Куски старой мебели и ящиков - разве на них можно рисовать? Как выкинуть 300 картин, назвав старым хламом? И кто устроил выставку - коллекционер или адвокат?
На эту выставку в Музее Востока я попала случайно. Пришла посмотреть искусство народов Африки (о чём уже рассказала) и, конечно, прогулялась по соседним залам. Впечатление неизгладимое! Не могу сказать, что сильно понравилось, но зацепило, а когда узнала детективную историю исчезновения этих картин... заинтересовалась окончательно.
Представительница советского андеграунда второй половины 20 века, Мария Викторовна Эльконина окончила Московский полиграфический институт. Профессиональный книжный иллюстратор стала экспериментировать с формами и фактурами... и остановилась на дереве - её стилем стала живопись на трёхмерных объектах, зачастую грубо сколоченных из досок.
Согласно аннотации, "творчество Элькониной представляется как переосмысление традиций русского авангарда, воспринятых ею от родителей – художников-монументалистов. Графика Фаворского, супрематические композиции Малевича, контррельефы Татлина, восхищение творчеством Сезанна стали отправной точкой для формирования уникального стиля Марии Элькониной".
На фото сложно точно передать цвет и фактуру произведений художницы. Здесь преобладает тёмная гамма - черные и коричневые цвета. Вживую это выглядит гораздо интереснее.
В качестве холста художница использовала старые доски, створки шкафов, ящики... Эти странные предметы Эльконина превращала в объемные композиции с чёткой геометрией. Сверху трёхмерная громада раскрашивалась и покрывалась лаком. А для повышения градуса трагизма художница вводила элементы религиозной символики - кресты, горящие свечи. Около них схематично обозначены фигуры молящихся. Вроде как ассоциация с запрещённым в стране Советов христианством, у нас сейчас это любят возводить в подвиг, но... Только вот кресты какие-то странные у неё получались, вот это мне совсем не понравилось.
Сама художница как раз считала, что, живя в такое трагическое время, как может поддерживает связь искусства с его корнями. Её рельефные композиции служат своеобразными вратами в иной мир. Кто-то из критиков проводил параллели даже со Средневековьем.
"Мне очень близки слова древних греков, впоследствии сказанные Бродским: «То искусство, которое не связано и не имеет корней с прошлым, это искусство не имеет и будущего». По-моему, в этом заложен глубочайший смысл. Причем, связь с прошлым может быть самой различной. Но это необходимо пройти. В любом каком-то качестве", – так художница говорила о своём творчестве.
Отдельные картины и целые триптихи, собранные из многочисленных деревяшек, скреплённые мохнатыми верёвками и металлическими скобами, по воспоминаниям, воспринимались самой художницей и поклонниками её творчества как современные иконы. Хотя у меня эти тёмные доски ассоциируются скорее не с иконами, а с гробами... В картинах непременно повторяются круги и прямоугольники. Эдакое наследие супрематизма Малевича и контррельефов Татлина, друзей её отца авангардиста.
В описании к выставке говорится о показе 24 работ Элькониной, но у меня сложилось ощущение, что их в разы больше, настолько сильное впечатление они оставили. Картины размещены в двух больших выставочных залах перед входом в мемориальный кабинет Рериха.
Кроме картин, на выставке можно было посмотреть небольшое видео с одним из интервью художницы и витрины с печатными изданиями её работ.
Ну а теперь обещанный детектив. Оказывается буквально три года назад наследие Элькониной было странным образом похищено. Как член Союза художников СССР Эльконина получила мастерскую, в которой затем хранились её картины и работала её дочь, тоже художница. И вот однажды оказалось, что у мастерской якобы сменился хозяин, сменили замки, а когда замок срезали, за дверью обнаружилось абсолютно пустое помещение. История запутанная... Картины чудесным образом нашлись неподалёку в ломбарде, хозяин которого рассказывал байку о работягах, выкинувших старый хлам на помойку...
Однако недаром столица напичкана камерами... Картины изъяли из ломбарда, пересчитали под открытым небом... и опять они куда-то исчезли... (в сети можно найти интересные кадры на эту тему, но остаётся больше вопросов, чем ответов). А когда дочь Элькониной стала бороться за мастерскую и украденное наследие матери, ей помогала известный в мире искусства адвокат, а по совместительству и коллекционер... Так что до 24 августа у нас есть уникальная возможность увидеть небольшую часть наследия неординарной представительницы советского андеграунда из коллекции юриста, защищавшего права наследницы.
Благодарю за внимание! Буду рада, если информация покажется интересной. Все фото сделаны мной в Москве. Обзор носит информационный характер, не является рекламой, отражает личную позицию автора.