С этой игрой меня связывает длинная история отношений: каждый раз после выхода тиража, когда я хотела её себе купить, она пропадала с полок магазинов:)
И вот наконец-то у меня появилась коробка — и откуда-то в моей голове была установка, что в игру нужно садиться ТОЛЬКО вчетвером, поэтому она лежала и довольно продолжительное время ждала своего часа. И вот он настал — внезапно впервые на ЧелКемпе, где в «Убийцу» на двоих мне предложила сыграть Лиза.
— Не знаю, мне писали, что надо играть вчетвером…
— Вдвоём как раз лучше всего, давай попробуем!
Так всё и заверте…
ПРАВИЛА
В «Городском убийце» два режима — «Логика» и «Интуиция». Я уже успела поиграть в обоих, но давайте расскажу правила общо и в рамках классического режима (это «Логика»).
В партии на двоих один из участников берёт на себя роль детектива, другой — роль убийцы, выбирая случайную карту из колоды, пока не видит оппонент.
В партии втроём два детектива, а при игре вчетвером «Убийца» играется в формате 2 на 2, при этом участники совершают ходы как одно целое.
В начале игры убийца получает жетон социальной группы, которая поддерживает преступления, а ещё дополнительно выбирает сообщника — одного персонажа, который может дать детективу ложную информацию. Этот сообщник называется фигурантом, и с ним не рекомендуется играть неопытным настольщикам на первых порах.
День начинается с запугивания жителей и с убийства. Запугивание — переворот двух жителей в игре на серую сторону: теперь их нельзя допрашивать, пока их психологическое состояние не придёт в норму.
После запугивания играющий за убийцу выбирает себе жертву, следуя доставшейся ему карте мотива (грубо говор, это тип убийцы в игре): это всегда какое-то ограничивающее условие для убийцы. Например, он может убивать только персонажей одного пола. Или все убитые персонажи должны быть разных социальных групп.
Цель убийцы — чтобы детектив к концу пятого раунда не догадался, какой у него мотив и кто он из персонажей на поле.
Цель детектива — определить после 5 раундов личность убийцы и его мотив.
Когда убийство свершилось, детектив перемещается в район с происшествием и начинает раунд оттуда.
В свой ход детектив может переместиться на 2 квартала или меньше и совершить 2 разных действия. Вокруг этих действий и крутится вся игра детектива — давайте поговорим о них чуть подробнее.
Первый вариант — тот, который вы чаще всего хотите делать каждый ход, позволяет вам опросить незапуганных жителей в одном из кварталов, где вы находитесь.
Вы можете задать каждому персонажу в таком квартале любой вопрос о примете, на который можно ответить да или нет. Например, «носит ли убийца размер L?». Если свидетель отвечает «да», вы отмечаете у себя в блокнотике, что убийца — крупноформатный:) — и круг подозреваемых сужается. Правда, порой неплохо у нескольких персонажей спрашивать одно и то же, ведь среди всех жителей в игре где-то спрятана преступная фракция, где-то сообщник, а где-то и сам убийца, которые могут вводить вас в заблуждение.
Следующий вариант действия — взаимодействие со зданиями в локации, где находится детектив. Здания позволяют устроить слежку (задав вопрос убийце, может ли он убить в данный момент персонажа N — это сужает поиск мотива), успокоить жителей, опросить жителя дальше, чем вы можете себе позволить по расстоянию, и так далее.
После этого наступает фаза города, в которой убийца и детектив тянут жетоны соцгрупп и перемещают жителей — таким образом, видя, какие жетоны соцгрупп остались в игре, детектив может сделать выводы о том, какие соцгруппы точно не врут (разве что в этой соцгруппе не сообщник и не сам убийца).
Дальше всё повторяется 5 раундов — после них детектив, выяснив размер убийцы, его рост, пол и возраст, указывает на одного из персонажей и озвучивает его мотив. Если всё верно, победа остаётся на стороне детектива, если нет — убийца одерживает победу, оставаясь на свободе и продолжая терроризировать и так уже натерпевшийся городок.
ВПЕЧАТЛЕНИЯ
В какой-то момент про «Городского убийцу» было слышно из каждого утюга: мне писали друзья: «Сыграй, сыграй!», игра взяла премию «Лучшая отечественная игра» на Geek Media Awards, а ещё там же получила приз зрительских симпатий — в общем, полный комплект комплиментов!
Поэтому я очень рада, что Лиза меня сманила-таки сыграть вдвоём, потому что двое, судя по всему, идеальный состав для этой настолки.
Поясню почему — вчетвером я не представляю, о чём разговаривать двум убийцам за столом перед детективами, принимая решение — это абсолютное палево:), а втроём это скорее вариант для погружения малоопытного новичка в контекст игр на дедукцию: детектив может объяснять напарнику свою логику развития событий и выслушивать в ответ его мнение на этот счёт.
Но даже так нужно были осторожным: у убийцы есть глаза и уши!:) А ещё он сидит с вами за одним столом!
Теперь немного про режимы игры. С «Логикой» как будто всё понятно — это игра на дедукцию, где убийца как можно дольше пытается не сдать мотив и не обнаружить свою личность. Кстати, в этом плане очень не хватает в блокноте окошка под статистические данные: я каждый раз записываю, сколько в городе на начало партии «м», а сколько — «ж» и так далее. Так проще задавать вопросы (теория вероятности всё-таки работает) и делать выводы, исключая конкретные группы жителей.
Что касается режима «Интуиция» — там новые варианты мотивов, но даже это не главное. Самое интересное, на мой взгляд, в этом режиме — карты детектива и карты убийцы, которые ход за ходом позволяют проворачивать финты ушами обоим игрокам. Здесь может быть больше непрозрачных действий от убийцы и в целом порой сложнее вычислить, что происходит, потому что ты явно чувствуешь только то, что происходит экшен: от каждого раунда за детектива ты ждёшь какого-то подвоха от оппонента.
Ну и тут выбор за вами: хотите в более чистую дедукцию — добро пожаловать в «Логику», хотите больше «атмосферы» — вперёд играть в режиме «Интуиция».
Люде вот именно после «Интуиции» так зашла игра, что она взяла себе коробочку на домашние поигранки (очень жду её впечатлений, когда она покажет игру Мише), ну а мне, наверное, ближе дедукция, хоть я и в режим «Интуиция» сыграла с удовольствием.
Теперь пара слов дизайну игры: на мой взгляд, ребята постарались на славу! Несмотря на то, что вроде как иллюстрации делались в какой-то части при помощи нейросетей, стиль получился выдержанным, и игра выглядит модно, современно и при этом иконографически хороша — а ведь совместить столько разной информации на карте красиво та ещё проблема, поверьте мне на слово)
Слышала не одну претензию про размер карт и про то, что к ним тяжело подобрать протекторы, — на мой взгляд, игре они особо не нужны, ведь карты почти всегда находятся на поле, и вы не треплете их постоянно в руках.
В целом получился замечательный продукт, который я с радостью готова рекомендовать в качестве игры на дедукцию на дуэльный состав игроков, и я уже посматриваю на предзаказ делюкс-ресурсов для игры :)