Гравюры, как окна в прошлое, позволяют нам заглянуть в мир, существовавший задолго до фотографии. Среди множества исторических изображений особое место занимают панорамные виды городов, запечатлевающие их архитектуру, ландшафт и атмосферу. Одним из таких ценных артефактов является гравюра «Константинополь, его виды и окрестности», созданная английским историком и картографом Томасом Салмоном в 1739 году. Эта масштабная панорама Константинополя (ныне Стамбул), пережившая века, нуждалась в бережной реставрации, чтобы сохранить свою историческую и художественную ценность.
Томас Салмон (1679-1767) был плодовитым автором, известным своими историческими и географическими трудами. Его интерес к Османской империи, в состав которой с середины XV века вошел Константинополь, вероятно, был обусловлен растущим политическим и торговым значением этого региона в XVIII веке. Гравюра «Константинополь, его виды и окрестности» является частью более широкой работы, посвященной истории и географии мира.
Эта гравюра – не просто изображение города. Это детальный и информативный документ, позволяющий нам увидеть Константинополь глазами европейца XVIII века. На ней тщательно прорисованы мечети, дворцы, церкви, крепости – все они предстают перед нами в своем историческом облике. Можно рассмотреть детали, которые со временем были утрачены или изменены. Ландшафт: Босфор, Золотой Рог, Мраморное море – гравюра передает красоту и географическое своеобразие Константинополя. На гравюре можно увидеть корабли в порту, людей, занимающихся своими делами, что позволяет ощутить атмосферу города.
Со временем гравюра, как и любой другой предмет искусства, подвергается воздействию различных факторов, таких как: старение бумаги (бумага становится хрупкой, желтеет; загрязнение – пыль, грязь и другие загрязнения оседают на поверхности бумаги, ухудшая ее внешний вид); повреждения – разрывы, складки, пятна и другие механические повреждения могут возникнуть в результате неправильного хранения или обращения.
Все эти факторы приводят к ухудшению состояния сохранности и могут привести к дальнейшему разрушению гравюры. Поэтому реставрация является необходимым шагом для сохранения этого ценного исторического артефакта.
Реставрация гравюры – это сложный и кропотливый процесс, требующий специальных знаний и навыков. Он включает в себя следующие этапы:
Первый и, пожалуй, самый важный этап – это тщательная оценка состояния гравюры. Реставратор выступает в роли диагноста, внимательно изучая произведение искусства, чтобы определить степень и характер повреждений. Он обращает внимание на следующие моменты:
Тип бумаги: определение состава и структуры бумаги необходимо для выбора подходящих методов очистки и укрепления.
Вид печати: знание графических техник помогает понять особенности изображения и избежать повреждения.
Наличие загрязнений: пыль, грязь, следы плесени, пятна от воды или клея – все это влияет на состояние гравюры и требует удаления.
Механические повреждения: разрывы, изломы, утраты фрагментов – необходимо оценить их масштаб и выбрать оптимальный способ восстановления.
Изменения цвета: пожелтение, выцветание, появление пятен – эти изменения могут быть вызваны воздействием света, влаги или химических веществ.
На основе этой комплексной оценки реставратор разрабатывает индивидуальный план реставрации, определяя наиболее подходящие методы и материалы.
Для реставрации гравюры «Константинополь, его виды и окрестности» были выбраны следующие мероприятия.
1. Удаление поверхностных загрязнений с лицевой стороны. Этот этап требует особой осторожности. Реставратор использует мягкие кисти, специальные ластики и другие деликатные инструменты, чтобы аккуратно удалить пыль и грязь с поверхности бумаги, не повредив при этом изображение.
2. Удаление поверхностных загрязнений и следов клея с оборотной стороны. Оборотная сторона гравюры часто содержит следы клея от старых креплений, а также другие загрязнения. Для их удаления используются специальные растворители и механические методы, позволяющие очистить бумагу, не повредив ее структуру.
3. Промывка от желтизны и загрязнений. Для удаления глубоко въевшихся загрязнений и желтизны гравюру промывают в специальных растворах. Этот процесс требует строгого контроля.
4. Подклейка разрывов, укрепление изломов, дублирование. Механические повреждения, такие как разрывы и изломы, устраняются путем подклейки специальной тонкой бумагой. В случае значительных повреждений может потребоваться дублирование – приклеивание гравюры на новую основу.
5. Прессование. После подклейки и укрепления гравюру помещают под пресс, чтобы выровнять поверхность и обеспечить прочное соединение между слоями бумаги.
6. Тонирование. На заключительном этапе реставратор может провести тонирование – восполнение утраченных фрагментов изображения или выравнивание цвета бумаги. Для этого используются специальные краски и пигменты, которые подбираются в соответствии с оригинальными цветами гравюры и листа.
После проведения реставрационных мероприятий гравюру «Константинополь, его виды и окрестности», выполненную Томасом Салмоном в 1739 г. можно экспонировать и изучать.
С памятником работал реставратор графики и книг Хохряков А.В.