Вот и вышел на экраны первый полнометражный фильм обновлённой киновселенной DC. Не секрет, что последние годы для студии оказались весьма провальными: «Джокер: Безумие на двоих», «Синий Жук», «Аквамен и потерянное царство». Новый «Человек из стали» просто обязан окупиться и произвести фурор. Удалось ли картине достичь этих целей?
Супермен (Дэвид Коренсвет) переживает не самые лучшие времена. Боравия – страна с авторитарным режимом – планирует вторжение в Джаранпур, дабы освободить его от тирании. Нападение предотвращает наш главный герой, прилетевший из далекого Метрополиса. Такие неконтролируемые инициативы со стороны пришельца волнуют американское руководство. Масла в огонь подливает и бизнесмен Лекс Лютор (Николас Холт), который требует привлечь Кларка Кента к ответственности. Порцию критики Человек из стали получает и от президента Боравии Васила Гларкоса. Наконец, у Кларка не особо получается выстроить здоровые отношения с возлюбленной Лоис Лейн (Рэйчел Броснахэн), работающей вместе с ним в газете Daily Planet.
Фундаментальная черта Супермена Джеймса Ганна – его приземлённость. Зритель отчетливо видит все неудачи и падения главного героя. Нельзя однозначно назвать такой подход проигрышным: согласитесь, практически бессмертный герой может стать серьёзной драматургической проблемой. В своё время на эти грабли наступил Зак Снайдер. У него Кларк представлялся чуть ли не богом, которого либо любили, либо боялись. Это и мешало аудитории в полной мере ассоциировать себя с образом Супермена.
Центром истории, конечно, остаётся романтическая линия с Лоис Лейн. Парных сцен у Коренсвета и Броснахэн, в целом, достаточно. Вместе они смотрятся хорошо, несмотря на то что половину времени она ругает его за несоответствие нормам журналистской этики. За развитием химии героев довольно приятно наблюдать.
Картина Ганна вышла не такой мрачной и взрослой, как предыдущая. «Супермен» 2025 года насквозь проникнут ностальгией и смехом: фильм скорее следует традициям комедии, нежели драмы. Отчасти это обусловлено целью режиссёра сделать ленту про Супермена семейным проектом. Пожалуй, тут и кроются главные проблемы картины.
Большинство тем, которые поднимаются в «Супермене», не раскрыты должным образом. Ганн действительно неплохо начинает развивать геополитическую линию через возлюбленную Кларка: Лоис пытается пристыдить Супермена, напоминая, что не стоит сгоряча вмешиваться в чужие военные конфликты. Но режиссёру нужно угодить и детской аудитории, поэтому он аккуратно соскальзывает со сложной темы в комиксовую несуразицу.
От экспозиций известных супергероев и значимых персонажей режиссёр отказался напрочь – и понятно почему: эти предыстории давно уже стали частью культурного кода, и очередной мотив становления героем никого бы не удивил. К сожалению, под горячую руку попали и истоки большинства конфликтов. Ненависть главного антагониста Лекса Лютора носит настолько абстрактный характер, что создаётся впечатление, будто смотришь не первую часть, а сиквел.
Коллизия Инженера и Кларка также ничем не обоснована: проговариваются следствия, но не причины. Отказываясь от внятного конфликта, Ганн лишает картину полноценной драмы. Единственная серьёзная линия связана с семейными тайнами, и с ней режиссёр обходится без лишней сентиментальности. Ганн мыслит эпизодами, а в структуре у него, как обычно, каша.
Нельзя оставить без внимания и мир, в котором геройствует Кларк Кент. Супермен – не единственный, кто оберегает жизни простых людей. «Банда Справедливости» – супергеройское объединение, куда входят Зелёный Фонарь (Натан Филлион), Женщина Ястреб (Изабела Мерсед) и Мистер Террифик (Эди Гатеги). Вскользь сообщается, что их спонсирует миллиардер Лорд (здесь на долю секунды мелькает брат режиссёра). Персонажи из команды получились стереотипными: они понятны, слегка карикатурны, но абсолютно нехаризматичны. Банально прописать мотивы их геройства сценаристы не удосужились.
Что касается актёрской игры, то здесь претензии практически отсутствуют. Дэвид Коренсвет идеально вписался в образ Супермена, Рейчел Броснахен отлично сыграла амбициозную и в то же время хрупкую журналистку, а Николаса Холта практически не узнать. Роль Лютора разительно отличается от остальных и вызывает весьма смешанные эмоции. Опять же карикатурность мешает нормально сопереживать злодеям в этом фильме.
«Супермен» – очень лёгкий и непринуждённый фильм. Здесь много второстепенных персонажей и различных камео, но они никак не перегружают сюжет ленты. Хорошо прослеживается фирменный стиль режиссёра с присущими ему сатирой и юмором. Тем не менее из всех работ Ганна «Супермен» – самая слабая: состоявшийся автор повторяет старые трюки, которые когда-то принесли ему успех. Рано или поздно эти приёмы пресытятся – и тогда зрителям необходимо будет дать что-то новое.
Автор: Тимур Шинкарев