Найти в Дзене

Дeнь пaмяти пpeпoдoбнoгo Aндpeя Ρублёвa: как мир открыл великого русского художника-иконописца

Добрый день, дорогие читатели! Смотрели ли вы фильм Андрея Тарковского «Андрей Рублёв»? Знаете ли вы, как мир узнал Андрея Рублёва и его бессмертные творения? Чем знамениты его икона «Троица» и фреска «Страшный суд»? Сегодня – 17 июля – в День памяти преподобного Андрея Рублёва мы поговорим с вами о его жизни и творчестве. «Все это кистью достохвальной
Андрей Рублев мне начертал,
И в этой жизни труд печальный
Благословеньем Божьим стал.» Пишите комментарии. Автору приятно знать мнение своих читателей. Сегодня имя Андрея Рублёва известно всему миру, и кажется невероятным, что долгие годы и даже столетия никто не знал ни самого художника, ни его творений. Хотя его имя Рублёва упоминалось в летописях в связи с его работами в Благовещенском соборе Московского кремля, Успенском соборе Владимира, Троицком соборе Троице-Сергиевого монастыря, как художник он стал известен лишь в начале ХХ века. Как же это произошло? В 1904 году русское духовенство пригласило в Троице-Сергиев монастырь худо
Оглавление
Андрей Рублёв. Взято из открытого источника
Андрей Рублёв. Взято из открытого источника

Добрый день, дорогие читатели!

Предисловие автора

Смотрели ли вы фильм Андрея Тарковского «Андрей Рублёв»? Знаете ли вы, как мир узнал Андрея Рублёва и его бессмертные творения? Чем знамениты его икона «Троица» и фреска «Страшный суд»?

Сегодня – 17 июля – в День памяти преподобного Андрея Рублёва мы поговорим с вами о его жизни и творчестве.

Николай Гумилёв

«Все это кистью достохвальной
Андрей Рублев мне начертал,
И в этой жизни труд печальный
Благословеньем Божьим стал.»

Пишите комментарии. Автору приятно знать мнение своих читателей.

Познакомиться с автором и стать его Другом можно здесь:

Как мир открыл имя Андрея Рублёва

Сегодня имя Андрея Рублёва известно всему миру, и кажется невероятным, что долгие годы и даже столетия никто не знал ни самого художника, ни его творений. Хотя его имя Рублёва упоминалось в летописях в связи с его работами в Благовещенском соборе Московского кремля, Успенском соборе Владимира, Троицком соборе Троице-Сергиевого монастыря, как художник он стал известен лишь в начале ХХ века.

Как же это произошло?

В 1904 году русское духовенство пригласило в Троице-Сергиев монастырь художника-реставратора для обновления иконы Троицкого собора – «Троицы». Когда была снята золотая риза, реставратор обнаружил икону, написанную в стиле конца XVIII века. Неизвестный мастер по незнанию закрыл живопись Андрея Рублёва. После расчистки иконы художник-реставратор увидел творение Рублёва – произведение необычного колорита, гармоничное и одухотворенное.

Тогда стало понятно, почему на Руси так почитали художника и почему Стоглавый собор запретил писать «Троицу» по-другому, чем писал её Андрей Рублёв. После окончательной расчистки «Троицы», которая была проведена лишь в 20-е годы ХX века, начались поиски других произведений великого иконописца.

Андрей Рублёв работает на иконой «Троица»

Фото картины взято из открытого источника
Фото картины взято из открытого источника

О жизни и творческом пути Андрея Рублёва

Начало пути

«Родился Андрей Рублёв в шестидесятые годы XIV века, в небольшом городке под названием Радонеж. Здесь же неподалёку, в Троицком (позднее названном Троице-Сергиевом) монастыре прошла юность художника.

В девяностые годы XIV века Рублёв входил в число живописцев, которые работали в Звенигороде, расписывая Успенский храм «на Городке».В 1405 году ему выпала на долю честь украшать живописью Благовещенский собор Московского Кремля совместно с мастерами Прохором из Городца и Феофаном Греком.

А в 1408 году по почину московского великого князя было решено украсить фресковой росписью обветшавший в то время Успенский собор во Владимире. И выбор пал на отличившегося за три года до того Андрея Рублёва и работавшего с ним Даниила Чёрного.

Рублёв вместе с Даниилом Чёрным и «дружиной иконников» отправился во Владимир, им предстояла огромная работа. Нужно было расписать стены реставрируемого Успенского собора. Собор был построен в 1158-1160 годах, в 1285-1289 годах после пожара восстанавливался. В XIII веке, когда Владимир был сожжён и разграблен монголо-татарами, собор сильно пострадал, особенно его внутреннее убранство. Рублёва и Чёрного пригласили для того, чтобы они заново расписали собор.

Темой композиции стал известный библейский сюжет «Страшный суд». По существовавшей тогда традиции, сцена страшного суда должна изображать праведников и грешников, представших в последний день мира перед богом на его страшный суд.

Андрей Рублёв. Фреска «Страшный суд» в Успенском соборе города Владимира

Фото взято из открытого источника
Фото взято из открытого источника

Фреска «Страшный суд»

Рублев и Чёрный по-новому трактуют этот сюжет. По мысли художников, не расплаты за прожитую жизнь должен ждать человек, а справедливой оценки своих трудов. Художники нашли оригинальное композиционное решение. Их предшественники обычно писали картину «Страшного суда» на одной из западных стен храма. Рублёв и Чёрный разворачивали события «Страшного суда» на нескольких плоскостях стен, раскрывая эпизоды сюжета один за другим.

Входящего в Успенский собор встречали трубящие ангелы, по обеим сторонам западной арки были изображены фигуры пророков. Лица ангелов и пророков добры и приветливы. С доверием и надеждой, в едином порыве устремлены к Христу фигуры людей. Каждое лицо, запечатлённое художниками на этой фреске, наделено индивидуальными чертами. Так художники оставили потомкам портреты своих современников.

Поражает огромной эмоциональной силой композиция «Шествие праведных жён».

Женские лица, изображенные на этой фреске, отмечены чертами душевной уравновешенности, нравственной силы и твёрдости характера, верой в справедливость. Этой верой проникнута вся композиция «Страшного суда».

В тот год, когда Андрей Рублёв и Даниил Черный расписывали Успенский собор во Владимире, на Москву двинулось войско хана Едигея. Войска хана не смогли взять Москву, месяц, подержав город в осаде. Но они разграбили и сожгли другие русские города и селенья. Почти полностью был уничтожен и Троице-Сергиев монастырь. После изгнания врагов решено было построить в монастыре вместо сгоревшего деревянного собора каменный.

По свидетельству летописца, когда Рублёва и Чёрного пригласили написать иконы для Троицкого собора, художники не сразу согласились взяться за эту работу, так как в те годы они был уже стариками. В Троице-Сергиев монастырь они прибыли не ранее 1425 года, когда новый собор был построен, и над его оформлением работало множество художников. По мнению учёных, настоятель монастыря Никон пригласил Рублёва с единственной целью – написать главную икону – «Троицу».

Андрей Рублев «Троица»

Фото картины взято из открытого источника
Фото картины взято из открытого источника

Икона «Троица»

«Троица» Андрея Рублёва – произведение, открывшее новую страницу в истории русской живописи.

В «Троице» Рублёв обратился к традиционному библейскому сюжету: к старцу Аврааму и его жене Саре явились три таинственных путника – ангела, воплощающих три лица бога: бог-отец, бог-сын и бог-дух.

Согласно канону, Рублёв изобразил трапезу путников, присевших отдохнуть. Стол, за которым сидят ангелы, не уставлен угощениями. Чаша посередине стола и в ней заколотая голова тельца носят чисто символический характер.

Главное для художника глубокий философский смысл беседы ангелов. А смысл в том, что один из них должен будет пожертвовать собой во имя спасения людей.»

Советский и российский лингвист М.В. Алпатов писал: «Если в искусстве можно говорить о постановке определённых задач и их решении, то Рублёв в Троице решил задачу, над корой билось едва ли не всё средневековье. Все представления о высшем благе, которыми жили люди его времени, обрели в Троице плоть и кровь, были выражены образно и наглядно. Троица Рублёва поражает богатством своего содержания. Здесь и библейская легенда, и философское глубокомыслие, и созерцание, и беседа, и сосредоточенность, и нежность, и любовь, и задумчивость, и грусть, и сквозь грусть проглядывает радость».

Преподобный Андрей Рублёв

Фото картины взято из открытогоисточника
Фото картины взято из открытогоисточника

Конец пути

Великий иконописец Андрей Рублёв скончался 29 января 1430 года в Спасо-Андрониковом монастыре. С того времени монастырь не раз перестраивался. В одной из старинных церковных книг записано, что прах художника покоится возле старой колокольни. Это место сейчас считается символической могилой Андрея Рублёва, а Спасо-Андроников монастырь – один из лучших музеев древнерусской и средневековой живописи.

Высокие нравственные идеалы древней и средневековой Руси понятны современному человеку. В 1988 году, в дни празднования тысячелетия крещения Руси, русская православная церковь приобщила Андрея Рублёва к лику святых.

Исследователи сравнивают произведения Андрея Рублёва с искусством Рафаэля и Леонард да Винчи.

Дорогие читатели, согласны ли вы с этим сравнением?

Пишите в комментариях.

Другие интересные истории и стихотворения о необычных праздниках вы можете прочитать в подборках:

«Необычные праздники в стихотворениях русских (и не только) поэтов»:

https://dzen.ru/suite/7b710397-ae43-4015-a6b5-9fea07222df2

«Праздник каждый день: в России и разных странах мира»:

https://dzen.ru/suite/523a8441-affb-4d91-9a6f-e13731203436

Добрые сказки от автора вы можете прочитать в подборке «Сказочные фантазии автора»:

https://dzen.ru/suite/625ef7fa-288b-440e-a3db-b5978a9fd223

Спасибо, что читаете! Подписывайтесь на канал, интересные истории ждут вас каждый день!

До новых встреч!