Трещина раздаётся резко, как щелчок пальцев. Ещё одна монета вбита в кору старого камфорного дерева. Ствол, испещрённый тысячами медных дисков, напоминает броню. Здесь, у синтоистского святилища Наминоуэ в Фукуоке, туристы и паломники поколениями оставляли монеты — на удачу, богатство, исцеление. Но если приглядеться, между ржавыми кругами видны шрамы: глубокие раны, где кора отмерла. Это не просто ритуал. Это спор между верой и природой, традицией и наукой. Японцы называют его канэцуки: «забивание монет». Китайцы знали его ещё во времена династии Хань, когда в гробницы клали бронзовые деревья с монетами вместо листьев. Но сегодня, когда туристы забивают в кору евро и йены, биологи бьют тревогу: деревья гибнут. Как древний обряд превратился в экологическую проблему? Почему люди верят, что металл, вонзенный в живое дерево, принесёт счастье? И что скажут об этом синтоистские жрецы, которые теперь вынуждены спасать свои священные рощи от самих верующих? В 1990 году китайские археологи рас
Канэцуки: забивание монет в деревья на удачу - ритуал или вандализм
17 июля17 июл
3
3 мин