Ространснадзору рекомендовали ежеквартально информировать регионы о результатах контроля, а Росавтодору и субъектам РФ – привести АПВК в рабочее состояние
Счетная палата провела аудит системы автоматических пунктов весогабаритного контроля (АПВК), развернутой в рамках федерального проекта «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства». Результаты оказались неутешительными: почти половина установленных комплексов простаивает.
История вопроса:
С 2019 по 2024 год в России разместили 579 АПВК, но 254 из них на момент проверки не работали и не фиксировали нарушения, выявила проверка Счетной палаты. Основные причины – поломки оборудования и дефекты дорожного покрытия в зоне контроля. По оценкам аудиторов, из-за этого бюджетная система недополучила около 26 млрд рублей, из которых 4,5 млрд приходятся на федеральные пункты, а 21,5 млрд – на региональные.
Места для установки АПВК в большинстве случаев выбрали правильно, но в некоторых регионах перевозчики нашли обходные пути, позволяющие избегать контроля, отметили в Счетной палате. Кроме того, выявили системные проблемы в администрировании штрафов и нормативном регулировании. С 2023 года дела о нарушениях ведет Ространснадзор, но регионы не получают полных данных о количестве вынесенных постановлений, отклоненных актах измерений и причинах отказов. Это мешает планировать развитие системы весогабаритного контроля.
Одна из ключевых проблем – уклонение перевозчиков от прохождения проверки. Вторая – срок давности привлечения к ответственности за нарушения. Сейчас он составляет два месяца, но на практике этого времени не хватает, чтобы обработать все случаи. В 2024 году из-за истечения срока давности Ространснадзор не смог вынести более тысячи постановлений на сумму 332,6 млн рублей.
Для исправления ситуации Счетная палата предложила увеличить срок давности и законодательно обязать водителей обеспечивать четкую фиксацию госномеров. Ространснадзору рекомендовали ежеквартально информировать регионы о результатах контроля, а Росавтодору и субъектам РФ – привести АПВК в рабочее состояние.
Напомним, законопроект, внесенный в Госдуму 3 июля 2025 года, закладывает правовые основы для работы федеральной государственной информационной системы автоматизированного весогабаритного контроля (АСВГК). Эта система должна охватить дороги всех уровней и обеспечить сбор данных с пунктов контроля, их передачу в надзорные органы, а также информирование перевозчиков о результатах замеров. LR