Исландский инженер-строитель и норвежский музыкант. Они оба с Севера. Оба пишут про смерть. Но делают это по-разному.
Ю Несбё. Макбет.
Читатель, внемли! В прозе этой злой
Не прошлое всплыло — наш век перед тобой!
В ней для поклонников своих норвежец зеркало явил,
Но в нём не тени, а реальный мир!
Более четырёхсот лет назад Уильям Шекспир написал трагедию «Макбет», которая с тех пор не сходит со сцены и экрана. Пьесу неоднократно ставили в театрах по всему миру, экранизировали более ста раз, Джузеппе Верди написал по её мотивам оперу, а в Большом театре давали одноимённый балет. Почему же эта пьеса, написанная в угоду Якову I, до сих пор остаётся актуальной? Ответ прост: Шекспир показал, что жажда власти делает с людьми, а человеческая природа из века в век не меняется.
«Макбет» Ю Несбё стал для меня четвёртым прочитанным (просмотренным) вариантом этой истории. Первым был оригинал — пьеса Уильяма Шекспира (разумеется, в переводе), затем — экранизация 2015 года с Майклом Фассбендером в главной роли и спектакль Олега Меньшикова в театре имени М.Н. Ермоловой. Любопытно, что именно Мария Николаевна Ермолова в 1896 году стала одной из первых российских актрис, сыгравших леди Макбет.
Ю Несбё, лауреат множества литературных премий, мастерски переносит действие в современность. Он сохраняет ключевые элементы оригинала — пророчества ведьм, драматические конфликты, имена и даже сюжетные повороты — но облекает их в новую, жестокую реальность: мир наркоторговли, коррупции, политических интриг и внутреннего разложения.
За внешним динамизмом скрывается глубокая психологическая драма, в которой каждый персонаж сталкивается с собственными слабостями и нравственным выбором.
Вас ждёт захватывающий криминальный триллер, наполненный погонями, перестрелками и интригами, робкой надеждой на лучшее будущее и неожиданным финалом.
Автору удалось не только переосмыслить классику, но и сделать её актуальной для современного читателя.
Ирса Сигурдардоттир. ДНК.
В 2017 году роман «ДНК» исландской писательницы Ирсы Сигурдардоттир был удостоен премии Палле Розенкранца — престижной датской литературной награды за лучший криминальный роман года.
Интригующее начало.
1987 год. Трое светловолосых, голубоглазых детей — два мальчика (трёх и четырёх лет) и годовалая девочка — проходят процедуру усыновления. Их пути расходятся, но связь между ними оказывается прочнее, чем можно представить.
2015 год. Жестокое убийство: в собственном доме погибает молодая женщина Элиза Бьяртнадоттир, мать троих детей, работавшая в налоговой инспекции. Убийство совершено необычным орудием — пылесосом. Единственным свидетелем становится её маленькая дочь Маргрет, которая рассказывает, что убийца был черным, с большой блестящей головой.
Дело ведёт следователь рейкьявикской полиции Хюльдар. В работе ему помогает специалист по работе с травмированными детьми Фрея.
Главные герои.
Хюльдар — был единственным пацаном в семье, к тому же младшим, пять его старших сестер сделали его невосприимчивым к любым выпадам окружающих. Он не строит серьёзных отношений с женщинами: переспал с женой напарника, переспал с коллегой по работе, переспал с Фреей, преставившись плотником, а на утро сбежал.
Фрея — живёт в квартире своего брата Бальдура, который отбывает тюремный срок. Заботится о его собаке Молли и активно ищет «хорошего мужчину», чтобы влюбиться и переехать к нему. Это желание досталось ей по наследству от матери.
Карл Петурссон — одинокий молодой человек. Его приёмная мать умерла от рака, а брат Артнар уехал в США. Карл увлекается радиоспортом и случайно натыкается на трансляцию с набором странных цифр — это исландские идентификационные номера Карла, Элизы и Аустрос. Всё это явно связано с убийствами.
Развитие сюжета.
До середины книги читателя ждёт много текста, не имеющего прямого отношения к делу. И вот, что странно, у большинства персонажей нет лиц и возраста: описание внешности встречаются крайне редко, и в них нет никакой конкретики. Только болезненное любопытство заставило меня читать дальше.
Пока полиция вяло ищет зацепки, происходит второе убийство: щипцами для завивки волос убита Аустрос Эйнарсдоттир — 60-летняя вдова, бывшая учительница биологии. Примечательно, что возраст жертвы, указанный автором, расходится на два года с предыдущими упоминаниями. В книге встречается немало подобных нестыковок.
После второго убийства темп повествование ускоряется, в воздухе ощущается приближение финала.
Паяльником убит один из приятелей Карла — Халли. Улики указывают на Карла, хотя читателю ясно, что его подставили. Чтобы полиция не раскрыла истину, уже известную читателю, автор одаривает Карла неожиданным и весьма своевременным инсультом. Подозреваемый в коме, дело закрыто.
Финал.
На последних тридцати страницах в Хюльдаре, наконец, просыпается дремавший весь роман полицейский. Он сопоставляет сведения, ранее неизвестные читателю, и выходит на настоящего убийцу. И, как это часто бывает в таких случаях, удивлённому читателю не обойтись без прямого признания преступника.
Если вам удалось вычислить убийцу до того, как это сделал Хюльдар, можете смело претендовать на участие в финале «Битвы экстрасенсов».
В «ДНК» Ирсы Сигурдардоттир есть интригующий замысел и необычные убийства, но в процессе читателя поджидают обезличенные персонажи, масса лирических отступлений, логические нестыковки и надуманный финал.
Итоги.
Фанаты Ирсы Сигурдардоттир могут не согласиться, но по части литературного мастерства, глубины образов и силы повествования ей всё же далеко до Ю Несбё. Его стиль отличается выразительностью, эмоциональной насыщенностью и психологической глубиной, что позволяет его произведениям выходить за рамки традиционного детектива.
Р.S. Ниже — ссылки на романы, подброшенные коллегой 👇.