Наталия Трубникова, имя которой сейчас, возможно, не на слуху у каждого, но стоит лишь упомянуть культовый музыкальный фильм «31 июня», как перед глазами тут же возникает тот самый, неповторимый образ принцессы Мелисенты. Хрупкая, утонченная , она покорила сердца миллионов, и тогда, в конце 70-х, о ней говорили как о настоящем феномене, одной из самых ярких и необычных актрис своего времени. Восхищались не только её невероятной красотой, но и той неуловимой, почти магической притягательностью, что буквально излучала с экрана.
Удивительно, но у неё было множество поклонников, среди которых встречались и весьма влиятельные персоны. Однако Наталья, которой вот уже 70 лет (а родилась она 17 июля!), никогда не стремилась использовать чужое внимание в корыстных целях. Её путь в искусстве оказался куда сложнее и интереснее, чем можно было бы предположить.
Девочка, рожденная для балета
Родившись 17 июля 1955 года, Наташа с самых юных лет впитала простую истину: настоящий успех приходит только через упорный труд. Мама-инженер и папа, человек невероятно разносторонний, виртуозно игравший на музыкальных инструментах без всякого профессионального образования, передали дочери не только жажду знаний , но и ту самую, искреннюю тягу к творчеству. Именно она однажды привела маленькую Наташу в мир балета.
Представьте себе: трёхлетняя малышка увидела по телевизору танец великой Майи Плисецкой, и в её детском воображении тут же зародилась мечта – однажды оказаться на сцене, на том же самом месте! Сначала были занятия в танцевальной студии, а затем – поступление в хореографическое училище при Большом театре. Там каждое движение оттачивалось до изнеможения, а терпение и сила воли проходили настоящую проверку на прочность.
В те времена ещё не существовало привычных сегодня гелевых прокладок для пуантов. Девочки сами искали способы защитить свои израненные ноги. Приходилось обматывать пальцы тонкой плёнкой от сырого яйца, заклеивать пластырем… и всё равно продолжать репетиции , пока кровь не проступала сквозь нежный сатин пуантов. Но даже такие испытания не могли сломить её дух. Любовь к сцене и танцу была сильнее любой боли. Она прекрасно понимала: балет – это, прежде всего, искусство преодоления.
Уже в пятнадцать лет Трубникова начала гастролировать за границей. Париж, Марсель, Ницца, Бильбао – города сменяли друг друга в её плотном расписании. Именно этот график стал причиной, по которой ей пришлось отказаться от роли в фильме «Хуторок в степи». А затем – и от участия в «Романсе о влюблённых» Андрея Кончаловского. И тут начинается самое интересное.
Хотя для «Романса» график вполне позволял ей сниматься, и сценарий Наталье очень даже понравился, она сразу поняла, что не сможет сыграть достоверно. К тому моменту она ещё ни разу не испытывала по-настоящему серьёзных чувств, и поэтому посчитала себя не вправе изображать пылкую страсть. К тому же, её очень смущали откровенные сцены, к которым она, безусловно, была не готова. Андрей Кончаловский был, мягко говоря, удивлён, когда Наталья, прочитав сценарий, категорически отказалась. В итоге главную героиню сыграла Елена Коренева, которая, к слову, тоже когда-то мечтала стать балериной, но в хореографическое училище при Большом театре ей не удалось поступить.
Наталья во время учёбы просто не могла позволить себе никаких отношений. Нагрузки были слишком высокими, а дисциплина – слишком строгой. Но однажды взаимная симпатия к юноше всё же возникла , причём объект её воздыханий учился в том же учебном заведении. Вот только в стенах училища они не могли перекинуться и парой слов, поэтому роман, по сути, был телефонным и, к сожалению, быстро закончился.
Тернистый путь к вершинам
Несмотря на блестящую учёбу, итоговую оценку на выпускном экзамене она получила чуть ниже ожидаемой. И это, представьте себе, лишило девушку возможности стать частью труппы Большого театра! Туда брали только круглых отличников, а её «четвёрка» привела к распределению в Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко. Как оказалось, такое решение приняли преподаватели, втайне рассчитывая, что Трубникова там будет получать ведущие партии и быстро прославится.
Однако реальность оказалась не такой радужной. Один из её наставников уже в театре прямо дал понять, что профессиональные успехи здесь возможны лишь при соблюдении негласных условий: никаких романов, никакой личной жизни. Но балерина сразу уловила «подтекст» этой установки. От неё требовался не только профессионализм и отсутствие каких-либо влюблённостей вне стен театра, но и… неформальные отношения с тем самым «наставником». От подобной перспективы девушка , конечно же, сразу отказалась. И начинала свою карьеру с кордебалета, а не с ведущих ролей, как прочили ей педагоги в училище.
Тем не менее, впоследствии именно на сцене МАМТа она станцевала множество ведущих партий, а позже стала играть и драматические роли. А вот с кино у неё отношения как-то не складывались: словно кинематограф мстил ей за отвергнутые шансы, она постоянно ходила на пробы, но её не утверждали. Только Марку Захарову удалось разорвать этот порочный круг и снять актрису в эпизодической, но очень запоминающейся роли капитана корабля в «12 стульях». И вот тут-то и поступило то самое, заветное приглашение в «31 июня», где ей предстояло сыграть ту самую принцессу Мелисенту, которая позже завоевала сердца миллионов зрителей.
Её партнёром стал Николай Еременко-младший, актёр с выразительной внешностью и невероятной харизмой. По словам Трубниковой, он поначалу проявлял к ней личный интерес – впрочем , как и ко всем женщинам на съёмочной площадке. Но Наталья моментально дала понять Ерёменко, что отвечать на его знаки внимания не станет и никаких чувств к нему не испытывает. После этого между коллегами установились очень тёплые дружеские отношения.
Горькое забвение и неожиданный поворот
Фильм вышел на экраны накануне нового 1978 года, но вскоре, к удивлению многих, исчез на долгие семь лет. Режиссёр Леонид Квинихидзе считал «31 июня» одной из самых сильных своих работ. Однако фантастическая история с магией, двойной реальностью и драконографией вызвала, мягко говоря, неоднозначную реакцию. Худсовет «Мосфильма» изучал картину не один месяц, в её символике усматривали параллели с Востоком и Западом, а за сказочными образами – намёки на идеологические конструкции. Решение о прокате всё же приняли , но, как оказалось, ненадолго.
Фильм убрали с экранов не из-за содержания, а по совершенно внешним обстоятельствам. Исполнитель роли придворного музыканта Лемисона – талантливый танцовщик Большого театра Александр Годунов – не вернулся в СССР из зарубежной поездки и оказался в положении «предателя». Фильм с его участием убрали, как говорится, «с глаз долой». А Наталью Трубникову после этого перестали утверждать в кино. Она ходила на пробы в «Гараж», в «Чародеи», в «Эскадрон гусар летучих» и не получила ни одной, даже самой маленькой роли. Представьте себе её отчаяние!
Позже сотрудники «Мосфильма» признались: из-за случая с Годуновым в кулуарах появилось негласное правило – балетных артистов в кино брать не стоит. Боялись, что кто-то снова сбежит, и проект закроют. Получалось, что Наталия непреднамеренно оказалась заложницей чужого выбора. История повторялась не только в профессии, но и в личной жизни.
Сложный путь к простому счастью
Успешная, заметная, известная – к ней тянулись. Вокруг всегда находились внимательные, настойчивые и, порой, слишком напористые кавалеры. В числе поклонников были мужчины на высоких должностях, даже второй режиссёр «Мосфильма», обладавший широкими возможностями. Они сулили ей и славу, и успех, и финансовое благополучие в обмен на её теплоту и ласку. Но девушка не собиралась идти на подобные отношения. Она была готова вступить в отношения только с тем мужчиной , которого полюбит по-настоящему.
И такой, конечно, вскоре нашёлся, прямо в стенах родного МАМТа. С Анатолием Кулаковым она начала общаться после совместной работы над балетом «Прозрение». Он был старше на 10 лет и имел за плечами не слишком удачный опыт семейной жизни. Наталья влюбилась со всем пылом нерастраченной страсти, и её не беспокоила ни разница в возрасте, ни тот факт, что её избранник считался «неблагонадёжным», причём без всякой на то причины. Один из его коллег, воспользовавшись зарубежными гастролями, попросил политического убежища, что бросило тень и на всех, кто был с ним в поездке. Хотя Анатолий ни о чём не знал, это не спасло его от подозрений.
Когда у Натальи и Анатолия начался роман, родители девушки, конечно же, насторожились. Отец Натальи был уверен, что общение дочери с человеком, который считается неблагонадёжным, существенно усложнит ей жизнь. Но балерина не собиралась отказываться от своей любви, поэтому отцу и матери оставалось лишь принять её выбор.
Со временем отец балерины, Евгений Викторович, работавший в Арбитражном суде, подключил все свои связи, и Кулакова отпустили за границу – сначала в ГДР, потом в Чехословакию и Португалию. Казалось, всё налаживается, но затем из Японии не вернулись ближайшие друзья Анатолия, что вновь сделало его «невыездным». Он тяжело переживал эти запреты , и, чтобы компенсировать внутреннее напряжение, стал работать ещё усерднее. Это позволяло ему удовлетворять свою страсть к автомобилям: он просто обожал быструю езду, и именно этим покорил Наталью, которая любила скорость не меньше.
Но на предложение руки и сердца возлюбленного она ответила не сразу. Нет, она не сомневалась ни в своих, ни в его чувствах, просто искренне боялась, что быт уничтожит их любовь. Но позже, когда они уже стали мужем и женой, она поняла, что все её страхи были напрасными. Несмотря ни на что, они сумели сохранить свою семью, хотя порой им приходилось несладко. Мама Анатолия категорически не принимала невестку, она всегда была недовольна Натальей и отпускала в её адрес весьма язвительные комментарии.
Её не впечатлял тот факт, что девушка много и упорно трудилась, получила диплом режиссёра балета и педагога-балетмейстера в ГИТИСе, танцевала ведущие партии в театре, снималась в кино. Её раздражала манера невестки мыть посуду исключительно в перчатках, держаться с невероятным достоинством и не отвечать на её выпады. Но отношения, конечно, были далеки от идеальных. Наладить их удалось только после того, как Анатолий с женой переехали в собственную квартиру. Но даже эти сложности не заставили пару расстаться.
Супруги могли спорить до хрипоты, доказывая друг другу свою правоту, могли кричать из-за какой-то мелочи, но мысль о разводе никогда не приходила им в голову. Наталья не скрывала , что трудности, с которыми они сталкивались, только крепче связывали их. Отказы от ролей, невозможность выехать за границу, затруднения в профессии – всё это словно зеркально повторялось у обоих. По признанию артистки, сначала она чувствовала ответственность перед мужем, потом он не мог оставить её в одиночестве, и так шаг за шагом, двигаясь навстречу друг другу, они строили свой брак, не обращая внимания на тех, кто пытался убедить их в несовместимости. Мнения посторонних, которых в их жизни хватало с избытком, будто только подогревали их взаимное желание бороться за свои чувства и сохранение семьи.
Единственное, что омрачало их брак, – это отсутствие детей. В ту пору даже самые отважные балерины решались на этот шаг уже ближе к сорока, когда активная карьера уже шла к своему финалу. Наталья призналась, что она очень хотела стать мамой , но этого чуда в их семье так и не случилось. Но она не опускала рук, продолжала работать, снялась в нескольких фильмах и начала ставить свои постановки в театре.
Анатолий после выхода на пенсию не стал уходить на покой, а начал новое дело, возглавив в качестве балетмейстера Дом моды на Арбате. Вместе супруги создали авторскую методику подготовки манекенщиц, а вскоре на её основе появилась «Русская академия моделей».
Верность профессии и любовь к жизни
Наталья так и не оставила театр. В Московском академическом музыкальном театре она больше не выходила на сцену в роли балерины, но продолжала участвовать в спектаклях. Работала с драматическими актёрами, помогала им выстраивать пластику, передавала то, что знала о движении и выразительности. Не оставляла и кино, продолжая время от времени ходить на пробы, хотя, как с улыбкой замечала сама, режиссёры по-прежнему не утверждали её на роли, теперь уже из-за слишком молодого внешнего вида. Удивительно, правда?
При этом артистка совершенно не жаловалась. Напротив, говорила, что сделала один из самых правильных выборов – не оставила балет, даже когда казалось, что кино открывает больше возможностей. Ведь если бы не сложилось ни в одном, ни в другом, она осталась бы у разбитого корыта. А так – продолжает быть востребованной , участвует в премьерах, помогает коллегам, живёт активной жизнью и не чувствует себя невостребованной.
Свободное время она посвящает заботе о бездомных животных. На дворовых кошек и котов у неё уходит много душевных сил, но, по словам самой Наталии, это очень благодарный труд. Построенный ею «кошкин дом» стал настоящим символом отношения актрисы к жизни: делать то, что по-настоящему важно, не дожидаясь одобрения и не оглядываясь на обстоятельства.
Наталью Трубникову прославил фильм «31 июня», у которого оказалась очень сложная судьба, как и у песен, которые в нём исполнялись.
🎬 За каждой статьёй — часы поиска, анализа и любви к миру шоу-бизнеса. Если вам нравится наш канал, поддержите нас — и мы расскажем ещё больше интересного!"