В Москве простились с режиссером, народным артистом РФ Александром Миттой. Александр Наумович умер на 93-м году жизни в больнице после продолжительной болезни — случились серьезные осложнения сначала из-за инсульта, потом из-за онкологии.
Все два часа, что шло прощание с мэтром, малый зал Центрального дома литераторов был полон, и это несмотря на то, что июль у кинематографистов - месяц отпусков. Пришли актеры, режиссеры, деятели культуры, очень много учеников. Люди подходили к гробу, потом обнимали и говорили слова соболезнования единственному сыну режиссера Евгению Александровичу. У гроба семья режиссера: 62-летний сын - художник, галерист Евгений Митта, 23-летняя внучка Ева, 20-летний внук Александр.
Режиссер Андрей Смирнов, прощаясь с другом, говорил у его гроба о стойкости духа Митты: "Я смотрю на это лицо - не то, которое мы видим на экране (транслировали ретро-кадры — примечание Авт.). Долгая болезнь и смерть вылепили свое лицо, но как оно прекрасно. Сколько в нем духовности, души, душевности. Как видно, что это лицо невероятно талантливого человека - во всем, к чему он прикасался". Смирнов и Митта были дружны со студенческих лет во ВГИКе хоть и учились на разных курсах: "Толпа у гроба этого человека - это нормально. Набор его фотографий и рисунков, которые мы можем видеть на экране, замечательно его напоминает - неповторимое обаяние этого человека. Он был талантлив и как художник - замечательно рисовал. А какую великолепную книжку о кино он написал! Я от многих слышал, что с нее начинался их путь в кино. Как живо написано... Он никогда не ошибался в выборе актеров - у него они распускались, как цветы в саду, и играли лучшие роли в своей жизни... Мы прощаемся с самым обаятельным человеком из огромной, сильной и талантливой плеяды. Дорогой Саша, какое счастье, что ты жил рядом с нами, что у нас была возможность слышать тебя, слушать твои замечательные рассказы, видеть, как ты ведешь себя и органично ощущаешь себя даже в самой трудной компании. Всегда естественно, обаятельно, умно. Потому что ты был человеком высокого уровня культуры, но всегда без показухи...".
Режиссер Валерия Гай Германика рассказала нам: "Когда приходит молодой человек в кино, ему надо читать книгу Митты "Кино между раем и адом". Это мы живем в потоке - снимаем удачные и не удачные фильмы. А у Митты все фильмы крутые, нет ни одного не удачного фильма". У гроба Митты Германика вспоминала как в 14 лет увидела "Границу. Таежный роман": "Меня безумно восхищал и завораживал этот сериал. Как круто-то, что он попал в сердечко 14-летнего подростка. Это будет актуально всегда. Это классно, когда режиссер дает актерам билет в вечность..."
Сын режиссера Евгений Митта не стал сдерживать слез, когда читал любимое стихотворение отца - "Портрет" Николая Заболоцкого. Евгений Александрович сначала держался, а в какой-то момент не выдержал и перестал стесняться слез: "Нам с папой всегда было интересно что-то делать. Когда мне было два года - мы стали вместе рисовать, фантазировали. Постепенно появлялись персонажи - индейцы, клоуны. У нас возникла творческая лаборатория по созданию героев... Подрос - стали ходить в музеи... Одновременно у нас дома могли оказаться и Высоцкий, и Галина Волчек, и Табаков. Я понять не мог, что сижу на коленях у Высоцкого, он зажимал на гитаре аккорды, я бренчал, а он приговаривал - смотри, получается, ты умеешь играть на гитаре. Невероятная удача судьбы родиться у таких родителей. У папы с мамой был невероятный союз, который длился шестьдесят лет. Отец не был бы таким плодотворным художником без нее... (речь о жене Лилии Майоровой, иллюстраторе, художнике - прим. Авт.) Живопись стала его второй страстью после кино - так он подпитывался идеями, образами. Папа был и довольно талантливым поэтом, в молодости он писал стихи для детей, выходили книги, иллюстрации к ним нарисовал гениальный Ротов..."
Никита Высоцкий сказал, что помнит рассказы Митты со своих детских лет: "Все картины, которые он сделал, можно назвать авторским, серьезным кино. Такое кино трудно снимать так, чтобы тебя услышали не только десятки посвященных людей, но и десятки миллионов людей. То есть он сумел сделать то, что мало кто мог - сделал авторское кино массовым, популярным".
Много раз от учеников и коллег прозвучало в адрес Митты определение - человек высокой духовности и большой души. Актер Михаил Горевой в беседе с журналистами сказал: "Это человек, который повлиял на мою жизнь и жизнь моих друзей. Он был моим товарищем, критиком, учителем. Молодые кинематографисты, учитесь по учебникам Митты".
Художественный руководитель Киношколы А. Митты, его ученик Геннадий Иванов рассказал KP.RU: "Он всегда был на позитиве, всех актеров, учеников окружал любовью. Митта давал ученикам глубокие и структурированные знания. Он по первому образованию архитектор, и он выстраивал весь сюжет, сценарий, как и преподавание - четко, структурно". Школа продолжит работу.
Режиссер Николай Лебедев рассказал о коллеге: "Александр Наумович - это потрясающий художник очень недооцененный при жизни. Человек невероятной энергии, доброты, отзывчивости. Его энергия будет жить в его учениках, в его фильмах, которые уже пережили свое время и переживут еще многие лета и останутся в памяти поколений. Митта умел работать с жанром, это художник который, основываясь на классическом превращал это в новаторское. Это художник, который знал историю искусства, и используя наработки великих превращал это в свое..."
На прощание пришел гендиректор Первого канала Константин Эрнст. Александр Митта вспоминал: "Граница. Таежный роман" была одним из наших первых сериалов. Но каналы не хотели ее брать - зачем, мы за пятьсот долларов покупаем мексиканский сериал и пятьдесят тысяч на рекламе получаем. А Первый канал согласился. И получился очень хороший проект, эта работа выиграла потом четыре премии "ТЭФИ" - за лучший сериал, за лучший сценарий, за лучшую режиссуру и за лучший продюсерский проект…" Было на прощании много учеников мэтра, вспоминали байки: как Гарик Сукачев позвонил Митте во время показа по ТВ второй серии "Границы": "Александр Наумович, что вы такое сняли, что все сидят смотрят и ко мне на концерт никто не пришел..." Гарик Сукачев тоже был на прощании. Тренер по фигурному катанию Татьяна Тарасова встала с инвалидной коляски и самостоятельно сделала несколько шагов к гробу Митты с букетом белых роз в руках, которые ей передал сопровождающий водитель-охранник.
После церемонии прощания в ЦДЛ Александра Митту кремируют, затем урна с прахом будет захоронена в одной могиле с супругой режиссера Лилией Майоровой.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
О чем сожалел Александр Митта: прощание с режиссером проходит в Москве
Наследство и наследники Александра Митты: правдивы ли данные о несметных богатствах режиссера
Автор: Ирина ВИКТОРОВА