала с космодрома Байконур, унося с собой автоматическую межпланетную станцию "Венера-6". Пятью днями ранее стартовала и "Венера-5", станция-близнец "шестёрки".
Двойные запуски в то время были распространённой практикой, поскольку они повышали вероятность успешного выполнения миссии аппаратов. Кроме того, условия спуска на Венеру для каждого аппарата были уникальными, что обеспечивало исследователям более разнообразную и ценную информацию, которую можно было сопоставить.
Полёт обеих станций практически совпадал: на расстоянии около 15,5 миллионов километров от Земли провели коррекцию орбиты, чтобы точно нацелиться на Венеру. Хотя "Венера-5" отправилась быстрее, она достигла планеты всего на сутки раньше "Венеры-6", 16 мая 1969 года. Это позволило "Венере-5" войти в атмосферу на ночной стороне, как это сделала ранее "Венера-4". Данные передавались до тех пор, пока спускаемый аппарат не достиг высоты 18 км, где давление превысило 25 атмосфер — предел для капсулы. Тем не менее, этих данных оказалось достаточно, чтобы на Земле определить как плотность и уровень давления, так и состав атмосферы Венеры. Эти результаты подтвердили информацию от "Венеры-4": 97% углекислого газа, 2% азота и лишь около 0,1% кислорода.
На следующий день аналогичные данные передал спускаемый аппарат "Венера-6", который смог опуститься на бо́льшую глубину по сравнению с "Венерой-5": зафиксированные 18 километров от поверхности оказались более точными. Вероятно, предыдущая станция находилась над высокими горами Венеры. Это позволило получить на Земле ценную информацию о степени освещённости поверхности планеты. Она оказалась значительно ниже ожидаемой: по данным фотометра "Венеры-6", уровень освещённости даже не достигал пороговых значений, установленных перед запуском. Это подтверждало предположение о том, что атмосфера Венеры практически непрозрачна. Таким образом, даже если бы какой-либо наблюдатель каким-то чудом оказался на планете в тот момент, он вряд ли смог бы увидеть, что на борту "шестёрки" находился памятный знак с гербом СССР с одной стороны и барельефом Владимира Ленина с другой (такие вымпелы были у многих советских межпланетных аппаратов).
Несмотря на то что ни "Венера-5", ни "Венера-6" не достигли поверхности второго небесного тела Солнечной системы, собранные ими данные позволили спроектировать следующее устройство — "Венеру-7", учитывающее суровые условия венерианской атмосферы. Спускаемый аппарат "Венеры-7" был рассчитан на давление в 180 атмосфер, что на самом деле стало лишь двойным запасом прочности. 15 декабря 1970 года поступили данные от станции, которая первой в истории исследований Венеры осуществила мягкую посадку на её поверхность — на ней было зафиксировано давление 90–105 атмосфер.