Всегда было интересно: а каково быть участником одной из самых известных групп, которой приписывают создание тяжелой музыки как таковой? Ведь Black Sabbath явно не рассчитывали, что их творчество окажет такое влияние на последующие поколения. Но уже пятьдесят лет их первые альбомы вовсю тиражируются и рассматриваются под микроскопом как пример того, из чего пошли всевозможные направления тяжелого рока. Есть в этом и доля гиперболизации, но так или иначе, нравится это нам или нет, но Black Sabbath были первыми, а уже слушая их, остальные раздвигали дальше рамки метал-музыки, придумывая всё новые и новые ответвления.
Но музыка, о которой идет речь, была создана уже довольно давно. Их альбомы, записанные с 1970 по 1973 год растасканы на цитаты, заслушаны до дыр. Но группа продолжала существовать дальше, неся потери в составе и изменения, подстраиваясь под тенденции, стараясь оставаться на плаву. Кому-то не хочется считать Black Sabbath таковыми без Оззи, кому-то без Билла Уорда, а кто-то говорит, что Sabbath с конца 1980-х был сольным проектом Тони Айомми. Однако, во всех этих разговорах как-то теряется личность Гизера Батлера, тоже ответственного за создание сначала фирменного звука группы в ранние годы, за написание текстов и мелодий, за формирование звука тяжелого рока как такового.
Батлер успешно продолжал быть членом группы до середине 1980-х, затем спорадически возвращался. Поиграл в группе Оззи, причем в один из самых успешных периодов ее существования, и даже прилетел в ее составе выступить в СССР. Но всё равно не чувствовал себя на равных. Даже вернувшись снова в Black Sabbath и записав с ними Dehumanizer и Cross Purposes, он не задержался там дальше. Батлеру хотелось играть другую музыку.
На дворе был 1995-й год. Гизеру 46. Он не пожилой, но и не молодой. Обвинять его в выходе в тираж рановато, но и подстраиваться под молодежные течения басиста не просят. Вовсю готовится Ozzmosis Осборна, где Гизер был одним из аранжировщиком. Альбом подкрепил авторитет певца как одного из лучших артистов в рок-музыке, и это тогда, когда Оззи даже поговаривал об уходе на пенсию. Одним из участников группы на записи альбома был барабанщик Дин Кастроново, тридцатилетний сессионщик, отыгравший на альбомах десятков исполнителей от Тони Макалпина до Пола Роджерса. С ним Батлер решил записать свой первый сольный альбом. Его время пришло.
Гитаристом в этой группе стал Педро Хаувз, бирмингемец, который с Гизером был с момента его ухода из Sabbath в середине 1980-х. Он играл на гитаре в Geezer Butler Band, поэтому музыканты были сыграны. По некоторой информации, Педро - племянник Гизера, так что Батлер готовил молодежь для того, чтобы играть вместе.
В то время Гизер вовсю расслушал новый метал, который вовсю исполняли американские и европейские музыканты. Друг за другом появлялись всё новые варианты этой музыки, одна тяжелее и брутальнее другой: грув-метал, индастриал метал, рэп-метал, ню-метал. Старые фанаты не воспринимали эту музыку, считая ее отходом от канонов. Но в ней была тяжесть, которой Батлеру не хватало. Поэтому он позвал вокалиста американской индастриал грув метал группы Fear Factory Бартона Белла спеть.
Гизеру нравились эти команды. И в творчестве новоиспеченной группы чувствовалось их влияние. Можно услышать и нотки самих Fear Factory, и Ministry, и Pantera, и Machine Head, и даже не совсем подходящих под это определение Type O Negative. Такую музыку явно не ожидали от участника Sabbath. Хотя чувствовалось, что первоосновой всё равно были Paranoid и Master Of Reality. Гизер признавался, что именно такую музыку он хотел играть, даже когда у Sabbath были лучшие годы.
Дебютник назвали Plastic Planet. Он непривычен для уха и любителей классического харда, и адептов музыки 1990-х. Уж слишком он резок, а временам и груб. Как будто бы Батлер искал возможности выплеснуть все свои агрессивные стороны. Он в определенном смысле мрачен и эпичен, тут есть место работе с тембрами: гитары бьют по ушам своими искусственными флажолетами, а бас - перегруженными частотами. Ударные и ритм как таковой здесь основные, и на них держится эта брутальность. Каждая композиция - это новый виток звуковой агрессии. И за редким исключением Гизер позволяет проявить свой лиризм.
Композиции в чем-то похожи друг на друга, но определенно мелодичны. Plastic Planet и Drive Boy Shooting угрожающе жуткие, заставляют сердце биться чаще. House Of Clouds могла бы соперничать со многими тогдашними трэш-металистами в угрюмости риффов. А Seance Fiction удивительно романтична для такого альбома. Иногда проскальзывают элементы, свойственные ранним Sabbath. Послушайте завершающую Cycle Of Sixty - чем не очередной Planet Caravan? Но особенно запоминается песня Giving Up The Ghost - посвящение Тони Айомми.
Группа получила название G/Z/R. С этим названием они давали концерты. Альбом приятно поразил критиков, не ожидавших такого драматизма от человека, начавшего карьеру еще в 1960-е. Однако, Гизер был неумолим. Ему нравилось новое, и он находил в этом себя. Забавно, что в момент выхода Plastic Planet вовсю развивался Стоунер-рок, и это была музыка, вдохновленная именно первыми альбомами Black Sabbath и стремящаяся им подражать.
Нельзя назвать на этом альбоме Батлера новатором. Но необычность пластинки поражает воображение. Продолжал идеи дебютника и вышедший в 1997-м альбом Black Science. Но дальше, к сожалению, развитие, которое предполагалось, не случилось. Через пару лет случится воссоединение бирмингемской четверки, дальше пойдут разговоре о записи нового альбома Sabbath, но они не оправдаются. А новая музыка от Батлера выйдет лишь в 2005-м, и это будет альбом Ohmwork.
Трек-лист:
1 Catatonic Eclipse 7:10
2 Drive Boy, Shooting 4:17
3 Giving Up The Ghost 5:12
4 Plastic Planet 3:19
5 The Invisible 3:43
6 Seance Fiction 5:55
7 House Of Clouds 3:43
8 Detective 27 3:09
9 X13 4:05
10 Sci-Clone 3:43
11 Cycle Of Sixty 3:02
Добро пожаловать!Подписывайтесь, буду рад лайкам и комментариям!