-Кстати, о самом важном я спросить и забыла. Вот, называют - контрактные звери. А контракт это же - как обмен. Что человек должен зверю? Я вот в интернете смотрела, но там ничего, - поинтересовалась Людмила, когда мы вышли на крыльцо.
-Возможно, те, кто пишет всякие статьи и снимает ролики про контрактных зверей, даже и не задумываются об этом вопросе. Считают это чем-то естественным и само-собой разумеющимся. Человек-контрактник должен предоставить своему зверю место для жизнь (ну, и кормить не забывать). А самое главное - дать имя.
Моя собеседница облегчённо вздохнула. Видимо, она опасалась что человеческая часть контракта - что-то жутковатое, о чём стараются не рассказывать, чтобы не отпугнуть новых контрактников.
-Так кого из зверей можете посоветовать для моей дочери, раз уж бестия не подходит?
-Ну, тут надо учитывать некоторые вещи... Например, где вы живёте. В собственном доме или в квартире?
-В квартире.
-Вот. Уже некоторые варианты отпадают.
-Какие варианты? Вы мне хотели кого-то из лошадей присоветовать?
-Не-не-не. Потусторонние звери лошадиного типа для ребёнка - вариант не лучше бестии.
-И даже хуже, - прокомментировала с моего плеча Никта.
Я тяжело вздохнул и вновь почесал её макушку. После этого начал объяснять Людмиле, заметив её вопросительный взгляд и почувствовав кофейный вкус её эмоций.
-Во-первых, само содержание потусторонних лошадей - удовольствие не из дешёвых. Мне, скажем так, подфартило: ещё когда только заключил контракт с Фобосом, поступило предложение от клуба верховой езды. И теперь можно сказать, что Фобос там работает, принося свою денежку в семейный бюджет. И, надо сказать, суммы там немаленькие. Поэтому, и его содержание, и содержание Нимфы (которая тоже иногда подрабатывает в том клубе) не составляет проблем. Но это я уже отвлёкся. Ведь есть ещё и во-вторых. Сами контракты с потусторонними лошадьми. У келпи, кошмаров, слейпниров и медногривов - контракты испытательного типа. Они, скажем так, проверяют своего будущего хозяина на вшивость. Проверка, если усреднять, - оседлать и удержаться в седле. А это - непросто. Как я сейчас уже понимаю, мне удалось целых два контракта заключить по чистой удаче. Есть, конечно, ещё единороги и гипокампы, у которых контракты доверительного типа. Но гипокампов в наших краях, в принципе, содержать не получится: очень требовательны к климату и условиям содержания. Я, по-моему, это уже даже говорил. А единороги... Ну, так-то, они довольно редки в наших краях, но если удастся найти... Ну, честно сказать, характер у них, в большинстве случаев, не сахар.
-А если лошадей вы и не собирались предлагать, то кого тогда в квартире содержать не получится?
-Ну, например, фенрира. Фенриры, в принципе, хорошие няньки. Да и с детьми постарше неплохо ладят. Но фенриры - весьма крупные волчары. Вырастают до полутора метров в холке и почти до трёх - в длину (без учёта хвоста). Содержать такого зверя в квартире - довольно затруднительно.
Людмила понимающе закивала.
-Симарглы тоже хорошо ладят с детьми. Габариты сопоставимы с немецкой овчаркой. Да и по окрасу, иногда, тоже напоминают овчарку. И всё было бы хорошо. Но есть один нюанс: эти собачки - крылатые. И размах крыльев у них достигает трёх метров. Кроме того, их рекомендуется содержать с возможностью свободного выгула. Но для этого нужно собирать бумажки. И, скажем так, в городской черте бюрократии предстоит куда больше.
Людмила вновь кивнула, а потом обратилась ко мне.
-Кстати, у меня ещё пара вопросов. Вы говорили, что контрактники и сами становятся потусторонними. Что это значит и чем может вылиться для моей дочери?
Я уж подумал, что она пропустила моё замечание мимо ушей. Но, видимо, просто подыскивала подходящий момент.
-На самом деле - ничего такого. Именно потусторонним человек не становится. Несколько небольших новшеств в жизни - и всё. Потустороннее зрение, возможность проходить в тайный квартал без сопровождающего потустороннего и одна-две способности их тех, которыми владеет контрактный зверь. Да и те - в урезанном виде. Ну, тут, конечно, всё зависит от того, чем владеет зверь. Есть у меня приятельница, у которой контракт с единорогом. А единороги, можно сказать, управляют самой сутью магии. Поэтому, даже урезанным способностям приятельницы некоторые потусторонние могут только позавидовать.
-Понятно. Кстати, раз уж разговор зашёл про единорогов, то у меня ещё один вопрос: раз уж они редки в наших краях, то откуда вы можете знать, что характер у них не сахар? Или вы судите по единорогу вашей приятельницы.
-Не только. Кто я по вашему, чтобы опыт общения с одним зверем переносить на всех? С греко-римским подвидом единорогов я по работе довольно тесно общался. Помощь в заключении контрактов для меня, скорее, хобби. А основная работа - сопоставления реальных потусторонних зверей и их описаний в мифах и легендах. Так вот, в греческих и древнеримских мифах единороги почти не фигурируют. Но то, что описал римский писатель Клавдий Элиан - греко-римский подвид единорога, как он есть. Кобылы спокойны, миролюбивы... Иногда - довольно занудны, но это - мелочи. А вот кони... Мягко говоря, очень вспыльчивы. И повод для того, чтобы вспылить найдут всегда. Контрактника-то не трогают, хотя и могут ему высказать всё, что думают. Но лягнуть прохожего за то, что не так на них посмотрел - это пожалуйста. А уж если встретит другого единорога, то контрактникам стопроцентно придётся разнимать драку. С западноевропейским подвидом я ещё в студенческие годы пообщался. Мой однокурсник Вэлтейн (который - дядя нашей общей знакомой) как-то раз сумел добиться для меня возможности посетить Тир на Ног. А там популяция единорогов довольно большая. И я так скажу: почти у каждого из них какой-то персональный бзик. И из этих своих бзиков они могут целый культ сделать. И даже часами спорить с контрактниками и друг с другом. А для примера возьмём единорога моей приятельницы. Как он сам выражается, он любит наблюдать за прекрасным. Однако, это следует понимать, что он любит подглядывать за девушками, работающими в саду или огороде. На этом он, в своё время, и попался, и мне кое-как удалось убедить его, что, как честный единорог, он теперь должен заключить контракт с девушкой, за которой подсматривал.
Людмила сдержанно хихикнула.
-Ещё вопросы? Кстати, давайте, уже выйдем со школьного двора.
-Давайте. А вопросы у меня ещё есть. Вы вот упоминали контракты такого типа, контракты сякого типа. Что всё это значит? В интернете это встречала, но без особых объяснений.
Я кивнул, и принялся объяснять, пока мы неторопливо шли к школьным воротам.
-Ну, деление довольно условное. Тем более, что контракты могут относится к нескольким типам одновременно. При контрактах испытательного типа зверь устраивает проверку своему будущему хозяину. Чаще всего, надо проявить какое-то качество, которые подобные звери ценят. Хотя, тут церберы выделяются. У них испытание заключается в том, что каждая из голов загадывает какое-нибудь желание. Обычно - что-нибудь простенькое: дать вкусняшку, почесать за ухом и подобное. При контрактах доверительного типа, зверь просто выбирает своего хозяина и наглядно это демонстрирует. Никта, например, упрямо не хотела с моих коленей слезать, когда я её домой забрал. А на улицу пошёл - пришлось её с собой на руках брать. Контракты обменного типа... Ну, это, скорее, подтип. Зверь, как я уже говорил, часть своего тела, обменивает на часть тела хозяина, подтверждая контракт. Бестии - глаз, слейпниры, кошмары, келпи и медногривы - прядь волос, фенриры - верхние или нижние клыки. Контракты договорного типа - когда определённый клан потусторонних передаёт под вашу опеку кого-то из своей звериной детворы. Это, кстати, в вашем случае - не вариант. Нужно предварительно собрать примерно те же документы, что и для усыновления, а значит, контрактником будете выступать вы, а не ваша дочь. Ну, и последнее - контракт призывного типа. Это - когда человек, наделённый способностями, призывает потустороннего зверя и заключает с ним контракт. Здесь, правда, есть лазейка: призыватель и контрактник могут быть разными людьми.
-Понятно. Но кого всё-таки посоветуете? Чтобы и в квартире можно было содержать, и контракт без всяких испытаний.
-А это, знаете ли, сложный вопрос. Вы определитесь: а кто для вашей дочери нужен? Просто компаньон? Или защитник? А, может быть, помощник в учёбе?
-А они могут и в учёбе помочь? Или вы про подглядывание в шпаргалки? - удивилась Людмила.
-Именно про помощь в учёбе. Те же баюны обладают просто феноменальной памятью и аналитическими способностями. Конечно, это больше касается литературы и истории, но всё-таки. Так что, вы подумайте, с дочерью посовещайтесь: а кого бы ей больше хотелось? Ну, а завтра (завтра же у нас пятница?) придёте дочь со школы забирать - пересечёмся, посидим в том же "Котьем доме", выскажете мне, что надумали, а я уже дам рекомендации. Возможно, даже подскажу нужных людей (например, если решитесь на контракт призывного типа).
-С дочерью посовещаться... Ну, я хотела ей сюрприз устроить.
-Нет. Так дело не пойдёт. Контрактный зверь - не собачка, и не кошечка, и, уж тем более, - не хомячок. Нельзя просто купить в зоомагазине и подарить. Нужно, чтобы они приглянулись друг-другу, нашли общий язык и заключили контракт. А это может потребовать времени.
-Хорошо. Я поняла. Тогда, до завтра?
-До завтра.
Распрощавшись мы разошлись в разные стороны. И я начал мысленно составлять примерный план завтрашних рекомендаций.