Найти в Дзене
Внутри антиутопии

Смысл фильма «Облачный атлас»: объяснение сюжета и главные темы

Оглавление

Фильм «Облачный Атлас» — это не просто кино, а масштабная философская притча, в которой сплелись шесть разных эпох, десятки персонажей и одна большая идея: всё связано. Почему этот фильм вызывает столько вопросов, в чём его смысл, и что хотели сказать авторы? Разбираемся.

Краткий сюжет: 6 историй — одно послание

На первый взгляд, «Облачный Атлас» — это шесть независимых историй: разное время, разные ситуации, даже разные жанры.

1849 год — белый юрист спасает раба, рискуя всем (приключения).

1936 год — молодой композитор теряет наследство из-за нетрадиционной ориентации и становится секретарём великого композитора (любовный роман).

1973 год — журналистка жёлтой прессы расследует заговор энергетической корпорации (боевик).

2012 год — издатель оказывается в доме престарелых, где ведёт борьбу за свободу (комедия).

2144 год — клон осознаёт свою личность в технократическом обществе (антиутопия).

2321 год — будущее, где на обломках погибшей цивилизации борьба между добром и страхом достигает кульминации (постапокалипсис).

Если всмотреться чуть глубже, то становится ясно, что каждая история — это звено одной цепи, и сюжет фильма «Облачный Атлас» строится на взаимосвязи судеб. Герои из разных эпох повторяют выборы, ошибки и подвиги друг друга, и красной нитью в каждом из сюжетов звучит мысль:

Каждое действие имеет значение. Всё связано.
Личность способна менять мир.

Дальше я рассмотрю несколько основных тем, которые больше всего меня впечатлили.

Атуа и Адам Юинг
Атуа и Адам Юинг

1. Борьба за свободу

Наверное, я покажусь неграмотной, но впервые для себя я открыла термин «аболиционизм» — борьба за права ущемлённых. И эта тема по-новому раскрывается в каждой из историй.

Адам Юинг спасает от гибели раба на судне и тот отплачивает ему добром. После этого Юинг становится аболиционистом — защитником прав чернокожих.

Роберт Фробишер попадает в зависимость от известного композитора Вивиана Эйрса, но борется за свои авторские права и издаёт свой гениальный секстет под собственным именем.

Луиза Рэй расследует дело о допуске к реализации заведомо ошибочной схемы блока ядерного реактора и сопротивляется корпоративному угнетению.

Тимоти Кавендиш попадает в дом престарелых, где борется с несправедливым отношением к старикам и бежит оттуда с несколькими единомышленниками.

Сонми-451 (отсылка к Брэдбери?) осознаёт себя как личность и борется против угнетения клонов чистокровными.

Член племени «Жители долины» Захри Бейли борется с поработившим его старым страхом, который принимает обличие демона Олд Джорджи, и побеждает его благодаря любви к Мероним.

Таким образом, в каждой истории идёт борьба за свободу: против системы, корпораций и собственных страхов.

Роберт Фробишер и Вивиан Эйрс
Роберт Фробишер и Вивиан Эйрс

2. Последствия выбора, или эффект бабочки

Тут мы рассмотрим, как выбор Адама Юинга в 1849 году запускает волну изменений, которая через века приводит к освобождению клонов в 2144 году:

Идея. Зерно гуманизма. 1849 год. Когда Адам Юинг освобождает Атуу, впервые в фильме проявляется принцип: человек — не собственность, даже если это нарушает нормы общества.

Идея превращается в эмоцию. 1936 год. Роберт Фробишер читает дневник Юинга, вдохновляется им и создаёт гениальный секстет «Облачный Атлас» — музыкальное произведение, отражающее борьбу за свободу.

Эмоция превращается в сопротивление. 1973 год. Журналистка Луиза Рей получает письма Фробишера от убитого Сиксмита. Она вдохновляется его музыкой, и раскрывает заговор корпорации, которая хочет построить опасный реактор и устроить взрыв.

Сопротивление укрепляется. 2012 год. Тимоти Кавендиш читает историю Луизы Рэй и борется за свои права в пансионате для престарелых. Его история может быть воспринята как сатира, но суть та же: личность против системы.

Сопротивление перерастает в восстание. 2144 год. Клоны вместе смотрят фильм «Страшный суд Тимоти Кавендиша» и вдохновляются его фразой «Я не потерплю преступного ущемления своих прав!». Сонми-451 становится символом сопротивления. Она записывает манифест против порабощения фабрикантов.

Свобода становится религией. 2321 год. Потомки верят в Сонми как в пророка: её манифест становится основой новой религии и философии в будущем. Захри, герой постапокалипсиса, верит в учение Сонми, и оно помогает ему довериться чужаку (Мероним) и пойти против страха.

Таким образом, самый первый поступок — спасение раба и признание его равным — не исчез. Он стал зерном, из которого выросла целая цивилизационная линия, передающая ценности свободы и сострадания из века в век. Освобождение клонов и начало новой цивилизации — не чудо, а результат долгой цепи выборов, начатой в 1849 году.

В этом, на мой взгляд, и заключается главная идея и смысл фильма «Облачный Атлас» — в том, что поступки одного человека отзываются эхом сквозь века.

Журналистка Луиза Рэй и наёмный убийца Билл Смоук
Журналистка Луиза Рэй и наёмный убийца Билл Смоук

3. Перерождение душ

Фильм открыто говорит о реинкарнации: души перерождаются, меняют тела и роли, но продолжают учиться, страдать, любить и бороться. Этот эффект усиливается тем, что одни и те же актёры играют разные роли в каждом веке — злодеев и героев, мужчин и женщин.

Например, Том Хэнкс играет шесть разных персонажей, и его трансформация подчёркивает духовную эволюцию души:

В 1849 году он — мерзкий и жадный врач Генри Гуз, который отравляет главного героя.

В 1936-м — молодой гостиничный портье, который требует от Фробишера плату за молчание.

В 1973-м — учёный Айзек Сакс, который в последний момент решает помочь главной героине и погибает.

В 2012 году — писатель Дермот Хоггинс, агрессивный и импульсивный (тот, что сталкивает критика с балкона).

В 2144-м — исполняет роль Кавендиша в фильме, который смотрят клоны.

В 2321 году — наконец, он играет Захри, главного героя, который в финале преодолевает страх и предательство, чтобы спасти семью.

Таким образом, его персонажи проходят путь от злодея до человека, способного к любви и жертве.

Я не буду здесь приводить все реинкарнации главных героев, потому что это огромный материал, для которого нужна отдельная статья. Отмечу только, что несмотря на разницу эпох, герои «Облачного Атласа» соединены тонкими нитями:

— У главных персонажей есть родимое пятно в форме кометы.
— Секстет Фробишера звучит сквозь время и связывает эпохи.
— Некоторые сцены и фразы повторяются от эпизода к эпизоду.

Тимоти Кавендиш и Дермот Хоггинс
Тимоти Кавендиш и Дермот Хоггинс

Почему фильм трудно понять с первого раза

Многие зрители ищут объяснение сюжета «Облачного Атласа», потому что он сложен: тут и переплетение шести времён и жанров, и одни и те же актёры в разных ролях, и философские монологи, и отсылки к разным авторам, и параллельное повествование. Очень сложно уследить за всем сразу и понять смысл фильма «Облачный атлас», но именно это делает картину живой и многослойной. Фильм не даёт простых ответов, но побуждает к размышлению.

Сонми-451
Сонми-451

Чем фильм важен и зачем смотреть?

В эпоху, когда кажется, что наши усилия не важны и не оказывают влияния на историю, фильм «Облачный Атлас» напоминает: каждое наше действие имеет вес. Он рассказывает о влиянии личности на историю, о важности правильного выбора и о вечном поиске истины.

Он говорит о том, что мы ответственны перед другими, даже если нам всё равно. Каждый наш поступок не изолирован, а вплетён в сеть других событий. И даже взмах крыла бабочки может вызвать цунами сквозь века.

Конечно, этот фильм не для поверхностного просмотра. Он требует времени и концентрации внимания, но даёт намного больше. После него хочется жить глубже, чувствовать тоньше, думать шире. Это послание о свободе, ответственности и любви, и если вы один раз его услышите, оно останется с вами навсегда.

Захри и Мероним
Захри и Мероним

А вам понравился фильм «Облачный атлас»? Напишите в комментариях.

Если вам нравятся книги и фильмы в жанре антиутопии, подписывайтесь на канал: будем вместе читать, обсуждать и составлять подборки.
Группа автора канала в ВК