- Дорогой кинозритель, наконец публикую финальную часть обзора конкурсной программы фестиваля "Пилот". На десерт, как обычно, самое вкусное - или нет? Давайте разберёмся и подведём итоги смотра.
- ДЫШИ
- Итог: впечатлительным женщинам, особенно беременным, смотреть не рекомендую. Всем остальным – смотреть обязательно.
Дорогой кинозритель, наконец публикую финальную часть обзора конкурсной программы фестиваля "Пилот". На десерт, как обычно, самое вкусное - или нет? Давайте разберёмся и подведём итоги смотра.
ДЫШИ
Платформа: Okko
Режиссер: Анна Кузнецова
Авторы сценария: Елена Кондратьева, Светлана Штеба, Илья Маланин
Талантливая акушер-гинеколог Лера, известная своим «естественным» подходом к родам, получает от главврача новое задание: нужно подготовить и провести сложные роды у девушки, без применения кесарева сечения – на чём и специализируется главная героиня. Но проблема не только в том, что ребёнок в животе девушки как-то опасно лежит. Роженица ещё и любовница властного человека, который хочет, чтобы всё прошло гладко. Лера поначалу браться не хочет: слишком опасно, а кесарево - надёжный вариант. Но, как только главврач предлагает деньги и хорошее повышение, Лера соглашается. Конечно, роды проходят очень плохо, акушерке мешают в самый ответственный момент – и роженица погибает. Начинается расследование. Параллельно мы погружаемся в личную жизнь Леры и троих её детей.
О пилоте можно сказать одно – очень интересно, настоящий «родовой» триллер, в меру разбавленный юмором и уютными домашними сценами. Режиссёр Анна Кузнецова (которая засняла отличный фильм «Каникулы») создаёт очень естественный и подробный мир главной героини Леры и её детей.
Персонаж Марии Александровой убедительный и по-человечески противоречивый. За ней наблюдаешь, не отрываясь – в одной сцене она прекрасный профессионал, в другой – одинокая усталая женщина, в третьей – эгоистичная мать, а затем – наоборот, заботливая. Иногда фривольная, в 40 лет позволяющая себе флиртовать с юношей, который нравится её дочери (возможно, нас ждёт скандальная любовная линия).
Что особенно ценно, сериал задевает очень много острых тем – ВСЕ остальные сериалы в программе «Пилота» делают противоположное: маскируют, замазывают и зашучивают такие темы напрочь. А режиссёр «Дыши» работает с ними как опытный хирург, аккуратно делая болезненные надрезы. Например: в сериале поднята тема знакомств в интернете, как мужчина считает Леру из сети проституткой или отчаявшейся – но при этом сам сидит с ней на свидании. Или, допустим, тема с приставаниями мальчиков к девочкам в школе, шлёпанья девчонок по задницам со стороны мальчиков игнорируются учителями. Но жалуются на такое поведение парней только те девочки, которых не шлёпают. В общем, масса вопросов в отношениях полов. Достаётся всегда и той и другой стороне, в чём и есть основная прелесть.
Создатели вроде бы ходят по грани допустимого, но при этом ухватывают саму жизнь во всей своей сложности. Мне удалось лично поблагодарить режиссёра Анну Кузнецову за такой прекрасный и смелый подход к сериалу, и, конечно, за тонкую режиссуру.
Итог: впечатлительным женщинам, особенно беременным, смотреть не рекомендую. Всем остальным – смотреть обязательно.
8 из 10
----------------------------------------------------------------------------------------------
16 ЛЕТ и 9 МЕСЯЦЕВ
Платформа: ТВ-3
Режиссер: Анна Курбатова
Авторы сценария: Анна Курбатова, Елизавета Михайлова, Надежда Гончарова
Тоня, старшеклассница, которая влюбляется в красавчика-сверстника. Тоня решается замутить вечеринку, естественно, чтобы на неё пришёл красавчик. Ну и прямо на этой вечеринке, закрывшись от всех, Тоня отдаётся своей первой любви, причём, без презерватива, и вообще – первый раз в жизни. Первый секс с любимым – это прекрасно, но вот любимый как-то холоден. Надевает штаны и прощается: «всё было супер, не парься». Тоня вскоре узнаёт о том, что она ему неинтересна, он всего лишь сводил счёты с изменившей ему бывшей и поднимал самооценку. А главная героиня теперь беременна: вся жизнь и учёба под угрозой. Замученная зануда-мама (в исполнении Юлии Александровой) пока вроде ничего не знает. Тоня должна решить, что делать дальше.
Немного неожиданно видеть такой реалистичный сериал от «первого мистического» канала ТВ-3. Но, видимо, тренд на подростковые драмы никто упускать не хочет.. Всё вроде правдоподобно, главная героиня Тоня отлично сыграна Дарьей Матвеевой – очень харизматичная и настоящая, и это главный плюс истории.
Больше о сериале сказать особо нечего. Сюжет банальный и скучный. Персонажи тоже не блещут новизной. Хронометраж искусственно растянут до ТВ-стандартов. Вообще, не особо понятно, что уж такого в этой истории, каких миллион. Всякие реалити-шоу на эту тему – захватывающие блокбастеры по сравнению с этим сериалом. Смотреть строго необязательно. Ничего не потеряете.
4 из 10
----------------------------------------------------------------------------------------------
ФЕЙК
Платформа: Okko
Режиссер: Алексей Кузмин-Тарасов
Шоураннеры: Сергей Левитан, Артем Соловьев
Креативный продюсер: Натали Дубовая
Авторы сценария: Натали Дубовая, Нина Беленицкая
Странное впечатление произвёл просмотр. Сериал как будто противоречит сам себе: Рита говорит подруге «нельзя кормить троллей вниманием, блокируй все письки, которые тебе шлют извращенцы и всё», но при этом сама же зацикливается на своём «тролле», пытается его вычислить, не обращается за помощью даже к своему гражданскому мужу (в живом исполнении любимого мной Эльдара Калимулина) – ни с кем не делится, кроме подруги - и даже сама начинает провокации против киберсталкера. Поклонник хочет от Риты публичного признания в том, что Рита занималась проституцией - непонятно зачем. Но героиня решает прямо-таки начать войну, в которой она обречена.
С одной стороны, что мешает заблокировать его, сменить номер, аккаунт, поговорить если не с полицией, то с людьми, которые могут помочь- с айтишниками на специализированных форумах, например. Ну как минимум – не общаться с этим киберпоклонником, который шантажом чего-то хочет добиться от тебя. Ведь, не ведясь на шантаж мошенника, жертва лишает его главного рычага давления. С другой стороны, конечно, сериал о том, что полиция тут бессильна, и мы все в интернете беззащитны – компромат на нас найдётся. А главной героине есть что скрывать, раз её секс с кем-то записан на камеру и оказался в интернете. Ну, значит, придётся объясняться с родными. Но сюжет уводит героиню куда-то не туда, и это подводит нас к ещё одной важнейшей проблеме сериала.
Главная героиня - отталкивающая. Возможно, дело в Анастасии Красовской, которая играет Риту. А возможно, в том, как персонаж прописан – как она всё от всех скрывает, агрессивно общается с любимым человеком и как бешеная пытается сама вычислить поклонника, вместо того чтобы сделать что-то более логичное или попытаться объясниться с близкими людьми по-человечески. Она только на всех огрызается и роет себе яму, как будто и сама какой-то маньяк. Ничего симпатичного в этой героине нет, на мой субъективный взгляд. Хотя сама тема острая, увлечься просмотром не получилось. Смотреть – на любителя.
5 из 10
----------------------------------------------------------------------------------------------
ЧУДО
Платформа: PREMIER
Режиссер: Антон Богданов
Автор сценария: Василий Смолин, Данил Троценко, Павел Волик, Сергей Левитан, Нжде Айрапетян
Офицер полиции Денис живёт на широкую ногу, потому что он вот-вот поженится с дочкой генерала, который всё ему обеспечил. Также Денис участвует в коррупционных схемах генерала и хорошо себя проявляет. Но однажды главгерой в пьяном угаре сбивает оперативника на задании – и теперь наглому Денису придётся самому взять на себя миссию пострадавшего коллеги. Герою нужно внедриться в провинциальный клуб анонимных алкоголиков «Чудо». Куратором клуба является некий авторитет Сапогов, который в 90-х украл древнюю золотую чашу царя Ивана III. Реликвию надо вернуть быстро – ведь на носу выставка федерального значения. В общем, Денис пытается не спалиться и втереться в доверие к Сапогу.
Не то чтобы это был плохой сериал. Он лучше, чем большинство комедий в программе – и свою развлекательную функцию выполняет. Есть подлый мажор, который начинает перевоспитываться, есть авторитет из 90-х, который уже перевоспитался и насильно помогает всем, кому раньше вредил. Но история о перевоспитании мажора уже давно как заевшая пластинка. Сериал, при всех его стараниях рассмешить выглядит скучно и надуманно. Актёры в лице Даниила Стеклова и Филиппа Янковского прекрасно играют, но играют они в неживые стереотипы. Динамика в сюжете про «агента под прикрытием» работает отлично, но это всё тот же «Холоп», хоть и немного в других локациях. Смотреть попробуйте, сами всё поймёте.
4 из 10
---------------------------------------------------------------------------------------------
ЖЕКА РАССЕЛ
Платформа: KION
Режиссер: Виталий Дудник
Автор сценария: Илья Куликов
Женя работает в офисе и мечтает пригласить Алису из бухгалтерии на свидание. Но всё никак не решается. Советы друга-программиста всегда работают против Жени. И как бы он ни старался подкатить – выходит сплошной стыд и нелепость, хотя девушка очень любезна и мила с героем. В итоге Женя остаётся в офисе после работы и решает порыться в вещах Алисы, чтобы понять, что нравится бухгалтерше. Но внезапно в офис возвращается начальница (женщина очень инфернальная, вся такая в чёрном, с чёрной помадой и языческими украшениями) и что бы вы думали… начинает колдовать в кабинете бухгалтерши, потому что завидует её красоте – злая мачеха из сказок, ни дать ни взять. Однако, Женя выдаёт себя и оказывается жертвой колдуньи: она превращает его в собачку, которых обожает Алиса – в джек рассел терьера. Начальница дарит Женю в теле собачки самой Алисе. Ну и дальше герою надо с этим что-то решать.
Виталий Дудник, режиссёр сериала, не так давно снял короткометражку «Как с Максимом Ху(пип)ня случилась». И её я всем советую посмотреть – смешно, остроумно, изобретательно. Но при всём моём уважении к режиссёру и при всей любви к Эльдару Калимулину, талантливейшему актёру и прекрасному человеку, которого я лично знаю и который ещё и снимался у меня в короткометражке «Останки», сериал мне не понравился.
Условность, глуповатый сюжет и неработающие шутки – сценаристы как будто не вкладывались в сериал также как вкладывались в своих персонажей Эльдар и другие актёры. Именно актёры пытаются оживить картонный сценарий и тянут всё на себе – и это частая черта наших фильмов и сериалов.
Что-то в комедии не получилось – возможно, смесь реальности с волшебной сказкой не слишком удачная и умелая. У ведьмы всё типично: котёл, травы, волшебная палочка - и при этом она бизнесвуман. Возможно, нужен был какой-то новый подход к этим классическим ведьминским штукам. Сериал «Волшебный участок», например, представляет нам более удачный микс - там сразу заявлен волшебный мир и борьба сказочной полиции со сказочными персонажами-преступниками.
Также не хватает мира сказки, то есть правил, по которым мир существует. Было бы хорошо рассказать и показать нам, что за колдовство такое тут творится и откуда оно. Возможно, это будет дальше, но сейчас выглядит непроработанно.
С главным героем тоже непонятно: в первой половине я сопереживаю герою, хочу понять его, но затем появляется злая ведьма, героя превращают его в собачку – и как теперь сопереживать? И сколько будет актёра-человека в следующих сериях?
Каковы бы ни были ответы на эти вопросы, рекомендовать, увы, не могу.
4 из 10
----------------------------------------------------------------------------------------------
ПЛАНЕТЯНЕ
Канал: ТНТ
Режиссер: Урал Сафин
Авторы сценария: Андрей Смиян, Максим Кожаев, Александр Базалеев, Александр Балдин
Супруги среднего возраста (Максим Лагашкин и Екатерина Стулова) ссорятся в машине, пока едут по лесной дороге. Внезапно они видят свечение на небе, останавливаются, смотрят– и тут героев похищает НЛО. Инопланетяне переселяются в тела супругов, чтобы прибыть в наш мир и найти там пропавшего сородича. Инопланетянам надо приспособиться и к своим новым телам, и к обществу землян – но выходит это с переменным успехом. «Я приду к тебе домой и скопирую тебя» - звучат рефреном слова из саундтрека.
Скажу сразу, здесь было смешно. Не всегда и не во всём – но порой зал просто не мог перестать ржать в голос. Основной юмор в том, как инопланетянин в теле человека пытается адаптироваться к странным порядкам землян. Вроде бы стараются наши герои копировать супругов – но всё мимо. Юмор грубый и циничный. Например, герои видят похороны у соседнего подъезда, и искренне передразнивают рыдающую бабушку, которая потеряла сына.
Или, например, инопланетянин Лагашкина встречает любовницу, которая хватает его за пах. Лагашкин пугается, но любовница говорит, что «так здоровается». Проходит несколько сцен, Лагашкин видит своего начальника – ну и решает «поздороваться». Выглядит смешно и сыграно хорошо. Накал грубого юмора спадает к концу серии, когда Лагашкин уже почти влюбляется в человеческое общество и начинает читать мораль зрителям.
В этом сериале, в отличии от «Жеки Рассела», есть цельность: сразу раскрывается мир и то, над чем авторы будут шутить – над общественными стереотипами, серой моралью, странными привычками людей, и над тем, как люди, в сущности, абсурдны. Всё это идёт только в плюс.
Минусы сериала - это морализаторство в конце, а ещё то, что слишком быстро инопланетяне адаптировались к жизни людей. Возможно, стоило бы добавить больше процесса «адаптации», высмеять больше людских привычек. А тут уже в первой серии герои разобрались как одеваться, как общаться, дошли до работы, отработали целый рабочий день, добрались обратно.
Авторы как будто очень спешат развить сюжет, хотя серия вообще могла бы целиком состоять из похода на работу. Одних только ситуаций на улице могло набраться серии на две. Но, в целом, сериал хоть и условный, но удачный: из всех условных комедий этот точно глянуть можно, хоть юмор и грубоват.
6 из 10
----------------------------------------------------------------------------------------------
НОРМАЛЬНЫЙ
Режиссер: Владислав Иконников
Автор сценария: Дмитрий Видавский
Производство: Студия KIONFILM, «КОСМОС студио»
Лёха, молодой уличный художник, рисует граффити в неположенном месте и попадает на учёт в психушку. Естественно, что с героем всё в порядке, просто вот такая формальность. В психушке он знакомится с аутистом Костей, добрым и открытым парнем. Лёха начинает с ним общаться, рассказывает ему о мире за пределами учреждения, тайно угощает пивом и перед выпиской приглашает нового друга в гости. Параллельно мы узнаём, что у Лёхи у самого есть маленький сын с аутизмом, которого он зачал в 15 лет. Знакомимся также с мамой Лёхи, которая пытается заработать денег веб-камом, но оказывается рассекречена похотливым соседом-шантажистом. В общем, проблем в семье много. Но вот на пороге квартиры Лёхи появляется Костя, который сбежал из психушки. Благодаря своей доброте и светлым представлениям о мире, Костя начинает помогать семье решить их проблемы.
Светлая и добрая история, что-то среднее между «Человеком Дождя» и «Пролетая Над Гнездом Кукушки». Но в этом и проблема, все сюжеты как будто подсмотрены в других фильмах.
Серию набили кучей разных сюжетов, а основная линия дружбы Лёхи и Кости не очень-то содержательная. Зрителя бросают то в психушку с Лёхой и Костей, то в вебкам с мамой Лёхи и шантажистом-соседом. А затем ещё и появляется мама Лёхиного сына в исполнении Анны Завтур.
Андрей Максимов (Жёлтый из «Слова Пацана» и Фишер понятно откуда) играет хорошо, Григорий Верник тоже. Елена Николаева, мама Лёхи, иногда переигрывает. Юмора в истории не хватает, хотя нам явно заявляют драмеди, а не драму. И главное – нет каких-то серьёзных обстоятельств, которые надо решить срочно, нет никакой важной линии у самого Кости, кроме знакомства с семьёй Лёхи. Мама-вебкамщица вроде бы в сложной ситуации, но к концу серии всё налаживается. То есть, ничего такого, что держало бы интерес дальше.
Многие рецензенты вспоминают прошлогодний пилот «Она такая классная», тоже с главным героем-аутистом в исполнении Льва Зулькарнаева. Но там как раз, при всех вопросах, хороший внешний сюжет, герои отправляются в путешествие, и нам интересно, доедут ли они, что с ними будет дальше. В этом же сериале внешнего сюжета мало, а внутренний недостаточно острый. Это, конечно, всего лишь моё мнение. Но, в целом, можно посмотреть первую и дождаться следующих серий – вдруг повествование выровняется..