Легендарное двигателестроительное предприятие России – ОДК-Уфимское моторостроительное производственное объединение – отмечает вековой юбилей.
Предприятие ведет отсчет своей истории с 17 июля 1925 года, когда в Рыбинске был основан завод №26 по производству авиационных моторов. В 1941 году в эвакуации в Уфе его объединили с уфимским моторным заводом № 384, а также заводами и конструкторскими бюро авиационного профиля из Ленинграда, Подмосковья и Воронежа.
Часть новых цехов возводилась буквально в чистом поле. На ходу стелились черновые полы, размечалась планировка. В лютые морозы, доходившие до -40°С и ниже, оборудование с трудом, но работало. Коллектив трудился в тяжелейших условиях. Сегодня на предприятии трудятся 26 тысяч человек.
Завод развернул выпуск различных модификаций авиационных моторов разработки своего ОКБ под руководством Климова. С 1942 года завод №26 изготавливал самый массовый советский мотор периода Великой Отечественной – М-105ПФ. В сотрудничестве с разработчиком истребителя «Як» А.С. Яковлевым ОКБ заводу № 26 удалось разработать такие параметры мотора, которые обеспечивали боевому самолету улучшенные летные качества, что во многом предопределило достигнутое превосходство в небе нашей авиации. Всего за годы Великой Отечественной войны на заводе произвели более 51 000 моторовдля советской авиации.
Сегодня ОДК-УМПО является лидером в создании отечественных авиационных и индустриальных двигателей и одним из крупнейших промышленных предприятий страны. Вот несколько подтверждающих это фактов: на ОДК-УМПО выпущены более 50 базовых и модифицированных авиадвигателей, которые устанавливались на 170 типах самолетов, выпущенных также на предприятии; двигатели ОДК-УМПО работают в 45 странах мира; за свои достижения предприятие удостоено 4 орденов – два ордена Ленина (1936 и 1971 годы), орден Красного Знамени (1945 год) и орден Александра Невского (2024 год).
ОДК-УМПО участвует во всех ключевых проектах Объединенной двигателестроительной корпорации по созданию перспективных двигателей для авиационной и нефтегазовой отраслей. Это, например, программа создания двигателя ПД-14 для отечественного среднемагистрального пассажирского самолета МС-21. По составу кооперации за уфимским предприятием закреплено более 33% деталей и сборочных единиц двигателя. Работа над этим двигателем открыла УМПО дорогу к участию в проекте ПД-8 для самолетов SJ-100 и Бе-200.
В рамках подписанного в 2021 году соглашения между ПАО «Газпром», ГоскорпорациейРостех и правительством Республики Башкортостан создается индустриальный двигатель АЛ-41СТ мощностью 25 МВт.
Ярким и масштабным современным проектом является производственно-учебный центр Ростеха на базе ОДК-УМПО. Это первая площадка в России, где Госкорпорация реализует уникальную программу подготовки кадров. Практические навыки ученики осваивают на современных станках – в центре установлено более 220 единиц новейшего оборудования, в том числе с числовым программным управлением. По итогам 2024 года новую профессию получили 929 выпускников центра. В планах на 2025 год – подготовка более 1100 специалистов.
Развитие ОДК-УМПО продолжается. Строятся цеха, создаются новые рабочие места, закупается самое современное высокопроизводительное оборудование, внедряются передовые производственные технологии, в контуре объединения ведутся опытно-конструкторские работы по разработке новых изделий и модернизации уже созданных.
По случаю 100-летия со дня основания УМПО сегодня в Уфе проходит масштабный праздник. С минуты на минуту в амфитеатре у Конгресс-холла «Торатау» начнутся выступления башкирского этноколлектив AyYola, заслуженного артиста России Александра Маршал и популярных уфимских группых. Изюминкой праздника станут показательные полеты авиационной группы высшего пилотажа «Русские витязи» – 40-минутное шоу покажут тяжелые истребители.
Но, как считает Марат Сафин, политолог, эксперт Института стратегических исследований Академии наук РБ, «юбилей Уфимского моторостроительного производственного объединения – не просто дата в календаре крупного предприятия. Это повод осмыслить феномен, который коренным образом сформировал облик целого региона. Создатель советских самолетов Андрей Туполев однажды сказал: «в самолете летает только двигатель, все остальное ему только мешает».
«Не будем спорить со второй частью шутки легендарного авиаконструктора, но то, что УМПО придал экономике, высшему образованию и науке нашей республики по-настоящему авиационное ускорение – это факт, – уверен эксперт.– Возникновение в Уфе флагмана авиадвигателестроения привело к масштабным системным изменениям. Потребность в высококвалифицированных инженерных кадрах привела к созданию Уфимского авиационного института (ныне Уфимский университет науки и технологий – УУНиТ), ставшего кузницей специалистов для всей авиационной отрасли. Развитие завода потянуло за собой рождение целого кластера смежных производств и научных центров, таких как Уфимское агрегатное производственное объединение (УАПО), Уфимское приборостроительное производственное объединение (УППО) и уникальный Институт сверхпластичности металлов. Этот синергетический эффект дал мощнейший импульс для развития высокотехнологичных отраслей республики, превратив ее в признанный центр авиа и машиностроения».
УМПО давно переросло рамки обычного предприятия, став настоящим «городом в городе» со своей уникальной инфраструктурой, традициями и духом, – продолжает Марат Сафин. – Целые улицы Уфы носят имена его выдающихся инженеров и героев труда, а рабочие династии, передающие мастерство из поколения в поколение, являются живым воплощением преемственности».
«Как флагман республиканской экономики и одно из ключевых предприятий, УМПО продолжает играть системообразующую роль. Оно не только обеспечивает тысячи высокотехнологичных рабочих мест, но и остается главным драйвером развития города Уфы, формируя его промышленный ландшафт, стимулируя градостроительные проекты и поддерживая социальную сферу», – подытожил спикер.
Фото: Олег ЯРОВИКОВ.