Найти в Дзене

Татьяна Жукова-Киртбая: играла со звездами, но громкой славы не дождалась

Актёрская карьера — дело непростое и во многом зависящее от капризов судьбы. Одному артисту достаточно одной яркой роли, чтобы проснуться знаменитым, другому же, несмотря на безусловный талант и трудолюбие, приходится десятилетиями оставаться в тени. В истории отечественного кино таких примеров множество, и один из них — судьба заслуженной артистки РСФСР Татьяны Ивановны Жуковой-Киртбая. Публика узнаёт её по характерным эпизодическим ролям, особенно в зрелом возрасте, когда актриса часто воплощала на экране образы бабушек, деревенских старушек, женщин с непростой судьбой. Пусть её появление на экране было кратким, она всегда умела так точно попасть в образ, что её персонажи надолго оставались в памяти зрителей. Родилась Татьяна Жукова 24 октября 1939 года в Москве, в неспокойное и тяжёлое предвоенное время. Её детство пришлось на суровые послевоенные годы, когда многим приходилось рано взрослеть. В школьные годы у Тани проявился живой интерес к искусству. Она не просто участвовала в

Актёрская карьера — дело непростое и во многом зависящее от капризов судьбы. Одному артисту достаточно одной яркой роли, чтобы проснуться знаменитым, другому же, несмотря на безусловный талант и трудолюбие, приходится десятилетиями оставаться в тени. В истории отечественного кино таких примеров множество, и один из них — судьба заслуженной артистки РСФСР Татьяны Ивановны Жуковой-Киртбая.

Публика узнаёт её по характерным эпизодическим ролям, особенно в зрелом возрасте, когда актриса часто воплощала на экране образы бабушек, деревенских старушек, женщин с непростой судьбой. Пусть её появление на экране было кратким, она всегда умела так точно попасть в образ, что её персонажи надолго оставались в памяти зрителей.

"Тебе, юность!"
"Тебе, юность!"

Родилась Татьяна Жукова 24 октября 1939 года в Москве, в неспокойное и тяжёлое предвоенное время. Её детство пришлось на суровые послевоенные годы, когда многим приходилось рано взрослеть. В школьные годы у Тани проявился живой интерес к искусству. Она не просто участвовала в школьных мероприятиях — с особым вдохновением читала стихи, выступала на конкурсах чтецов, с детской увлечённостью вживаясь в образы.

Поворотным моментом стало поступление в знаменитую театральную студию Сергея Штейна, которая дала старт многим ярким звёздам советского театра и кино. В этой студии когда-то начинали свои творческие пути Василий Лановой, Вера Васильева, Валерий Носик и другие будущие легенды сцены. Именно здесь Татьяна получила свою первую серьёзную школу актёрского мастерства.

"Деревенская комедия"
"Деревенская комедия"

Особую роль в становлении Татьяны сыграл Василий Лановой. Именно он готовил её к поступлению в ГИТИС, один из самых престижных театральных вузов страны. И Жукова успешно справилась с вступительными экзаменами, оказавшись среди тех, кому суждено было посвятить жизнь сцене.

После окончания ГИТИСа, как это было принято в те времена, Татьяну Жукову по распределению направили работать в Новосибирский театр "Красный факел", один из ведущих театров Сибири. Там она получила не только профессиональный опыт, но и закалку, без которой невозможно выжить в непростом мире театра. Это было время становления, поиска себя, работы над разноплановыми ролями и ежедневного общения со зрителем, ждавшим искренности и подлинного чувства.

"К бабушке, к дедушке"
"К бабушке, к дедушке"

Однако сердцем она всегда оставалась в Москве, и когда появилась возможность вернуться в родной город, она не раздумывала. Тем более, что приглашение поступило от самого Юрия Любимова — режиссёра, который к тому времени уже превратил Театр на Таганке в одно из самых ярких и прогрессивных театральных пространств Советского Союза. Для молодой актрисы это было не просто возвращение в столицу — это казалось настоящим триумфом, шансом выйти на первый план.

Сцена из спектакля «У войны не женское лицо» по книге С. Алексиевич в Московском театре на Таганке. Ольга — актриса Татьяна Ивановна Жукова-Киртбая.
Сцена из спектакля «У войны не женское лицо» по книге С. Алексиевич в Московском театре на Таганке. Ольга — актриса Татьяна Ивановна Жукова-Киртбая.

Тем не менее, театральная карьера в Таганке оказалась непростой. Жукова участвовала во многих культовых спектаклях, стояла на одной сцене с великими — Высоцким, Золотухиным, Демидовой. Но по каким-то причинам судьба вновь отвела ей второстепенные роли, пусть и сыгранные с душой, глубиной и честностью.

«Кабачок „13 стульев“»
«Кабачок „13 стульев“»

В конце 1970-х годов судьба предоставила ей ещё один шанс заявить о себе на более широкую аудиторию: её пригласили в популярнейшую телепрограмму "Кабачок „13 стульев“", где она должна была сыграть пани Ядвигу — колоритную, яркую героиню, типичную представительницу польского "маленького города".

Татьяна Жукова-Киртбая прекрасно справилась с этой задачей — у неё был тонкий комедийный дар, отличное чувство ритма и умение создавать образ даже из мельчайших деталей. Однако, как это часто бывает, вовремя попасть в нужное место не всегда означает оказаться в центре внимания: к моменту её появления лучшие годы "Кабачка" уже миновали. Передача, когда-то любимая миллионами, постепенно теряла популярность, и уже осенью 1980 года она была закрыта.

"Карамболь"
"Карамболь"

В 1979 году Татьяну пригласил в свою картину молодой, но уже талантливый режиссёр Владимир Меньшов, снимавший тогда будущий оскароносный фильм «Москва слезам не верит». Её утвердили на небольшую роль Полины, работницы химчистки.

Именно её устами была произнесена одна из самых метких и популярных фраз фильма:
«Чтобы генеральшей стать, надо за лейтенанта замуж выходить — да помотаться с ним по гарнизонам лет двадцать, по тайге всякой, по пустыне...»

Интересно, что изначально в этой сцене должна была сниматься другая актриса. Но по стечению обстоятельств — то ли болезнь, то ли занятость — она отказалась, и Меньшов лично позвонил Татьяне домой. Как позже рассказывала сама Жукова, она в тот момент занималась стиркой. Когда режиссёр сообщил, что снимает сцену в прачечной и предложил немедленно приехать, она поначалу отказала:
«Так я же занята — стираю!»
А он в ответ:
«Вот и отлично — бери с собой всё бельё. У нас тут и постираешь, и снимешься!».

"Москва слезам не верит"
"Москва слезам не верит"

Так сцена совпала с жизнью, и пока шли съёмки актрисе удалось и постирать, и погладить вещи.

После выхода фильма на экраны последовало лишь несколько предложений, и вскоре вновь наступила долгая пауза, продолжавшаяся почти два десятилетия.

Новый виток в кинокарьере Жуковой-Киртбая случился уже в 2000-х. Именно в это время на экраны вышли популярные телевизионные сериалы, где потребовались характерные актрисы с комедийной жилкой, способные сыграть узнаваемых и обаятельных пожилых женщин. И вот тут Татьяна Ивановна снова оказалась востребованной.

"Папины дочки"
"Папины дочки"

🔸 В нашумевшем комедийном проекте «Моя прекрасная няня» она сыграла бабушку главной героини Вики, по отцовской линии — тёплую, ироничную и слегка старомодную даму.
🔸 В не менее популярном сериале «Папины дочки» ей досталась роль соседки семьи Васнецовых — ворчливой, но добродушной женщины.

Эти роли стали настоящим прорывом, открывшим Жукову-Киртбая для нового поколения зрителей. В её героинях узнавали своих соседок, бабушек, подруг по подъезду — и от предложений сыграть ту или иную «старушку с характером» отбоя больше не было.

"Я - Ангина!"
"Я - Ангина!"

Судьба Татьяны Жуковой-Киртбая складывалась непросто не только в профессии, но и в личной жизни. Актриса трижды вступала в брак, и каждый из этих союзов оставил в её душе след — порой светлый, порой горький.

Первый муж появился в жизни Татьяны ещё в годы учёбы, когда она только начинала свой путь в искусстве. Юношеская влюблённость, романтика студенческой поры, общие мечты — всё это сопровождало их союз. От этого брака у неё родилась дочь. Однако семейное счастье оказалось недолговечным. Со временем выяснилось, что супруг стал изменять, и Татьяна, не терпящая предательства, приняла трудное, но решительное решение — уйти, забрав ребёнка с собой.

"Грязная работа"
"Грязная работа"

Спустя некоторое время в её жизни появился второй муж. Казалось, она снова обрела шанс на счастье. В этом браке у Татьяны родился сын, который впоследствии, наблюдая за матерью, решил пойти по её стопам и стал актёром. Однако и этот союз не выдержал испытаний. Жизнь артистов, наполненная разъездами, репетициями, нестабильностью, часто приводит к трещинам в отношениях — и второй брак Татьяны Жуковой также завершился разводом.

И всё же любовь всей её жизни оказалась впереди. Третий муж, инженер-энергетик Игорь Киртбая, стал для неё не только спутником, но и опорой, другом, человеком, рядом с которым она действительно почувствовала себя защищённой. Их брак оказался по-настоящему гармоничным — они прожили вместе 15 лет, и именно в честь мужа Татьяна стала выступать под двойной фамилией — Жукова-Киртбая, словно подчеркивая, что рядом с этим человеком она обрела настоящее счастье.

"Второе зрение"
"Второе зрение"

Но и эта история закончилась печально. В 1991 году Игорь Киртбая скоропостижно скончался, и для актрисы эта потеря стала огромной душевной травмой. Как рассказывали её коллеги, Татьяна тяжело переживала утрату, долго не могла смириться с одиночеством, и на какое-то время даже оказалась во власти алкогольной зависимости. Но, несмотря на отчаяние, она нашла в себе силы выстоять — вернулась к работе, снова стала сниматься, участвовать в спектаклях, вести активную жизнь.

"Казанова"
"Казанова"

Татьяна Жукова-Киртбая не относилась к числу тех артистов, чьи имена звучали в титрах крупными буквами, и чьи фотографии украшали обложки глянцевых журналов. Она жила просто, не стремясь к публичной жизни. Но, по словам её коллег, всегда оставалась достойной, сдержанной, светлой женщиной, обладающей редким душевным тактом и добротой.

Актриса Ольга Волкова, работавшая с Татьяной Жуковой-Киртбая на съемках сериала «Папины дочки», рассказывала: «Это была редкая чистота души, она очень выделялась среди своих коллег. Я смотрела на нее еще на первых спектаклях, и в ней была эта актерская уникальность. Жукова-Киртбая была ни на кого не похожа. Она — человек-диалог. Была очень щедрой и скромной, хорошим партнером на съемочной площадке... Судьба не была к ней щедра. Жукова-Киртбая могла сниматься в кино, играть в театре намного чаще. Она так скромно прожила свою творческую жизнь».

"Московский роман"
"Московский роман"

Именно за это — за искренность, преданность профессии, тёплый характер и многолетнюю плодотворную деятельность — в 2020 году, за год до своей смерти, Татьяна Ивановна была награждена Орденом Дружбы. Президент России отметил её большой вклад в развитие отечественной культуры и искусства.

В 2021 году Татьяна Жукова-Киртбая ушла из жизни на 82-м году.

Также смотрите: