Найти в Дзене
Шагая по Москве

Композитор, которого не сломал даже Сталин

(Герой недели)

Москва хранит память о многих своих героях — от полководцев до поэтов. Но особенно гордится композиторами, чьи произведения стали отражением судеб целого поколения. Сегодня мы расскажем о Дмитрии Дмитриевиче Шостаковиче. Как он вырос, чем жил в столице, какие шедевры подарил миру и где москвичи могут прикоснуться к наследию великого маэстро.

Портрет композитора Дмитрия Шостаковича
Портрет композитора Дмитрия Шостаковича

Ранние годы и путь к музыке
Дмитрий Шостакович родился в 1906 году в городе Санкт-Петербурге, в семье театральных деятелей. Его отец играл в любительском драматическом кружке, а мать преподавала музыку. Первые уроки фортепиано маленький Шостакович получил в возрасте шести лет, и уже через два года стал посещать класс в Петербургской консерватории.

Молодой Митя Шостокович
Молодой Митя Шостокович

Когда юноше исполнилось тринадцать, он поступил в консерваторию официально. Занятия у Штейнберга по композиции и у Рубинштейна по фортепиано заложили фундамент его мастерства. Несмотря на голод и разруху, связанной с Гражданской войной, Дмитрий упорно работал над своими ранними пьесами. К 20-ти годам на его счету уже были камерные ансамбли и первые симфонические эскизы.

Симфония - пророчество
19–летний Шостакович представил публике свою Симфонию № 1 и это стало настоящим событием. Остроумная, динамичная, порой иронично-ломанная мелодия завоевала восторженные отзывы критиков и коллег. За одну ночь перед ним открылись двери лучших концертных залов Москвы и Ленинграда.

Юный Дмитрий Шостакович с партитурой в руках (1926 год)
Юный Дмитрий Шостакович с партитурой в руках (1926 год)

Вскоре композитор приезжает в Москву по приглашению Московской филармонии, здесь он лично знакомится с худруком Вахтанговым, дирижёром Евгением Добржинским и молодыми пианистами, которым доверяет премьеру своих фортепианных концертов.

Блокадный Ленинград и «Ленинградская» симфония
Когда в 1941 году фашисты осадили Ленинград, Шостакович остался в городе, организовывая «концерты смерти» в подвалах и госпиталях. Музыка давала людям силы выжить, а он сам под аккомпанемент голода и бомбежек работал над тем, что стало его самым известным произведением — Симфонией № 7 «Ленинградская».

Шостакович за роялем
Шостакович за роялем

Премьера этой симфонии прошла в Москве 9 марта 1942 года под управлением Юрия Файнберга. Зал Московской филармонии был переполнен. Артисты, военные чиновники и обычные москвичи пришли выразить солидарность с осаждённым городом. Сцены отчаянной борьбы, пронзительная «маршевая тема» — всё это отозвалось эхом в сердцах тысяч.

Враг советского искусства
Однако героизм на сцене не спасал от давления и страха за кулисами. В 1936 году Шостакович оказался в центре кампании травли, в газете
«Правда» была опубликована статья под названием «Сумбур вместо музыки», в которой его оперу «Леди Макбет Мценского уезда» обвинили в формализме и «чуждости народу». По воспоминаниям современников, это произошло по указанию лично Сталина. Композитор оказался под угрозой ареста, его произведения исчезли из афиш, друзья начали избегать общения.

Газета «Правда», статья под названием «Сумбур вместо музыки»
Газета «Правда», статья под названием «Сумбур вместо музыки»

Вторая волна накрыла его в 1948 году, когда идеолог Андрей Жданов объявил новую кампанию против формализма. Шостаковича официально назвали «врагом советского искусства». Его уволили из консерватории и заставили публично покаяться. Чтобы выжить, он писал исключительно заказные произведения, вступил в партию, подписывал идеологически выверенные письма. Даже за границу композитор выезжал исключительно в сопровождении сотрудников от КГБ.

Все эти годы сформировали в Шостаковиче привычку жить в тревоге, в унижении, в постоянном ожидании удара. Морально выжатый и внутренне надломленный — именно в таком состоянии Шостакович вошёл в последние десятилетия своей жизни.

О личном
Личная жизнь Дмитрия Шостаковича была сложной, как и его музыка. За внешней сдержанностью скрывались сильные чувства. Композитор был трижды женат. Его первая супруга, Нина Варзар, астрофизик, отказалась от научной карьеры ради семьи. Она родила ему двоих детей — Максима и Галину — и оставалась рядом более двадцати лет. Их брак завершился трагически, Нина умерла от рака.

Шостакович с дочерью Галиной и сыном Максимом.
Шостакович с дочерью Галиной и сыном Максимом.

Второй союз с партийной активисткой Маргаритой Кайновой оказался коротким. Она была энергичной, амбициозной, связанной с номенклатурой. Однако их истинные взгляды и ритмы жизни не совпали. Отношения закончились быстро.

А вот третий брак стал неожиданным для многих. Молодая библиотекарь Ирина Супинская была младше Шостаковича на 27 лет и появилась в его жизни в тот момент, когда здоровье уже пошатывалось, а слава была давно утверждена. Казалось бы — зачем ей это? Именно поэтому вокруг их союза сразу закрутились сплетни. В кулуарах, за кулисами, в среде интеллигенции шептались: мол, молодая жена, наверное, из-за имени, положения, может, из-за наследства. Но эти разговоры так и остались домыслами.

Дмитрий Шостакович и Ирина Супинская.
Дмитрий Шостакович и Ирина Супинская.

Ирина осталась со своим супругом до самого конца — была рядом до его смерти в 1975 году. Делила с ним быт, сопровождала на гастролях, ухаживала во время болезни. Их союз длился 13 лет и оказался по-настоящему крепким. В воспоминаниях современников и биографов она описывается как внимательная, спокойная, скромная женщина, преданная Шостаковичу в самые уязвимые и последние годы его жизни.

Память Москвы
После смерти Сталина в 1953 году для Шостаковича начался постепенный путь к творческой свободе. Его симфонии вновь зазвучали в концертных залах, имя возвращалось на афиши. К 1957 году композитора восстановили в Союзе композиторов и избрали первым секретарём. Он снова стал автором премьер: его поздние симфонии — № 10, 11, 12, 13 и 14 — исполнялись в Москве под управлением Светланова, Кондрашина и других выдающихся дирижёров. Хотя к преподаванию он официально не вернулся, Шостакович читал лекции, встречался со студентами, делился опытом с молодыми музыкантами.

9 августа 1975 года маэстро скончался в Москве. Похоронили его на Новодевичьем кладбище. А в 2005 году, к 100-летию со дня рождения, возле Московского международного Дома музыки установили памятник. Скульптор Георгий Франгулян запечатлел Шостаковича в задумчивом, почти болезненном жесте — словно он только что поставил последнюю ноту в партитуре, за которой стоит не только музыка, но и вся прожитая жизнь. В этом лице — усталость, боль, горечь и сила.

Памятник Шостаковичу у Московского международного Дома музыки
Памятник Шостаковичу у Московского международного Дома музыки

Дмитрий Шостакович навсегда остался для Москвы символом творческой стойкости.

Где посмотреть и услышать Шостаковича сегодня

  • Московский международный Дом музыки (ул. Пресненская набережная, 8). Здесь проходит ежегодный фестиваль «Шостакович-фест»
  • Государственный центральный музей музыкальной культуры имени М. И. Глинки (ул. Воздвиженка, 11): в фондах хранятся его рукописи, письма и фотографии.
  • Большой зал Московской консерватории (ул. Большая Никитская, 13/6): не раз звучали мировые премьеры симфоний и концертов Шостаковича, а теперь здесь можно послушать записи его собственных выступлений за роялем.

    💬
    Если статья была вам близка — поставьте лайк и подпишитесь на канал.

    В рубрике «Герой недели» мы рассказываем о гениальных и известных людях, которые оставили след в истории Москвы через музыку, архитектуру, литературу и поступки. Если вам интересно узнавать о таких личностях — загляните в другие выпуски:


    👉 Майя Плисецкая. Королева московского балета!
    👉
    По следам Булгакова, путь в Москву.
    👉
    Что вдохновляло Чехова в Москве?
    👉
    Владимир Маяковский и Лиля Брик — любовь, вошедшая в историю города.

#Шостакович #КлассическаяМузыка #СоветскаяИстория #ЛенинградскаяСимфония #ПамятникиМосквы #ГеройНедели