Найти в Дзене

Коррадо Джаквинто: мастер рококо и архитектор итальянской живописи XVIII века

Коррадо Джаквинто (ит. Corrado Giaquinto; 18 февраля 1703 — 18 апреля 1766) — один из ярчайших представителей итальянского рококо, художник, чья творческая судьба и стиль оказали значительное влияние на развитие европейского искусства XVIII века. Его жизнь и творчество — это история о страсти к искусству, настойчивости и способности соединять традиции с новыми художественными направлениями. Ранние годы и образование Родившись в Мольфетте, в регионе Кампания, Джаквинто вырос в семье, где родители планировали для него духовную карьеру. Однако его страсть к живописи взяла верх. Первые уроки он получил у местного мастера Саверио Порта, что стало отправной точкой его художественного пути. В 1719—1723 годах он продолжил обучение в Неаполе, в мастерской Франческо Солимена — художника, оказавшего значительное влияние на его развитие. Обучение у Солимена было важным этапом, так как оно познакомило Джаквинто с традициями римской школы и приемами болонской живописи. В это время он также общалс
Автопортрет Джакинто, Музей Феша
Автопортрет Джакинто, Музей Феша
-2

Коррадо Джаквинто (ит. Corrado Giaquinto; 18 февраля 1703 — 18 апреля 1766) — один из ярчайших представителей итальянского рококо, художник, чья творческая судьба и стиль оказали значительное влияние на развитие европейского искусства XVIII века. Его жизнь и творчество — это история о страсти к искусству, настойчивости и способности соединять традиции с новыми художественными направлениями.

«Осень», 1740–1750, Национальная художественная галерея, Вашингтон, округ Колумбия
«Осень», 1740–1750, Национальная художественная галерея, Вашингтон, округ Колумбия
-4

Ранние годы и образование

Родившись в Мольфетте, в регионе Кампания, Джаквинто вырос в семье, где родители планировали для него духовную карьеру. Однако его страсть к живописи взяла верх. Первые уроки он получил у местного мастера Саверио Порта, что стало отправной точкой его художественного пути. В 1719—1723 годах он продолжил обучение в Неаполе, в мастерской Франческо Солимена — художника, оказавшего значительное влияние на его развитие.

«Отдых на пути в Египет», 1740–1742, Лувр, Париж
«Отдых на пути в Египет», 1740–1742, Лувр, Париж
Часть 2 Национальная галерея – Коррадо Джакинто - Моисей, высекший воду из скалы
1743-44
Часть 2 Национальная галерея – Коррадо Джакинто - Моисей, высекший воду из скалы 1743-44

Обучение у Солимена было важным этапом, так как оно познакомило Джаквинто с традициями римской школы и приемами болонской живописи. В это время он также общался с будущими известными художниками, такими как Джузеппе Бонито и Франческо де Мура, что способствовало расширению его художественного кругозора.

«Поклонение волхвов», 1725, Музей изящных искусств, Бостон
«Поклонение волхвов», 1725, Музей изящных искусств, Бостон

Переезд в Рим и становление художником

В 1723 году Джаквинто переехал в Рим, где начал работать в мастерской Себастьяно Конка — одного из ведущих художников эпохи. В марте 1727 года он открыл собственную студию, где его помощником стал Джузеппе Росси. В этот период он активно участвовал в создании декоративных работ, что стало важной частью его творчества.


Христос у колонны, Музей изящных искусств Сан-Франциско
Христос у колонны, Музей изящных искусств Сан-Франциско

Период с 1733 по 1739 годы он провел в Турине, где получил заказы от местных дворян и церквей. В 1734 году он женился на Агате Катерине Сильвестри, что укрепило его социальное положение и профессиональные связи.

«Медея», ок. 1750–1752 гг., Национальный фонд, Хинтон Ампнер
«Медея», ок. 1750–1752 гг., Национальный фонд, Хинтон Ампнер

Итальянский и испанский периоды

Между 1723 и 1753 годами Джаквинто неоднократно возвращался в Рим, где стал одним из ведущих декораторов. Его работы отличались богатством цвета, изящной композицией и тонкой передачей светотени. В 1753 году он отправился в Мадрид, где стал одним из ключевых художников испанского двора.

«Сатана перед Господом», 1750 год, музеи Ватикана
«Сатана перед Господом», 1750 год, музеи Ватикана

В Испании он создал официальный стиль королевства Бурбонов, который сохранялся на протяжении всего XIX века. Его работы в Мадриде включают портреты, декоративные панно и религиозные композиции, выполненные в характерной для рококо легкости и изяществе.

«Аллегории Справедливости и Мира», 1754 год, Музей Прадо, Мадрид
«Аллегории Справедливости и Мира», 1754 год, Музей Прадо, Мадрид

Возвращение в Неаполь и поздние годы

В 1762 году Джаквинто вернулся в Неаполь, где продолжил работать и преподавать. Его влияние ощущалось в работах таких художников, как Франческо Гварди, а его стиль стал образцом для последующих поколений.

«Снятие с креста», 1760 год, Музей Прадо, Мадрид
«Снятие с креста», 1760 год, Музей Прадо, Мадрид

Творческий стиль и вклад в искусство

Коррадо Джаквинто считается одним из ярчайших представителей итальянского рококо. Его творчество — это синтез традиций римской школы и новых художественных тенденций, характерных для рококо. В его работах проявились:

Плавные линии и изящные формы, характерные для рококо;

Тонкая передача цвета, создающая ощущение легкости и воздушности;

Мастерство в изображении светотени, что придавало его композициям глубину и объем;

Экспрессивность и динамика, особенно в религиозных и декоративных сценах.

Отдых во время путешествия в Египет, 1764–1765, Детройтский институт искусств
Отдых во время путешествия в Египет, 1764–1765, Детройтский институт искусств

Улисс и Диомед в шатре Реса, Пинакотека Бари
Улисс и Диомед в шатре Реса, Пинакотека Бари

Историк искусства Айрин Чоффи отмечала, что Джаквинто был особенно хорош в передаче цвета и сочетании серьезности итальянского высокого стиля с утонченностью XVIII века.

«Апофеоз святого Николая», 1733 год, Национальный музей изящных искусств, Рио-де-Жанейро
«Апофеоз святого Николая», 1733 год, Национальный музей изящных искусств, Рио-де-Жанейро

Святой Николай спасает утопающих, 1746 год, Пинакотека Бари
Святой Николай спасает утопающих, 1746 год, Пинакотека Бари

Влияние на европейское искусство

Джаквинто оказал значительное влияние на развитие живописи в Испании, где его стиль стал образцом для многих художников. В Мадриде он создал официальный стиль королевства Бурбонов, который сохранялся на протяжении XIX века. Его работы в церквях, дворцах и королевских коллекциях свидетельствуют о его мастерстве и востребованности.

Аллегория крепости и бдительности, Королевский дворец в Казерте
Аллегория крепости и бдительности, Королевский дворец в Казерте
Интерьер церкви с фресками Коррадо Джакинто, 1731 год, Сан-Никола-деи-Лоренети, Рим
Интерьер церкви с фресками Коррадо Джакинто, 1731 год, Сан-Никола-деи-Лоренети, Рим

Членство в Академии Святого Луки

В 1740 году он стал членом Академии Святого Луки, что подтверждало его статус признанного художника. В этот же период он создал знаменитое полотно «Непорочное зачатие с пророком Илией», заказанное для церкви Кармине в Турине.

«Аллегория живописи», Музей изобразительных искусств (Будапешт)
«Аллегория живописи», Музей изобразительных искусств (Будапешт)
«Рождение Солнца и триумф Вакха», 1762–1763, фреска, Королевский дворец в Мадриде
«Рождение Солнца и триумф Вакха», 1762–1763, фреска, Королевский дворец в Мадриде

Влияние на испанских художников

В Испании его влияние ощущалось в работах таких мастеров, как Франсиско Гойя, Хосе дель Кастильо и Мариано Сальвадор Маэлья. Его стиль стал образцом для развития декоративного искусства и живописи в Испании.

«Ангел-вестник», Музей изобразительных искусств (Будапешт)
«Ангел-вестник», Музей изобразительных искусств (Будапешт)

Битва при Клавихо, 1760 год, Музей Прадо, Мадрид
Битва при Клавихо, 1760 год, Музей Прадо, Мадрид

Коррадо Джаквинто — это яркий пример художника, который сумел не только освоить и развить традиционные итальянские школы, но и внести свежие идеи в эпоху рококо. Его творчество — это гармоничное сочетание классической строгости и изящества, легкости и динамики, что делает его одним из ключевых фигур в истории европейского искусства XVIII века.