Генеральный директор Perplexity Аравинд Шринивас выступил с откровенным предупреждением для молодых стартапов: если ваш продукт хорош — его обязательно скопируют. Об этом он заявил перед аудиторией студентов Y Combinator’s AI Startup School, подчеркнув, что крупные игроки в индустрии именно так и делают:
«Они копируют всё, что работает», — сказал он.
По словам Шриниваса, если стартап создаёт бизнес-модель, способную приносить сотни миллионов или даже миллиарды долларов, можно быть уверенным — крупные компании обратят на это внимание.
«Если ваша компания способна зарабатывать сотни миллионов или потенциально миллиарды, всегда исходите из того, что лидеры рынка это скопируют», — предупредил он.
Он объяснил это необходимостью для техгигантов оправдывать огромные капитальные расходы:
«Они поднимают десятки миллиардов — почти 50 миллиардов — и должны обосновывать эти вложения, постоянно искать новые источники прибыли. С этим страхом просто нужно научиться жить».
Perplexity запустилась в декабре 2022 года как поисковый движок, который формирует краткие и точные ответы на основе живого веб-поиска. Это резко отличалось от подходов того времени, когда ИИ-боты опирались только на устаревшие обучающие данные, собранные за месяцы до запуска.
Но уже через несколько месяцев после старта Perplexity конкуренты начали внедрять похожие функции. Компания Google добавила веб-поиск в Bard (теперь Gemini), OpenAI интегрировала браузинг в ChatGPT в мае 2023 года, а Anthropic предоставила Claude возможность реального поиска по сети в марте 2025 года.
Руководитель отдела коммуникаций Perplexity Джесси Двайер отметил, что конкуренция с крупнейшими компаниями даётся нелегко:
«Крупные игроки делают всё, чтобы заглушить твой голос», — заявил он.
Соперничество выходит за рамки чат-ботов. 9 июля Perplexity представила собственный браузер под названием Comet. В тот же день агентство Reuters сообщило, что OpenAI разрабатывает альтернативу Google Chrome. Двайер выразил обеспокоенность новой «гонкой браузеров», отметив, что в идеале она должна приносить пользователям выгоду. Но если пользователи в итоге проиграют, виновата будет монополистическая тактика некой «компании-универсала», навязывающей свой продукт.
По мнению Двайера, любой браузер от OpenAI будет по сути тем же самым, что и браузер от Google.
В Perplexity не питают иллюзий: заимствование и копирование — обычная практика в сегодняшней индустрии искусственного интеллекта. И молодым стартапам придётся с этим мириться.
Ещё по теме: