Найти в Дзене
Точка ART

Айвазовский: не только море…

В преддверии дня рождения великого мариниста Ивана Айвазовского журнал Точка ART предлагает взглянуть на произведения художника из собрания Феодосийской картинной галереи. Значительную часть работ составляют полотна, посвященные истории армянского народа, религиозным мотивам, а также родной Феодосии, что подчеркивает его глубокую связь с корнями. Эти произведения позволяют увидеть в Айвазовском не только гениального мариниста, но и многогранного творца, увлеченного историей и духовностью. «Я мог бы жить в любой части мира, но всему предпочитаю Феодосию», — Иван Айвазовский. Иван Айвазовский, уроженец Феодосии, питал особую привязанность к родному городу, решив обосноваться здесь после женитьбы в 1848 году. Художник верил, что Феодосия является неисчерпаемым источником вдохновения для его творчества. Он возвел в городе дом и мастерскую, ставшие центром его жизни и работы. Айвазовский принимал активное участие в жизни Феодосии, оказывая влияние на городские события и проекты. Благодаря е

В преддверии дня рождения великого мариниста Ивана Айвазовского журнал Точка ART предлагает взглянуть на произведения художника из собрания Феодосийской картинной галереи. Значительную часть работ составляют полотна, посвященные истории армянского народа, религиозным мотивам, а также родной Феодосии, что подчеркивает его глубокую связь с корнями. Эти произведения позволяют увидеть в Айвазовском не только гениального мариниста, но и многогранного творца, увлеченного историей и духовностью.

Иван Айвазовский «Феодосия», 1875 © Феодосийская картинная галерея имени И.К. Айвазовского
Иван Айвазовский «Феодосия», 1875 © Феодосийская картинная галерея имени И.К. Айвазовского
«Я мог бы жить в любой части мира, но всему предпочитаю Феодосию», — Иван Айвазовский.

Иван Айвазовский, уроженец Феодосии, питал особую привязанность к родному городу, решив обосноваться здесь после женитьбы в 1848 году. Художник верил, что Феодосия является неисчерпаемым источником вдохновения для его творчества. Он возвел в городе дом и мастерскую, ставшие центром его жизни и работы. Айвазовский принимал активное участие в жизни Феодосии, оказывая влияние на городские события и проекты. Благодаря его инициативе, в городе появились порт, железная дорога и другие важные объекты инфраструктуры. Феодосия часто служила темой для картин Айвазовского, в которых он стремился передать уникальную красоту этого места.

Иван Айвазовский «Сбор фруктов в Крыму», 1882 © Феодосийская картинная галерея имени И.К. Айвазовского
Иван Айвазовский «Сбор фруктов в Крыму», 1882 © Феодосийская картинная галерея имени И.К. Айвазовского
«Минувшим летом я вступил в брак с одной госпожой, вдовой-армянкой. Ранее с ней знаком не был, да вот о добром ее имени слышал премного. Жить теперь мне стало спокойно и счастливо», — из письма Ивана Айвазовского.
Иван Айвазовский «Портрет Анны Саркисовой-Бурназян», 1882 © Феодосийская картинная галерея имени И.К. Айвазовского
Иван Айвазовский «Портрет Анны Саркисовой-Бурназян», 1882 © Феодосийская картинная галерея имени И.К. Айвазовского

Прославившийся своими маринами, Иван Айвазовский, не раз обращался к образу любимой супруги в своем творчестве, создавая запоминающиеся портреты, отражающие разные грани ее личности — то она предстает как молодая женщина с проницательным взглядом и утонченными чертами лица, то в образе романтичной восточной красавицы, окутанной легкой вуалью, словно сошедшей со страниц восточной сказки, либо, собирающей спелые плоды.

Иван Айвазовский «Неаполитанский залив», 1842 © Феодосийская картинная галерея имени И.К. Айвазовского
Иван Айвазовский «Неаполитанский залив», 1842 © Феодосийская картинная галерея имени И.К. Айвазовского

После завершения обучения в Академии художеств, Айвазовский отправляется в путешествие по Европе, где его дарование получает признание среди деятелей искусства. В 1844 году он возвращается в Санкт-Петербург, где ему присваивают звание академика и назначают художником Главного морского штаба. Вскоре после этого он получает от правительства масштабный заказ на создание серии картин с видами прибалтийских портовых городов. В эпоху расцвета интереса к маринистике, его полотна становятся украшением дворцов знати и привлекают внимание самого императора. В 1845 году художник участвует в морской экспедиции к Греческому архипелагу, параллельно работая над пейзажами южных городов России, которые впоследствии экспонируются в Феодосии и Петербурге.

Иван Айвазовский «Георгиевский монастырь. Мыс Фиолент», 1846 © Феодосийская картинная галерея имени И.К. Айвазовского
Иван Айвазовский «Георгиевский монастырь. Мыс Фиолент», 1846 © Феодосийская картинная галерея имени И.К. Айвазовского

Именно в этот период создается картина «Георгиевский монастырь», запечатлевшая живописное крымское побережье и древний монастырь, основанный в 891 году. В этой работе Айвазовский демонстрирует виртуозное владение колоритом, передавая тончайшие оттенки и эффекты лунного света, играющего на морской глади. Используя лессировки и тонкие градации цвета, художник добивается невероятной глубины и реалистичности. Холодные синие и серебристые тона лунной ночи контрастируют с теплыми охристыми оттенками скал, создавая ощущение умиротворения и величия природы. По мнению Айвазовского, живопись, даже самая искусная, лишь бледное отражение мощи и красоты природы, особенно когда речь идет о передаче лунного света. Подобный эффект достигался художником за счет многослойного нанесения красок и использования специальных лаков, придающих полотну дополнительное свечение.

Иван Айвазовский «Гурзуф. Дом с террасой», 1843 © Феодосийская картинная галерея имени И.К. Айвазовского
Иван Айвазовский «Гурзуф. Дом с террасой», 1843 © Феодосийская картинная галерея имени И.К. Айвазовского

После долгих лет путешествий по Италии, Франции и другим странам, отмеченных напряженным трудом и поиском вдохновения, в 1843 году Иван Айвазовский пишет картину «Гурзуф. Дом с террасой», которая получает золотую медаль на Парижском Салоне. Это полотно, созданное по воспоминаниям, стало выражением глубокой привязанности художника к крымским видам. Гурзуф, место, неразрывно связанное с именем Пушкина, играл особую роль в становлении молодого Айвазовского. Картина, выполненная в духе романтизма, пленяет зрителя насыщенностью красок, мастерски передающих атмосферу южного вечера. Влияние романтизма, характерное для работ Каспара Давида Фридриха и Эжена Делакруа, прослеживается в стремлении Айвазовского передать не только видимую красоту, но и глубокое эмоциональное переживание момента.

Иван Айвазовский «Корабль „Императрица Мария“ во время шторма», 1892 © Феодосийская картинная галерея имени И.К. Айвазовского
Иван Айвазовский «Корабль „Императрица Мария“ во время шторма», 1892 © Феодосийская картинная галерея имени И.К. Айвазовского
«…Айвазовский, кто бы и что ни говорил, есть звезда первой величины, во всяком случае, и не только у нас, а в истории искусства вообще…», — Иван Крамской.

Деятельность Айвазовского в 1890-х годах ознаменована многочисленными выставками, в том числе в Париже, где его работы получили положительные отзывы. В это время он продолжил развивать морскую тематику, фокусируясь на изображении кораблей Черноморского флота. На «Корабль „Императрица Мария“ во время шторма» Айвазовский обращается к реальному историческому событию: возвращению корабля с Николаем I после взятия Варны. Художник показывает корабль, борющийся с бушующим штормом, мастерски передавая динамику стихии. Благодаря контрастному освещению, детали корабля и фигуры людей становятся четко различимыми. Эта работа демонстрирует интерес Айвазовского к историческим событиям и его виртуозное владение техникой морского пейзажа.

Больше о художниках и живописи — на сайте журнала:

Стихия Ивана Айвазовского «Иван Айвазовский и русские художники-маринисты»: гид по выставке в Малаге С южных гор до северных морей: путешествуем по России «Некрасов в живописи»: ко дню рождения Константина Савицкого От Волги до Енисея: путеводитель по России с картинами великих художников Данте, Гамлет и доблестный рыцарь Айвенго на картинах Эжена Делакруа «Каспар Давид Фридрих. Бесконечные пейзажи»: гид по выставке в Берлине