Попробуйте прямо сейчас заставить себя страдать.
Вот так, сесть и решить: «Буду страдать».
Что почувствуете?
Скорее всего — ничего. Немного напряжения, лёгкий абсурд… и пустоту.
Потому что просто так — страдания не приходят.
Им нужно топливо. История. Сюжет. Версия происходящего, в которую вы поверите.
Эмоция — как актёр.
Она ждёт, когда вы откроете занавес, напишете роль, осветите сцену и пригласите зрителя — вашу веру.
Только тогда она появится: в полных глазах тоски, в сжатом горле, в замирающем сердце.
Вот пример:
Одинокий вечер. Человек сидит в комнате, всё спокойно.
Но вдруг он вспоминает:
«Я никому не нужен. Все забыли. Я старею. Всё кончено.»
И — сердце сжимается, слёзы подступают, боль накрывает.
Что изменилось снаружи? Ничего.
Но внутри — запущен рассказ. История, в которую он поверил. И на эту историю пришла эмоция, как актёр на вызов.
То же самое с любой другой эмоцией.
Любовь? — История: «Он единственный, кто меня понимает.»
Гнев? — «Меня предали! Это несправедливо!»
Радость? — «Я это сделал. Я справился!»
Если присмотреться — нет эмоций без мыслей.
Точнее, без мыслей, которым мы поверили.
Можно вспомнить обиду… и снова пережить её. А можно увидеть мысль, не поверить ей — и остаться спокойным.
Вот в чём суть:
Мы не управляем эмоцией напрямую, но мы участвуем в её сотворении — через внимание, через рассказы себе, через то, чему даём силу внутри.
Попробуйте поиграть.
Осознавать, какие истории рождают в вас эмоции.
Где вы «вживаетесь в роль»? Где включаете трагедию, а где — комедию?
И что, если можно просто выйти из театра… и посмотреть на всё глазами зрителя?
Мир продолжит крутиться.
Но внутри может наступить удивительное… тишина.
А может — и лёгкость.
Без сюжета. Без надобности страдать.
Без спектакля.