Найти в Дзене
Культурный код

«Акула»: как Советский Союз создал самую большую подводную лодку в истории

В 1980-х годах, когда Холодная война достигла своего пика, Советский Союз запустил проект, о котором мало кто знал за пределами Кремля. Это был морской гигант, способный держать в узде весь мир. Речь идёт о подводных крейсерах проекта 941 «Акула», известных в классификации НАТО как SSBN Typhoon. Они были огромны. Такие большие, что казались больше, чем некоторые надводные корабли. Их водоизмещение — почти 50 тысяч тонн в подводном положении. Для сравнения: современный американский авианосец USS Gerald R. Ford имеет водоизмещение около 100 тысяч тонн, то есть «Акула» — это половина авианосца, скрытая под водой. Создание «Акулы» стало ответом на два ключевых фактора: До этого советские подводные лодки, такие как проекты 667А и 675, получили прозвище от западных военных — «ревущие коровы». Они были шумными, легко обнаруживаемыми, а потому их боевое дежурство проходило под постоянным вниманием противника. Но «Акула» должна была стать совсем другим делом. Главным конструктором стал Сергей
Оглавление

В 1980-х годах, когда Холодная война достигла своего пика, Советский Союз запустил проект, о котором мало кто знал за пределами Кремля. Это был морской гигант, способный держать в узде весь мир. Речь идёт о подводных крейсерах проекта 941 «Акула», известных в классификации НАТО как SSBN Typhoon.

Речь идёт о подводных крейсерах проекта 941 «Акула», известных в классификации НАТО как SSBN Typhoon.
Речь идёт о подводных крейсерах проекта 941 «Акула», известных в классификации НАТО как SSBN Typhoon.

Они были огромны. Такие большие, что казались больше, чем некоторые надводные корабли. Их водоизмещение — почти 50 тысяч тонн в подводном положении. Для сравнения: современный американский авианосец USS Gerald R. Ford имеет водоизмещение около 100 тысяч тонн, то есть «Акула» — это половина авианосца, скрытая под водой.

Исторический контекст: от «ревущих коров» до «тифонов»

Создание «Акулы» стало ответом на два ключевых фактора:

  1. Необходимость разработать носитель новой баллистической ракеты Р-39.
  2. Угрозу со стороны США, где уже строились новые ПЛАРБ типа «Огайо» с ракетами «Трайдент-I».
Якорь «Акулы» в Северодвинске
Якорь «Акулы» в Северодвинске

До этого советские подводные лодки, такие как проекты 667А и 675, получили прозвище от западных военных — «ревущие коровы». Они были шумными, легко обнаруживаемыми, а потому их боевое дежурство проходило под постоянным вниманием противника.

Общая схема внутреннего устройства ТРПКСН проекта 941: 1 — лёгкий корпус; 2 — 533-мм носовые торпедные аппараты; 3 — прочный корпус; 4 — носовые выдвижные горизонтальные рули; 5 — люки аварийного покидания ПЛ; 6 — торпедный отсек; 7 — гидроакустический отсек; 8 — шахты баллистических ракет Р-39; 9 — центральный пост; 10 — спасательные всплывающие камеры; 11 — выдвижные устройства; 12 — ограждение выдвижных устройств; 13 — отсек радиотехнического вооружения; 14 — реакторный отсек; 15 — люки всплывающих антенн связи; 16 — крыло, защищающее винто-рулевую группу от льда; 17 — турбинный отсек; 18 — КШР (кормовая шлюзовая рубка); 19 — гидродинамические направляющие; 20 — вертикальное кормовое оперение; 21 — вертикальные рули; 22 — гребной винт в кольцевой насадке; 23 — кормовые горизонтальные рули; 24 — антенна ГАС; 25 — выдвижные подруливающие устройства; 26 — ракетные отсеки; 27 — отсеки живучести; 28 — ядерный реактор; 29 — линия главного гребного вала; 30 — горизонтальное кормовое оперение; 31 — носовой прочный модуль; 32 — главный прочный корпус (правый); 33 — главный прочный корпус (левый); 34 — центральный прочный модуль; 35 — кормовой прочный модуль; 36 — цистерна быстрого погружения i — командирский перископ; ii — универсальный перископ; iii — радиосекстант; iv — радиолокационный комплекс; v — РКП; vi, viii — радиоантенны систем связи; vii — радиопеленгатор; ix — антенна системы космической навигации; x — ГПБА
Общая схема внутреннего устройства ТРПКСН проекта 941: 1 — лёгкий корпус; 2 — 533-мм носовые торпедные аппараты; 3 — прочный корпус; 4 — носовые выдвижные горизонтальные рули; 5 — люки аварийного покидания ПЛ; 6 — торпедный отсек; 7 — гидроакустический отсек; 8 — шахты баллистических ракет Р-39; 9 — центральный пост; 10 — спасательные всплывающие камеры; 11 — выдвижные устройства; 12 — ограждение выдвижных устройств; 13 — отсек радиотехнического вооружения; 14 — реакторный отсек; 15 — люки всплывающих антенн связи; 16 — крыло, защищающее винто-рулевую группу от льда; 17 — турбинный отсек; 18 — КШР (кормовая шлюзовая рубка); 19 — гидродинамические направляющие; 20 — вертикальное кормовое оперение; 21 — вертикальные рули; 22 — гребной винт в кольцевой насадке; 23 — кормовые горизонтальные рули; 24 — антенна ГАС; 25 — выдвижные подруливающие устройства; 26 — ракетные отсеки; 27 — отсеки живучести; 28 — ядерный реактор; 29 — линия главного гребного вала; 30 — горизонтальное кормовое оперение; 31 — носовой прочный модуль; 32 — главный прочный корпус (правый); 33 — главный прочный корпус (левый); 34 — центральный прочный модуль; 35 — кормовой прочный модуль; 36 — цистерна быстрого погружения i — командирский перископ; ii — универсальный перископ; iii — радиосекстант; iv — радиолокационный комплекс; v — РКП; vi, viii — радиоантенны систем связи; vii — радиопеленгатор; ix — антенна системы космической навигации; x — ГПБА

Но «Акула» должна была стать совсем другим делом. Главным конструктором стал Сергей Николаевич Ковалёв — человек, который понимал: чтобы выжить в холодной арктической воде и остаться незамеченным, нужен самый настоящий бесшумный подводный флагман.

Как строилась легенда

Строительство началось в 1976 году на заводе «Севмаш» в Северодвинске. Проект был настолько масштабным, что потребовал возведения специального эллинга — самого большого в мире на тот момент. В него мог бы свободно поместиться целый авианосец.

Первая лодка, ТК-208, спустилась на воду в 1980 году
Первая лодка, ТК-208, спустилась на воду в 1980 году

Первая лодка, ТК-208, спустилась на воду в 1980 году, а уже в декабре 1981 года официально вступила в строй. Головная «Акула» стала первым советским подводным крейсером стратегического назначения, способным нести на борту 20 ядерных ракет.

 Эта же символика быстро распространилась на форму экипажа и нашивки.
Эта же символика быстро распространилась на форму экипажа и нашивки.

Легенду добавил и внешний вид: на носу лодки нарисовали акулу. Эта же символика быстро распространилась на форму экипажа и нашивки. «Акулы» стали живыми символами советской мощи.

Устройство внутри: как жили на борту?

Если представить себе «Акулу» изнутри, то она — это мини-город под водой. Всего на борту было 19 водонепроницаемых отсеков. Корпус состоял из двух параллельных прочных модулей диаметром по 10 метров каждый, соединённых между собой переходами. Лёгкий корпус окружал их, обеспечивая плавучесть.

«Акула» и «Александр Брыкин», иллюстрация из журнала The Threat in the 1980's
«Акула» и «Александр Брыкин», иллюстрация из журнала The Threat in the 1980's

Но главное — комфорт экипажа. На лодке были:

  • Спортивный зал
  • Бассейн (4×2 м)
  • Сауна
  • Солярий
  • Общие комнаты отдыха
  • Каюты для офицеров

Это не просто роскошь, а необходимость. Подводники могли находиться в автономном плавании до 180 суток. Представьте: полгода без связи с берегом, в замкнутом пространстве, при постоянной нагрузке. Без комфорта — никуда.

Технические параметры

Пора пробежаться по основным техническим параметрам

  • Водоизмещение: Надводное: 23 200 тонн; Подводное: 48 000 тонн
  • Длина: 172,8 м
  • Ширина: 23,3 м
  • Глубина погружения: Рабочая — 400 м; Предельная — 500 м
  • Скорость: Надводная — 12 узлов; Подводная — 25 узлов (около 46 км/ч)
  • Автономность: до 6 месяцев
  • Экипаж: 160 человек
  • Силовая установка: 2 реактора ОК-650 (по 190 МВт), 2 паротурбины (по 50 000 л.с.), 2 семилопастных винта
ПЛ пр. 941 в сравнении с подводными лодками времён Второй Мировой
ПЛ пр. 941 в сравнении с подводными лодками времён Второй Мировой

Вооружение:

  • 20 ракет Р-39 (РСМ-52), дальностью до 9300 км
  • 6 торпедных аппаратов калибра 533 мм
  • До 22 торпед (включая СЭТ-65, УСЭТ-80, «Шквал»)
  • ПЗРК «Игла» для самообороны

Для своего времени такие параметры просто поражали воображение и казались фантастикой.

Ракета Р-39: главная ударная сила «Акулы»

Основное вооружение — это система Д-19 с ракетами Р-39. Это были самые тяжёлые баллистические ракеты на подводных лодках того времени. Одна такая ракета весила около 90 тонн, длина — 17,1 метра. В каждой ракете — 10 боевых блоков индивидуального наведения по 100 килотонн каждый.

Силуэт советской ракетной стратегической подводной лодки проекта 941 «Акула» (класс Typhoon). ТК-13.
Силуэт советской ракетной стратегической подводной лодки проекта 941 «Акула» (класс Typhoon). ТК-13.

Представьте: одна ракета могла уничтожить целый город. А «Акула» несла 20 таких "подарочков".

Ракеты размещались в вертикальных шахтах, расположенных перед рубкой. Запуск возможен был как с поверхности, так и с глубины до 55 метров. После пуска крышка шахты герметично закрывалась, и следующая ракета была готова к запуску через несколько минут.

Лучшие качества субмарины

Благодаря разделению на прочные модули и наличию двух спасательных камер, «Акула» могла пережить даже серьёзные повреждения. Например, если бы произошёл взрыв в торпедном отсеке, субмарина не затронула бы, благодаря тому, что в сохранности остались другие отсеки. В результате экипаж имел большой шанс выжить.

Советская подводная лодка с баллистическими ракетами типа «Тайфун» с изображением поля для американского футбола, чтобы передать ощущение огромных размеров судна
Советская подводная лодка с баллистическими ракетами типа «Тайфун» с изображением поля для американского футбола, чтобы передать ощущение огромных размеров судна

«Акула» могла проламывать лёд толщиной до 2,5 метров. Это позволяло ей нести боевое дежурство в Арктике — регионе, недоступном для большинства других подлодок. Всплытие происходило медленно, с использованием продувки цистерн главного балласта.

На борту находился и комплекс радиоэлектронного вооружения, включая:

  • Гидроакустический комплекс «Скат-КС»
  • Гидроакустическую станцию МГ-519
  • Навигационный комплекс «Симфония»
  • Систему спутниковой связи «Цунами»

Это позволяло «Акуле» оставаться на связи даже подо льдами и точно определять своё местоположение.

Эксплуатация и судьба

Всего было построено 6 кораблей проекта 941. Все они входили в состав 18-й дивизии подводных лодок Северного флота и базировались в Западной Лице.

ТК-202 в 1998 году, перед утилизацией
ТК-202 в 1998 году, перед утилизацией
  • ТК-208 «Дмитрий Донской» — головной корабль, участвовал в испытаниях ракеты «Булава», сейчас готовится к переходу в разряд музейных экспонатов в Санкт-Петербурге.
  • ТК-17 «Архангельск» и ТК-20 «Северсталь» — находились на хранении, но теперь тоже на стадии списания.
  • Остальные три — ТК-202 , ТК-12 , ТК-13 — полностью утилизированы.

Почему «Акулы» исчезли? Ответ прост: слишком дорого. Содержание одной такой лодки обходилось в 300 млн рублей в год. При этом ракеты Р-39 прекратили выпускаться, а новые комплексы требовали модернизации, которая стоила не меньше, чем строительство новых подлодок проекта 955 «Борей».

Подводная лодка класса «Тайфун» ТК-202, покрытая льдом
Подводная лодка класса «Тайфун» ТК-202, покрытая льдом

Кроме того, «Акулы» не соответствовали ограничениям по договорам СНВ. Поэтому Россия пошла по пути утилизации, частично финансировавшейся США и Канадой.

С уважением, Иван Вологдин

Подписывайтесь на канал «Культурный код», ставьте лайки и пишите комментарии – этим вы очень помогаете в продвижении проекта, над которым мы работаем каждый день.

Прошу обратить внимание и на другие наши проекты - «Танатология» и «Серьёзная история». На этих каналах будут концентрироваться статьи о других исторических событиях.