Первые выводы и решения. Во дворе дома на улице Бограда, где образовался провал, сегодня утром состоялся выездной штаб. Тема обсуждения — безопасность жителей и самого здания. Какие меры будут приняты для этого — знает Евгений Черных.
«Те варианты усиления, которые были выполнены раньше — это расширение подошвы. Они неэффективны»
Выездное совещание началось с официальной причины провала грунта. По словам директора организации, которая занималась изучением проблемы, их было несколько. Первое — неудачное место для строительства. Если второй и третий подъезды стоят на прочном, каменном грунте, то первый на суглинке, более рыхлой по составу почве. Само по себе это хоть и нехорошо, но не критично. Критичным стало постоянное поступление влаги и, так называемая, «суффозия».
«Это перенос мелких частиц под воздействием воды, которая попадала в грунт. То есть эта вода, она попадала из-за протечек инженерных коммуникаций. И также атмосферные воды тоже попадали»Александр Шадрин, генеральный директор ООО «Научно-технический прогресс»
Помимо этого, специалисты обвиняют и жителей, которые, когда-то давно, незаконно выкопали в подвале погреба. Из-за целого фактора причин под дом ежедневно попадала вода. Год за годом суглинок напитывался влагой, а из-за этого как бы уменьшался в размерах. И вот 2 июля фундамент не выдержал и провалился под собственным весом.
«А вот, что сейчас происходит в первом подъезде этого дома. Все оконные рамы усилены брусом. И не зря, находится здесь небезопасно. Мы в касках и вместе со спасателями, получили разрешение. Только посмотрите какие огромные здесь трещины. И они просто повсюду, с первого по пятый этаж. Двери очень многие — просто не открываются»Евгений Черных, корреспондент
Фундамент по словам специалистов поднять невозможно. Якобы лучший вариант — его зафиксировать. Именно так и решено поступить. Дом укрепят сваями, похожим образом строят на крайнем севере, в вечной мерзлоте. Стальные полые трубы загонят примерно на 9 метров в глубину, как раз до плотного слоя грунта, и зальют бетоном.
«В течение 11 лет уже порядка 50 домов сделано по этому методу. Все стоят, все хорошо, жильцы продолжают жить, никаких угроз не возникает. Дом обычный, ничего тут такого катастрофического нет. Дома были гораздо хуже, в более худшем состоянии»Алексей Первоушин, директор подрядной организации
Работы по укреплению фундамента пообещали закончить к середине сентября. Именно тогда люди смогут вернуться в свои дома. Только после этого подрядчики начнут ремонтировать трещины в несущих стенах и перекладывать фасад дома, чтобы он не выглядел накренённым. Жильцы разделились на два лагеря. Одни радуются, и готовы жить в этом подъезде.
«Да ну, как нет. Опасения, страхи есть всегда, они у нормального человека всегда должны присутствовать. Ну, просто со временем эти инстинкты вырабатываются, совсем по-другому, как бы, видите, мы взрослеем, и нам не страшно»Андрей, житель квартиры в пострадавшем подъезде
Другие же говорят — усиливать дом не нужно, в него всё равно никто не вернётся. И предлагают другой вариант.
«Ну либо расселение, либо компенсация вот по стоимости этой квартиры, на тот момент, до того, как все случилось, для того, чтобы мы могли себе приобрести что-то другое, потому что я считаю, в этот дом заезжать опасно. Администрация может считать, как угодно. Мы можем поменяться с ними. Их жилье на наше и без проблем»Оксана Воронцова, председатель дома
Однако решения вносить дом в аварийный список или нет, окончательно не принято. Вот что сказал исполняющий обязанности главы города.
«Это дальнейшая наша работа по ещё раз дополнительному обследованию и признания данного объекта аварийным. То есть будете признавать? Не знаю, надо смотреть. Это решение комиссионное»Алексей Шувалов, исполняющий обязанности главы Красноярска
На квартиры в этом доме, говорят местные, некоторые брали ипотеку. А продать их теперь не получится — желающие вряд ли найдутся, кто рискнёт покупать жильё, где однажды провалился фундамент. Самое главное, что нужно людям сейчас, это гарантия. Чтобы они, каждый раз не открывали дверь, с мыслью: «А не рухнет ли сегодня мой дом?»