Найти в Дзене
КНИЖНЫЙ СБОР

Лю Цысинь «О муравьях и динозаврах»

Александра Гаюн Начну с небольшой личной вводной. Не могу я серьезно воспринимать книги, где главными героями выступают животные, наделенные человеческим разумом. Например, я так и не осилила «Скотный двор» Оруэлла. Сцена с лошадью, которая заплетает в свою гриву ленты хозяйки, до сих пор вызывает у меня заливистый смех. И я абсолютно ничего не могу с этим сделать. Но это же Лю Цысинь, из-под его пера я готова даже про разумных ящеров и насекомых читать. Что интересно, я с удовольствием смотрела в детстве, да и сейчас смотрю, мультфильмы про разумных животных. «Король лев» - шедевр мультипликации, а над сценой смерти Муфасы я плачу до сих пор. Но вернёмся к литературе. У Лю Цысиня я прочитала всё, кроме «Китай 2185», он не переведен, а «О муравьях и динозаврах» оставалась у меня последним крупным произведением писателя, которое не было прочитано. Причиной тому было именно моё предубеждение, моя буйная фантазия, которая живописно рисует мне лошадь, которая копытами вплетает ленты в гри

Александра Гаюн

Начну с небольшой личной вводной. Не могу я серьезно воспринимать книги, где главными героями выступают животные, наделенные человеческим разумом. Например, я так и не осилила «Скотный двор» Оруэлла. Сцена с лошадью, которая заплетает в свою гриву ленты хозяйки, до сих пор вызывает у меня заливистый смех. И я абсолютно ничего не могу с этим сделать.

Но это же Лю Цысинь, из-под его пера я готова даже про разумных ящеров и насекомых читать. Что интересно, я с удовольствием смотрела в детстве, да и сейчас смотрю, мультфильмы про разумных животных. «Король лев» - шедевр мультипликации, а над сценой смерти Муфасы я плачу до сих пор.

Но вернёмся к литературе. У Лю Цысиня я прочитала всё, кроме «Китай 2185», он не переведен, а «О муравьях и динозаврах» оставалась у меня последним крупным произведением писателя, которое не было прочитано. Причиной тому было именно моё предубеждение, моя буйная фантазия, которая живописно рисует мне лошадь, которая копытами вплетает ленты в гриву. Привет, противопоставленный палец, ты глупая шутка эволюции. Что интересно, писатели не придумывают общество енотов, которые, между прочим, захватят Землю, если приматы исчезнут.

Кости разных видов тираннозавров
Кости разных видов тираннозавров

Так вот. Лю Цысинь пишет короткую прозу, которую всё-таки называют романом в нашем издании. Главные герои «О муравьях и динозаврах» совершенно очевидны. Муравьи и динозавры. Вместо тысячи моих слов я приведу две цитаты из текста, которые объясняют основной посыл и конфликт повествования.

Цитата первая:

«…для семени разума вырасти в великую цивилизацию – нелегкий подвиг. Совершить его можно лишь при одновременном выполнении множества условий, а вероятность такового, пожалуй, меньше одной миллионной. Можно сказать, что зарождающийся интеллект подобен маленькому огоньку в чистом поле – его может погасить лёгкий ветерок любого направления. Если огоньку всё же удастся поджечь окружающие травы, дорогу ему быстро преградит глинистая почва или ручеек, и нарождающееся пламя неизбежно угаснет. Но даже если ему повезёт и он охватит большой участок леса, велика вероятность того, что вскоре пройдёт сильный ливень и потушит его. Короче говоря, вероятность того, что пламя превратится в неодолимо пылающий пожар, очень мала. Так что не исключено, что на протяжении долгой истории эволюции разумные существа неоднократно рождались, развивались до определенной степени и исчезали в бесконечной ночи древности, подобно огонькам светлячков»

Из названия романа очевидно, что как огоньки зарождающегося интеллекта Лю Цысинь предлагает нам рассмотреть муравьёв и динозавров. Главное сюжетное допущение автора – неоднократное появление в процессе эволюции видов, которые способны создавать цивилизации в привычном нам понимании. И непреодолимые препятствия, с которыми виды столкнутся, ступив на скользкий путь интеллектуального развития.

О непреодолимых преградах муравьёв и динозавров расскажет вам вторая цитата:

«Хотя первые проблески разума появились на Земле практически одновременно сразу у двух видов – огромного и миниатюрного, каждому из них путь к цивилизации затрудняли серьезные недостатки и непреодолимые препятствия.
Главным недостатком динозавров было отсутствие рук, способных к точным мелким движениям. Их большие неуклюжие когти были бесподобны в бою – например, один их вид, Deinonycbus, обладал острыми, похожими на сабли когтями, которые довольно успешно использовал, чтобы потрошить других динозавров. Они также могли изготавливать грубые орудия, но не были способны выполнять тонкие операции, мастерить сложные инструменты или изображать сложные письмена. А это является необходимым условием для развития цивилизации: только наличие универсальных рук может обеспечить самоподдерживающуюся связь между эволюцией мозга и деятельностью по выживанию.
Муравьи, в отличии от динозавров, могли выполнять невероятно тонкие операции и создавать сложные архитектурные сооружения – как надземные, так и подземные. Однако им существенно не хватало широты и разносторонности мышления. Когда критическая масса муравьёв собиралась вместе, у этой общности проявлялся коллективный разум – строгий и негибкий, очень похожий на компьютерную программу. Руководствуясь этими «программами», которые разрабатывались на протяжении длительных отрезков времени, муравьиные колонии строили один сложный город за другим. Муравьиное общество походило на большой, точный механизм, в котором каждый отдельный индивидуум был просто винтиком. Если один из этих винтиков отделялся от машины, его мышление оказывалось чрезвычайно поверхностным и механическим. А ведь творческое мышление, необходимое цивилизации, это прерогатива отдельных людей, например наших собратьев Ньютона и Эйнштейна. Простая избыточность коллективного разума не может породить возвышенное мышление, точно так же, как сто миллионов нас, людей, думая изо всех сил, не смогли бы придумать три закона движения и теорию относительности»

Во второй цитате читатель видит, что волей Лю Цысиня две половинки ключа к цивилизации оказались на одной планете в одно время. Нас, читателей, ждёт рассказ о том, как муравьи и динозавры наладят первый контакт и покорят атом.

Лю Цысинь пишет в жанре, который даёт автору неимоверную творческую свободу, - научная фантастика, да и просто фантастика. Лю Цысинь не ограничен скучными рамками нашей действительности, он сам задаёт условия, в котором будет существовать мир. А замена людей на муравьёв и динозавров позволяет ему спокойно рассуждать о явлениях человеческой истории, примеряя их к своим воображаемым обществам муравьёв и динозавров.

Симбиотический характер цивилизации муравьёв и динозавров создаёт прочное равновесие между ними, ведь одни не смогут существовать без других. Но они так далеки друг от друга, как никогда не будут люди, которых разделяет вероисповедание или цвет кожи. В самом различии между муравьями и динозаврами заложен и неимоверный потенциал и бомба замедленного действия. Самое прекрасное в любом повествовании Лю Цысиня то, что мы, читатели, сами увидим то, что ближе нам. Автор никогда не скажет нам, как думать правильно, чья позиция в книге оказалась верна. С одной стороны, муравьи и динозавры справились с тем, что кажется нам, людям, непреодолимым; с другой – их конфликты и проблемы всё ещё очень близки нам с вами.

Из минусов – повествование о животных, но это мой личный таракан, которого, надеюсь, не окажется у вас. Из плюсов – приглашение читателя к рассуждению и отсутствие верного вывода из текста. Каждый сам придёт к тому, что ему ближе.

Красный муравей
Красный муравей

Удивительно, но я хотела бы назвать книги Лю Цысиня воспитательными романами нового поколения. Эти тексты не скажут читателю, как он должен правильно жить. Повествование Лю Цысиня побуждает читателя думать, рассуждать, высказывать собственное мнение, слышать чужое. А это бесценно, совершенно необходимо любому существу, наделенному разумом, будь то человек, динозавр или муравей.

Будучи поклонником творчества Лю Цысиня, могу сказать, что "О муравьях и динозаврах" не то произведение, с которого стоит начинать знакомство с творчеством писателя. Возьмите в руки "Шаровую молнию" или "Задачу трех тел", может быть даже сборник рассказов. Эти книги гораздо сильнее, там есть где развернуться мастерству слова Лю Цысиня.

ОБЗОРЫ ИЮНЯ