Найти в Дзене
Игорь Широков

Архыз 2025: Все это хороший психологический тренинг!

В сезоне 2025 года одним из ключевых стартов для меня стал Arkhiz Wild Trail. Удачей стало то, что команда тренеров «Я-Спорт» уже несколько лет подряд организует для участников недельный акклиматизационный кемп. Участие в нем позволяет совместить подготовку к гонке, общение с одноклубниками и удовольствие от живописных гор Кавказа. Выбор дистанции на гонку был мной сделан больше интуитивно, чем рационально. Меня привлекала титульная гонка — двухдневный забег на 115 км, но после обсуждения графика с тренером Дмитрием Брегедой мы решили «понизить планку». Мы остановились на двухдневной дистанции PEAK 70: первый день — 30 км с набором высоты 2300 метров, второй день — 40 км с подъёмом на 2700 метров, старт в Романтике (1600 метров над уровнем моря). Тренеры «Я-Спорт» подготовили интересные горные маршруты для акклиматизации в живописных местах. Мы побывали на пиках Гобулучат и Динника, посетили красивые озёра Семицветное и Орлёнок, а также высокогорное плато Абишира-Ахуба. Каждый день был
Гдето на Габулучат
Гдето на Габулучат

В сезоне 2025 года одним из ключевых стартов для меня стал Arkhiz Wild Trail. Удачей стало то, что команда тренеров «Я-Спорт» уже несколько лет подряд организует для участников недельный акклиматизационный кемп. Участие в нем позволяет совместить подготовку к гонке, общение с одноклубниками и удовольствие от живописных гор Кавказа.

Команда Яспорт на кемпе.
Команда Яспорт на кемпе.

Выбор дистанции на гонку был мной сделан больше интуитивно, чем рационально. Меня привлекала титульная гонка — двухдневный забег на 115 км, но после обсуждения графика с тренером Дмитрием Брегедой мы решили «понизить планку». Мы остановились на двухдневной дистанции PEAK 70: первый день — 30 км с набором высоты 2300 метров, второй день — 40 км с подъёмом на 2700 метров, старт в Романтике (1600 метров над уровнем моря).

Тренеры «Я-Спорт» подготовили интересные горные маршруты для акклиматизации в живописных местах. Мы побывали на пиках Гобулучат и Динника, посетили красивые озёра Семицветное и Орлёнок, а также высокогорное плато Абишира-Ахуба. Каждый день был распланирован: ранний подъём, зарядка, завтрак, длительная тренировка, обед, отдых, сауна, вторая тренировка, ужин и встреча с одноклубниками. Такой распорядок оказался тем, чего мне очень не хватало!

Но и без приключений не обошлось... В один из дней кемпа тренер объявил темой дня «безопасность на снежнике в горах». Мы отправились на разведочный маршрут по треку предстоящей гонки — 40 км по высокогорному плато Абишира. На спуске к озеру я поскользнулся на снежнике, сильно ударился виском о камень и рассек себе бровь дужкой от очков. Одноклубники оказали мне первую помощь, но пришлось вернуться на станцию подъёмника и обратиться в медпункт. К счастью, обошлось без сотрясения и швов.

А пикантной особенностью курорта Архыз не впервые стала ротовирусная инфекция, которая поразила некоторых одноклубников. Я избежал симптомов, но из-за недавней простуды и общей высоты иммунитет сильно снизился, появилась слабость. И эти факторы повлияли на мои результаты в дни соревнований.

Дни гонки

На 28 и 29 июня прогнозировались грозы. Организаторы подготовили альтернативные маршруты на случай неблагоприятной погоды. Дистанция 40 км включала даже два запасных маршрута.

Двухдневная гонка "PEAK 70" состояла из двух этапов. В первый день участники преодолевали 30 км по северному склону, поднимались на пик Смирнова до высоты 2800 метров, затем спускались к Лунной поляне и в Романтик. Второй день включал 40 км по южной части: подъём от Романтика к пику Динника, спуск через перевал Федосеева к озёрам на плато Абишира и траверс к Лунной поляне и Романтику.

Старт первого дня в 8 утра был комфортным: солнечная погода, отсутствие дождя и ветра. Я хорошо выспался, позавтракал и отправился к стартовой линии с отличным настроением. Первая треть дистанции — подъём на высоту чуть более 2800 метров. Я старался контролировать пульс (не более 150–155), вовремя питался и пил воду — всё в соответствии с планом. На верхней точке маршрута встретил одноклубников Александра и Диму. Александр обогнал меня в гору почти в самой верхней точке дистанции. После подъёма нас ждал длинный спуск в долину реки Архыз со сбросом высоты более 1300 метров, на котором я быстро догнал и обошёл Сашу. Последняя часть дистанции проложена по южному склону с набором высоты около 600 метров. И тут Саша снова догнал меня. До последнего пункта питания мы шли-бежали вместе, но на последнем подъёме Саша вырвался вперёд к финишу. Я финишировал 11-м из 202 участников за 4 часа 21 минуту.

После финиша было достаточно времени на восстановление перед вторым днём. Я попробовал, что такое вакуумные штаны — прекрасное открытие! Снял тяжесть в ногах и даже успел сделать восстановительный массаж. Однако вечером перед стартом организаторы сообщили о грядущем сильном ухудшении погоды с грозами в горах и усилением ветра. Старт перенесли на 5 утра, хотя маршрут остался прежним. В условиях непогоды нужно было взять с собой дополнительные теплые и непромокаемые вещи и быть готовым ждать улучшения погоды на перевалах.

В ночь перед стартом ожидаемо я не спал: сначала не мог уснуть, потом в соседнем номере началась вечеринка. Утром я чувствовал себя уставшим и с сильными отёками из-за недостаточного питья, высоты, нагрузки и бессонной ночи. Старт был объединён с бегунами на 65 км, что создало впечатление большего количества участников.

Второй день гонки
Второй день гонки

Маршрут второго дня проходил по горнолыжной трассе до высоты 3173 метра над уровнем моря. Со старта я не мог разогнать пульс. Мне казалось, что мой пульсометр перестал работать. Я несколько раз переключал его, но часы не показывали пульс выше 130 ударов в минуту. По ощущениям я работал в пульсовой зоне 150–155, но ускориться не мог. В итоге первый подъём прошёл на морально-волевых силах и повторении мантр и заклинаний. Накануне старта тренер рассказал о мантрах для мотивации на ультрадистанциях, и я пообещал привезти дочери две медали. Эти приемы и помогли мне преодолеть сложные участки и всю гонку второго дня.

На плато Абишира я ждал то самое место своего падения на снежнике, но как-то незаметно и легко преодолел его, а вот следующий за ним перевал Семнадцати стал серьёзным испытанием. Это технически сложный участок подъёма с уклоном около 40 градусов и осыпающимися камнями. Нам повезло, что это не был спуск. Было бы ещё сложнее, чем карабкаться вверх по этой стене. После перевала основная часть гонки была завершена, и я начал представлять, как бегу уже к дому, к финишу, к отдыху. Несмотря на сложные спуски и начавшуюся грозу, я успел преодолеть перевал до серьёзной непогоды и тумана.

К концу дистанции из-за усталости я сильно отстал от одноклубников и финишировал в зачёте второго дня 19-м на дистанции 40 км за 6 часов 50 минут. На финише тренер Дмитрий Брегеда оценил мой страдальческий вид и самочувствие и вынес вердикт: «К ультрамарафонам ты пока не готов».

Тренеры Алексей Дробинин, Татьяна и Дмитрий Брегеда
Тренеры Алексей Дробинин, Татьяна и Дмитрий Брегеда

После забега я был физически и морально опустошён. Пришлось отменить запланированный командный старт на 20 км, тренировки заходили через силу.

Сейчас уже прошло три недели после гонки, когда я, наконец, собрался с силами и решил написать этот отчёт. Вспоминая слова тренера на финише, объясняю себе, что и раньше я участвовал в двухдневных гонках в Крыму, бегал и в горах, и на равнинах ультрадистанции. Возможно, сочетание простуды, усталости и других факторов привело к упадку сил и перетренированности.

Тем не менее я доволен своим результатом на дистанции PEAK 70 (69 км) с общим набором высоты более 4773 метров, где я занял 9-е место.

А неожиданным и очень приятным сюрпризом на кемпе для меня стало зачисление в команду «Про Трейл» клуба «Я-Спорт». Всё это теперь добавляет мне ответственности и мотивации.

Всё-таки думаю, что готов! За это благодарю Дмитрия Брегеду и всю команду «Я-Спорт» за поддержку и отлично проведённое время.

«Ведь всё это хороший психологический тренинг!» — цитата из книги «Ультрамышление».

Жду следующих кэмпов! Беговой сезон в разгаре, впереди ГРУТ Т80.

Фотографии, которые я прикрепил к отчету, наверное, самые страдальческие, которые у меня когда-либо были на забегах.