(Герой недели)
Москва хранит память о многих своих героях — от полководцев до поэтов. Но особенно гордится композиторами, чьи произведения стали отражением судеб целого поколения. Сегодня мы расскажем о Дмитрии Дмитриевиче Шостаковиче. Как он вырос, чем жил в столице, какие шедевры подарил миру и где москвичи могут прикоснуться к наследию великого маэстро.
Ранние годы и путь к музыке
Дмитрий Шостакович родился в 1906 году в городе Санкт-Петербурге, в семье театральных деятелей. Его отец играл в любительском драматическом кружке, а мать преподавала музыку. Первые уроки фортепиано маленький Шостакович получил в возрасте шести лет, и уже через два года стал посещать класс в Петербургской консерватории.
Когда юноше исполнилось тринадцать, он поступил в консерваторию официально. Занятия у Штейнберга по композиции и у Рубинштейна по фортепиано заложили фундамент его мастерства. Несмотря на голод и разруху, связанной с Гражданской войной, Дмитрий упорно работал над своими ранними пьесами. К 20-ти годам на его счету уже были камерные ансамбли и первые симфонические эскизы.
Симфония - пророчество
19–летний Шостакович представил публике свою Симфонию № 1 и это стало настоящим событием. Остроумная, динамичная, порой иронично-ломанная мелодия завоевала восторженные отзывы критиков и коллег. За одну ночь перед ним открылись двери лучших концертных залов Москвы и Ленинграда.
Вскоре композитор приезжает в Москву по приглашению Московской филармонии, здесь он лично знакомится с худруком Вахтанговым, дирижёром Евгением Добржинским и молодыми пианистами, которым доверяет премьеру своих фортепианных концертов.
Блокадный Ленинград и «Ленинградская» симфония
Когда в 1941 году фашисты осадили Ленинград, Шостакович остался в городе, организовывая «концерты смерти» в подвалах и госпиталях. Музыка давала людям силы выжить, а он сам под аккомпанемент голода и бомбежек работал над тем, что стало его самым известным произведением — Симфонией № 7 «Ленинградская».
Премьера этой симфонии прошла в Москве 9 марта 1942 года под управлением Юрия Файнберга. Зал Московской филармонии был переполнен. Артисты, военные чиновники и обычные москвичи пришли выразить солидарность с осаждённым городом. Сцены отчаянной борьбы, пронзительная «маршевая тема» — всё это отозвалось эхом в сердцах тысяч.
Враг советского искусства
Однако героизм на сцене не спасал от давления и страха за кулисами. В 1936 году Шостакович оказался в центре кампании травли, в газете «Правда» была опубликована статья под названием «Сумбур вместо музыки», в которой его оперу «Леди Макбет Мценского уезда» обвинили в формализме и «чуждости народу». По воспоминаниям современников, это произошло по указанию лично Сталина. Композитор оказался под угрозой ареста, его произведения исчезли из афиш, друзья начали избегать общения.
Вторая волна накрыла его в 1948 году, когда идеолог Андрей Жданов объявил новую кампанию против формализма. Шостаковича официально назвали «врагом советского искусства». Его уволили из консерватории и заставили публично покаяться. Чтобы выжить, он писал исключительно заказные произведения, вступил в партию, подписывал идеологически выверенные письма. Даже за границу композитор выезжал исключительно в сопровождении сотрудников от КГБ.
Все эти годы сформировали в Шостаковиче привычку жить в тревоге, в унижении, в постоянном ожидании удара. Морально выжатый и внутренне надломленный — именно в таком состоянии Шостакович вошёл в последние десятилетия своей жизни.
О личном
Личная жизнь Дмитрия Шостаковича была сложной, как и его музыка. За внешней сдержанностью скрывались сильные чувства. Композитор был трижды женат. Его первая супруга, Нина Варзар, астрофизик, отказалась от научной карьеры ради семьи. Она родила ему двоих детей — Максима и Галину — и оставалась рядом более двадцати лет. Их брак завершился трагически, Нина умерла от рака.
Второй союз с партийной активисткой Маргаритой Кайновой оказался коротким. Она была энергичной, амбициозной, связанной с номенклатурой. Однако их истинные взгляды и ритмы жизни не совпали. Отношения закончились быстро.
А вот третий брак стал неожиданным для многих. Молодая библиотекарь Ирина Супинская была младше Шостаковича на 27 лет и появилась в его жизни в тот момент, когда здоровье уже пошатывалось, а слава была давно утверждена. Казалось бы — зачем ей это? Именно поэтому вокруг их союза сразу закрутились сплетни. В кулуарах, за кулисами, в среде интеллигенции шептались: мол, молодая жена, наверное, из-за имени, положения, может, из-за наследства. Но эти разговоры так и остались домыслами.
Ирина осталась со своим супругом до самого конца — была рядом до его смерти в 1975 году. Делила с ним быт, сопровождала на гастролях, ухаживала во время болезни. Их союз длился 13 лет и оказался по-настоящему крепким. В воспоминаниях современников и биографов она описывается как внимательная, спокойная, скромная женщина, преданная Шостаковичу в самые уязвимые и последние годы его жизни.
Память Москвы
После смерти Сталина в 1953 году для Шостаковича начался постепенный путь к творческой свободе. Его симфонии вновь зазвучали в концертных залах, имя возвращалось на афиши. К 1957 году композитора восстановили в Союзе композиторов и избрали первым секретарём. Он снова стал автором премьер: его поздние симфонии — № 10, 11, 12, 13 и 14 — исполнялись в Москве под управлением Светланова, Кондрашина и других выдающихся дирижёров. Хотя к преподаванию он официально не вернулся, Шостакович читал лекции, встречался со студентами, делился опытом с молодыми музыкантами.
9 августа 1975 года маэстро скончался в Москве. Похоронили его на Новодевичьем кладбище. А в 2005 году, к 100-летию со дня рождения, возле Московского международного Дома музыки установили памятник. Скульптор Георгий Франгулян запечатлел Шостаковича в задумчивом, почти болезненном жесте — словно он только что поставил последнюю ноту в партитуре, за которой стоит не только музыка, но и вся прожитая жизнь. В этом лице — усталость, боль, горечь и сила.
Дмитрий Шостакович навсегда остался для Москвы символом творческой стойкости.
Где посмотреть и услышать Шостаковича сегодня
- Московский международный Дом музыки (ул. Пресненская набережная, 8). Здесь проходит ежегодный фестиваль «Шостакович-фест»
- Государственный центральный музей музыкальной культуры имени М. И. Глинки (ул. Воздвиженка, 11): в фондах хранятся его рукописи, письма и фотографии.
- Большой зал Московской консерватории (ул. Большая Никитская, 13/6): не раз звучали мировые премьеры симфоний и концертов Шостаковича, а теперь здесь можно послушать записи его собственных выступлений за роялем.
💬 Если статья была вам близка — поставьте лайк и подпишитесь на канал.
В рубрике «Герой недели» мы рассказываем о гениальных и известных людях, которые оставили след в истории Москвы через музыку, архитектуру, литературу и поступки. Если вам интересно узнавать о таких личностях — загляните в другие выпуски:
👉 Майя Плисецкая. Королева московского балета!
👉 По следам Булгакова, путь в Москву.
👉 Что вдохновляло Чехова в Москве?
👉 Владимир Маяковский и Лиля Брик — любовь, вошедшая в историю города.
#Шостакович #КлассическаяМузыка #СоветскаяИстория #ЛенинградскаяСимфония #ПамятникиМосквы #ГеройНедели