Найти в Дзене
Ма- Куда сегодня?

Авангардная живопись на ящиках Марии Элькониной: Детектив из мира искусства

Куски старой мебели и ящиков - разве на них можно рисовать? Как выкинуть 300 картин, назвав старым хламом? И кто устроил выставку - коллекционер или адвокат?

На эту выставку в Музее Востока я попала случайно. Пришла посмотреть искусство народов Африки (о чём уже рассказала) и, конечно, прогулялась по соседним залам. Впечатление неизгладимое! Не могу сказать, что сильно понравилось, но зацепило, а когда узнала детективную историю исчезновения этих картин... заинтересовалась окончательно.

Представительница советского андеграунда второй половины 20 века, Мария Викторовна Эльконина окончила Московский полиграфический институт. Профессиональный книжный иллюстратор стала экспериментировать с формами и фактурами... и остановилась на дереве - её стилем стала живопись на трёхмерных объектах, зачастую грубо сколоченных из досок.

-2
Согласно аннотации, "творчество Элькониной представляется как переосмысление традиций русского авангарда, воспринятых ею от родителей – художников-монументалистов. Графика Фаворского, супрематические композиции Малевича, контррельефы Татлина, восхищение творчеством Сезанна стали отправной точкой для формирования уникального стиля Марии Элькониной".
-3

На фото сложно точно передать цвет и фактуру произведений художницы. Здесь преобладает тёмная гамма - черные и коричневые цвета. Вживую это выглядит гораздо интереснее.

-4

В качестве холста художница использовала старые доски, створки шкафов, ящики... Эти странные предметы Эльконина превращала в объемные композиции с чёткой геометрией. Сверху трёхмерная громада раскрашивалась и покрывалась лаком. А для повышения градуса трагизма художница вводила элементы религиозной символики - кресты, горящие свечи. Около них схематично обозначены фигуры молящихся. Вроде как ассоциация с запрещённым в стране Советов христианством, у нас сейчас это любят возводить в подвиг, но... Только вот кресты какие-то странные у неё получались, вот это мне совсем не понравилось.

-5

Сама художница как раз считала, что, живя в такое трагическое время, как может поддерживает связь искусства с его корнями. Её рельефные композиции служат своеобразными вратами в иной мир. Кто-то из критиков проводил параллели даже со Средневековьем.

-6
"Мне очень близки слова древних греков, впоследствии сказанные Бродским: «То искусство, которое не связано и не имеет корней с прошлым, это искусство не имеет и будущего». По-моему, в этом заложен глубочайший смысл. Причем, связь с прошлым может быть самой различной. Но это необходимо пройти. В любом каком-то качестве", – так художница говорила о своём творчестве.
-7

Отдельные картины и целые триптихи, собранные из многочисленных деревяшек, скреплённые мохнатыми верёвками и металлическими скобами, по воспоминаниям, воспринимались самой художницей и поклонниками её творчества как современные иконы. Хотя у меня эти тёмные доски ассоциируются скорее не с иконами, а с гробами... В картинах непременно повторяются круги и прямоугольники. Эдакое наследие супрематизма Малевича и контррельефов Татлина, друзей её отца авангардиста.

-8

В описании к выставке говорится о показе 24 работ Элькониной, но у меня сложилось ощущение, что их в разы больше, настолько сильное впечатление они оставили. Картины размещены в двух больших выставочных залах перед входом в мемориальный кабинет Рериха.

-9

Кроме картин, на выставке можно было посмотреть небольшое видео с одним из интервью художницы и витрины с печатными изданиями её работ.

-10

Ну а теперь обещанный детектив. Оказывается буквально три года назад наследие Элькониной было странным образом похищено. Как член Союза художников СССР Эльконина получила мастерскую, в которой затем хранились её картины и работала её дочь, тоже художница. И вот однажды оказалось, что у мастерской якобы сменился хозяин, сменили замки, а когда замок срезали, за дверью обнаружилось абсолютно пустое помещение. История запутанная... Картины чудесным образом нашлись неподалёку в ломбарде, хозяин которого рассказывал байку о работягах, выкинувших старый хлам на помойку...

-11

Однако недаром столица напичкана камерами... Картины изъяли из ломбарда, пересчитали под открытым небом... и опять они куда-то исчезли... (в сети можно найти интересные кадры на эту тему, но остаётся больше вопросов, чем ответов). А когда дочь Элькониной стала бороться за мастерскую и украденное наследие матери, ей помогала известный в мире искусства адвокат, а по совместительству и коллекционер... Так что до 24 августа у нас есть уникальная возможность увидеть небольшую часть наследия неординарной представительницы советского андеграунда из коллекции юриста, защищавшего права наследницы.

-12

Благодарю за внимание! Буду рада, если информация покажется интересной. Все фото сделаны мной в Москве. Обзор носит информационный характер, не является рекламой, отражает личную позицию автора.