По рекомендации нашего друга — педагога, наставника и директора подмосковной гимназии — Анатолия Ермолина.
⠀
Книга про то, чем живут дети, когда мы — взрослые — вроде как рядом, но на другой волне.
Про "штабы", детское коллекционирование, страсть к "свалкам", пещеры, секретные ходы и тайные места.
Про то, как дети осваивают пространство. Как мыслят. Как отличают ценное от неценного (и это не всегда то, что нам кажется “ценным”).
И всё это с примерами, наблюдениями и очень точными деталями.
💭 Пока читаю, постоянно всплывают картинки из детства: как мы строили шалаши, прятали “сокровища”, собирали крышки и какие-то обломки, которые тогда казались важными.
⠀
💡 А ещё — почти в каждой главе Осорина деликатно показывает разницу между мальчиками и девочками.
Например:
— девочки не уходят так далеко от дома, когда осваивают новое пространство;
— в коллекциях им важна красота, а не практичность или уникальность;
— при создании "особого секретного способа общения" мальчики чаще выбирают коды и шифры, а девочки — тайные языки. И используют их ловчее: язык у них обычно подвешен лучше, и говорить они начинают активнее..
⠀
Сейчас я параллельно работаю над программой для девочек — и почти в каждой главе делаю пометки, чтобы потом это использовать. Потому что если понимать эти нюансы, то работать с детьми становится гораздо проще.
⠀
🧠 Книга непростая. Я честно — несколько раз терял нить, перечитывал абзацы по два раза. Она не проглатывается за вечер. Но даже по мере чтения уже приходит ощущение, что тебя пускают в секретный клуб.
⠀
📌 Если вы родитель, педагог, психолог или работаете с детьми — рекомендую.
⠀
И главное: если ваш ребёнок роется в «мусоре» или строит “нелепый” шалаш — не спешите вмешиваться. Он там не просто так.