Найти в Дзене
К Р Е А К Р А Т И Я

Онтология системного мышления. Часть 1.

Система. Когда я пользуюсь категорией "система", я имею в виду нечто неосязаемое физически, но очень большое и многомерное, что влияет и зачастую направляет внимание людей, организовывая структуру психики. При этом никаких объективно существующих систем в природе не существует. Система это способ описывать объекты, физические и нефизические. Объекты системно можно и не описывать, если вы не собираетесь с ними ничего делать. Когда мы говорим про систему, мы предполагаем, что объект обладает сферной организацией, т.е. там внутри есть центр и периферия. В системе есть иерархия - чем ближе к центру, тем выше системный статус. Клетка под микроскопом выглядит так же: там есть ядро, есть что-то вокруг ядра и оболочка, границы клетки. Это и есть система в масштабе микромира. В макромире то же самое: внутри вселенных и галактик есть ядра, вокруг которых вращаются планеты. Так же, как и у планет, у всех систем ограниченное время жизни. Любая система когда-то родилась, любая система когда-нибудь

Система.

Когда я пользуюсь категорией "система", я имею в виду нечто неосязаемое физически, но очень большое и многомерное, что влияет и зачастую направляет внимание людей, организовывая структуру психики.

При этом никаких объективно существующих систем в природе не существует. Система это способ описывать объекты, физические и нефизические. Объекты системно можно и не описывать, если вы не собираетесь с ними ничего делать.

Когда мы говорим про систему, мы предполагаем, что объект обладает сферной организацией, т.е. там внутри есть центр и периферия. В системе есть иерархия - чем ближе к центру, тем выше системный статус. Клетка под микроскопом выглядит так же: там есть ядро, есть что-то вокруг ядра и оболочка, границы клетки. Это и есть система в масштабе микромира. В макромире то же самое: внутри вселенных и галактик есть ядра, вокруг которых вращаются планеты.

Так же, как и у планет, у всех систем ограниченное время жизни. Любая система когда-то родилась, любая система когда-нибудь умрет.

Мысля окружающие меня объекты (в том числе многомерные, метафизические) как системы, я получаю возможность с ними взаимодействовать. Например, если я ощущаю какое-то влияние на себя, я понимаю, что на самом деле есть система, которая на меня влияет.

Это влияние никогда не возникает на ровном месте. Для этого влияния всегда есть системная причина. Что значит "системная причина"? Это значит, что система меня для чего-то использует. Я ей для чего-то нужен. И если я пойму этот системный смысл, я пойму, почему это на меня влияет. И еще много чего пойму - почему это влияние проявляется именно в этот момент? Почему я почувствовал это влияние? Может ли быть обратное влияние и т.д. А если такого системного восприятия нет, тогда я ничего не понимаю. Что-то происходит, ну и ладно. Ни причин, ни следствий, ни мышления, ничего.

Например, у человека чешется нос. Если я умею мало-мальски мыслить системно, я понимаю, что есть причины, которые заставляют мой нос чесаться. Например, потому что такие климатические условия (т.е. на меня влияет климатическая система). Или сейчас сезон цветения каких-нибудь сорняков (т.е. на меня влияет территориальная система). Зная это, я могу сказать, почему у меня чешется нос, а у кого-то другого - не чешется.

У меня, например, так называемый "южный нос". Это нос, у которого специфическая перегородка. Это генетическая особенность некоторых южных этносов. Когда холодно, этот нос не дышит. Это никакой не гайморит, это слишком узкое представление о причинах плохого носового дыхания. Это этническая особенность. Или, например, некоторые люди сильно мерзнут, а какие-нибудь сибиряки не мёрзнут. У них что, терморегуляция нарушена? Нет. Другая генетическая структура. Поэтому некоторые люди чисто физиологически не приспособлены к жизни на определенных территориях. Это более широкое системное осмысление.

Когда я в свое время долго-долго обучался расстановкам, очень четко было видно людей, которые на мир смотрят не широко, не системно. У них все завязано на семейную систему. Эти люди любой пук интерпретируют через отношения с мамой. Это, конечно, полный привет. Семейная система - на первом этапе первичная, спору нет. Но совершенно не главная. Эти систем вокруг вагон и маленькая тележка. Но если вам не поставили глобальное системное мышление, а рассказали только, что матрёшка – это система, вы будете думать, что система это только матрёшка, а остальное - не система. Поэтому и видеть во всем будете матрешки, а другие структуры не увидите.

В академической среде есть более-менее универсальный раздел, который говорит о чем-то подобном, называется "методология". Не та, которая у каждого своя, а более глобальная, которую не так-то просто осмыслить. В методологии учат, что любой объект описывается через функцию, которую он выполняет в своей среде. У носа есть своя функция в теле. Соответственно, нарушение, связанные с носом, это нарушение функционирования какой-то части организма. Такая же функция есть, например, у пальцев ног, ушей, шеи, ногтей и т.д. Поэтому, зная функцию, можно выстраивать системные связи. А если у объекта функции нет, он перестает существовать. Потому что зачем нужен объект, который ни для чего не нужен? Кто его будет использовать в своей деятельности? А если он есть, значит у него есть какая-то функция.

Андрей Двоскин , цитаты из новой книги "Футуропия"