Найти в Дзене

"Проект воспитания девочек-волшебниц" и "Девочка-волшебница Мадока"

Много различных тайтлов пытались повторить успех "Мадоки", переосмыслить те принципы построения магических вселенных, предложенные Гэном Уробути, пародировать клише как махо-сёдзе, так и темного махо-сёдзе, усугублять проблемы, поднятые в "Мадоке Магике". У некоторых аниме это получилось сделать очень хорошо, хоть "Мадоку" они и не переплюнули (да и, возможно ли, вообще это сделать?). Два из перечисленных мною аниме, заявленных для парада Аниме Лариши, это сумели сделать достойно. Кроме этого есть 4 сезона аниме "Виксос". Там уже не просто переосмысление клише героинь подобных жанров и добавление социально актуального комментария, а перенос смертельных игр не в магический реал, а в виртуал с помощью специального приложения для игр. Это решение упрощает и одновременно усложняет идеи, исследуемые разными авторами, создателями подобных аниме. Вообщем, серию "Виксос" я вам тоже крайне рекомендую. А теперь вернемся к "Проекту воспитания", это аниме - промежуточный этап между классической "
Оглавление

Много различных тайтлов пытались повторить успех "Мадоки", переосмыслить те принципы построения магических вселенных, предложенные Гэном Уробути, пародировать клише как махо-сёдзе, так и темного махо-сёдзе, усугублять проблемы, поднятые в "Мадоке Магике". У некоторых аниме это получилось сделать очень хорошо, хоть "Мадоку" они и не переплюнули (да и, возможно ли, вообще это сделать?). Два из перечисленных мною аниме, заявленных для парада Аниме Лариши, это сумели сделать достойно. Кроме этого есть 4 сезона аниме "Виксос". Там уже не просто переосмысление клише героинь подобных жанров и добавление социально актуального комментария, а перенос смертельных игр не в магический реал, а в виртуал с помощью специального приложения для игр. Это решение упрощает и одновременно усложняет идеи, исследуемые разными авторами, создателями подобных аниме. Вообщем, серию "Виксос" я вам тоже крайне рекомендую.

А теперь вернемся к "Проекту воспитания", это аниме - промежуточный этап между классической "Мадокой" - где девочки превращались и сразу шли бить неприятеля где-то рядом с обычными людьми, хоть и в параллельной реальности, - и "Виксос", где все сражения происходят в пространстве, в которое просто так не попасть, для этого нужно вступить сначала в онлайн-игру. В "Виксосе" неудачи и проигрыши в игре также имели серьёзные неприятные последствия в реальности, но именно в "Проекте воспитания" ставки по-настоящему высоки.

"Проект воспитания девочек-волшебниц" вышел в 2016 году, после сериала о Мадоке и прогремевшей трилогии полнометражных фильмов, дополняющих и развивающих события сериала (2011-2013). Можно сказать, "Проект воспитания" вышел по горячим, хоть и успевшим остыть следам "Мадоки". И сейчас я предлагаю вам разобраться, как образы персонажей, правила игры, темы и идеи из гениального творения по сценарию Гэна Уробути отзеркалены в "Проекте воспитания".

-2

1. Правила игры

В "Мадоке" вся жизнь волшебниц после заключения контракта остается в самоцвете души, а сами их тела становятся по сути биороботами. Рано или поздно, каждая волшебница обречена стать ведьмой, которую будут истреблять другие волшебницы, которые потом станут ведьмами, и так по кругу. Теоретически исключения возможны, и мы даже видели один пример - Кёко, которая прожила уже не одно столетие. Но и у такой судьбы есть своя цена. В теории опять же совсем необязательно превращаться в ведьму, но вы представьте, что заключили контракт на бесконечное время, прежнем человеком вы уже не станете, желания у большинства людей довольно простые с поправкой на подростковой возраст - исполнит его тебе Кьюбей, а дальше что? Или всю жизнь преодолевать риск сойти с ума от постоянных битв и предсказуемости вечности, чем-то себя занимая, или желание отложить на потом, придумав что-то, что хоть немного компенсирует жизнь волшебницы, или пожелать то, что скрасит дальнейшее существование. Ах, да еще и ведьма может неожиданно сожрать, какой бы натренированной ты ни была.

Тот самый культовый момент в конце 3-ей серии "Мадоки", который многих шокировал. После него аниме резко мрачнеет и героини узнают настоящую правду о силе и судьбе девочек-волшебниц.
Тот самый культовый момент в конце 3-ей серии "Мадоки", который многих шокировал. После него аниме резко мрачнеет и героини узнают настоящую правду о силе и судьбе девочек-волшебниц.

Кажется, что это если не Ад, то уж точно кромешный мрак, да? Что поможет: тренировка силы воли, любовь к жизни вообще, увлечения, не дающие слететь с катушек и сила в бою. Если подумать, это не так уж и мало. А какая судьба ждёт девочек-волшебниц в проекте их воспитания?

Погибнешь ты намного быстрее и по самым прозаичным, но от того не менее ультимативным причинам.

- Если наберешь мало баллов за выполнение заданий (не все сильные, не все сразу и хорошо адаптируются).

- Твои баллы отберут другие, ничего тебе не оставив. Не обязательно даже силой, достаточно немного хитрости, манипуляции и готовности идти по головам. Это отлично показано в случае Правительницы и ее шавок, но, если взглянуть здраво, она сама могла когда угодно подловить Белоснежку в момент, когда рядом никого не было, заговорить зубы, и просто прислонить ее магофон к своему - всё! А уж в случае нападения на куда более слабого противника все еще проще - буквально, кто сильнее, тот и прав.

В "Проекте воспитания" личность каждой волшебницы интересна и запоминается. В том числе занимательно следить за отношениями и динамикой связи внутри отдельных пар и групп. В первую очередь внимание к себе притягивает "осиное гнездо", где каждых девушек по-своему раскрывали и не забывали это делать даже после смерти.
В "Проекте воспитания" личность каждой волшебницы интересна и запоминается. В том числе занимательно следить за отношениями и динамикой связи внутри отдельных пар и групп. В первую очередь внимание к себе притягивает "осиное гнездо", где каждых девушек по-своему раскрывали и не забывали это делать даже после смерти.

- Из игры выйти тоже нельзя: выйдешь с полным отказом возвращаться и тихо ночью помрёшь от остановки сердца.

- Тебя убьют волшебницы, желающие выжить любой ценой; психопатки, которым даже не нужны особые причины убивать кроме как собственные темные желания.

- О том, как тебя зовут, где ты живешь, каковы твои уязвимости узнают другие волшебницы с подходящего для этого силами, а потом аккуратно кокнут в обычных житейских обстоятельствах, и никто вокруг даже толком не поймет, кто напал и что случилось.

Одну из самых сильнейших (потенциально) волшебниц убили в реальной жизни, и, несмотря на то, что вокруг было множество людей, пусть посторонних и заняты своими делами, попросить о помощи она не смогла, а бежать оказалось некуда, еще и погода страшно подфартила главной антигероине.
Одну из самых сильнейших (потенциально) волшебниц убили в реальной жизни, и, несмотря на то, что вокруг было множество людей, пусть посторонних и заняты своими делами, попросить о помощи она не смогла, а бежать оказалось некуда, еще и погода страшно подфартила главной антигероине.

В той статье к параду и в мини-цикле об аниме "Герой Юки Юна" я говорила, что после применения волшебных сил девочки тоже рано или поздно теряют здоровье в разной форме и степени, но до последнего вздоха остаются в сознании. Это ощущается намного тяжелее, чем стать ведьмой из "Мадоки", потому что последние или имеют уже извращенное сознание, или утратили его вовсе. А в "Проекте воспитания" на лицо страх от ожидания смерти, которое случиться очень быстро, скорее всего с особой жёсткостью, а иногда и непредсказуемо, но ты гарантировано умрешь, не будешь долго мучиться. Что из этого хуже?

-6

2. Къюбэй из машины

Когда я посмотрела аниме в первый раз я хотела назвать этот пункт критики "Къюбэй на минималках", а когда готовилась к пересмотру, обозначила как "Бог из машины" (или демон - как вам больше нравится). Пришла в итоге к золотой середине.

Все благодарные зрители и талантливые обзорщики считают Къюбэя мефистофелем, почти что дьяволом, явно бесчеловечным существом. Это в принципе справедливо. Но, во-первых, как я уже несколько раз повторяла, для того, как не стать ведьмой и выжить много лет спустя, рецепт существует. Да, он возможен в идеале, в порядке исключения, но уже то, что в принципе он возможно, делает "Мадоку" не безнадёжно мрачным произведением. Во-вторых, хоть Къюбэй и не сообщает никому заранее о важном условие сделки - то, что ее невозможно прекратить и зажить прежней жизнью - он не занимается самоуправством, не делает жизнь волшебниц еще хуже, не давит на больные места.

-7

А что же Фав? Да, после множества аниме в жанре махо-сёдзе его образ не оригинален, а после великого инкубатора и вовсе кажется вторичным, а дизайн до неприличия символичным и спойлерным, но становится ли он от этого менее грозным фамильяром? Отнюдь. Еще несколько лет назад Къюбэй расписывал прелести жизни волшебниц, описывал правила их работы, потом ударом под дых раскрывал главный секрет, но в остальном по старинке оставлял вариться в собственном соку, летая из места в места и соединяясь с братьями по разуму где-то в недрах высокоразвитой цивилизации, на волшебниц всем представителям расы инкубаторов было плевать. Никаких тебе магофонов с постоянным напоминаним о боли и смерти и играми на нервах, отчетов в министерство магии. Фав же вводит дополнительные условия, каждое из которых хуже предыдущего, убирает ненужную информацию из отчетов (хотя не совсем понятно зачем, если другие батл рояли проходят примерно также, как показанные в аниме).

В общем, Кьюбэй - величественный фаустианский персонаж, кому не нужны особые условности для подтверждения злодейского статуса, в то время Ваф - ручной виртуальный-мефистофель из смартфона. Вот только действия последнего намного быстрее ломают психику волшебницам и демонстрируют извечную банальность зла с поправкой на передовые технологии.

-8

3. Белоснежка - реверс-версия Мадоки, интересный вгляд на героиню подобного типа.

Мне уже почти пять лет кажется, что в самом названии аниме "Проект воспитания девочек-волшебниц" заложена мрачная ирония, беспощадное препарирование составляющих жанра, и стёб не только махо-сёдзе, но и тёмное махо-сёдзе, такая критика критики. Ни в "Мадоке", ни в "Юки Юне" этого не ощущаешь, там страдания, трагедия, драма, но вместе с тим героические пафос, надежда и серьёзный тон повествования. А в "Проекте воспитания" на уровне основного сюжета, отдельных персонажей (об этом в следующей статье), и главной героине заметна чёрная ирония.

Белоснежка несколько раз, с первых же минут до самой последней серии повторяет, что прежде всего она хотела просто помогать людям. Не собирать баллы, не становится героем или примером для подражания и восхищения, а просто совершать хорошие дела. И образ ее альтр-эго, говорящий само за себя - Белоснежка, то есть такая белоснежная, чистая, не нарушившая ничего, девочка.

Мадока всю дорогу держится в тени лучших подруг и опытных волшебниц, сомневается в себе и слушает других, но в конце концов решается сделать вывод, и тот, может, не полностью идеален, что, кажется, вполне соответствует поговорке: "Тихо запрягает, но быстро едет". Белоснежка же, сломя голову, несется навстречу приключениям, но, поняв, в какой страшный замес попала, не просто тормозит, а буквально следует одной из психологических мета-тактик "Замри", и всё решается как бы помимо её воли, но удивительным образом в её пользу.
Мадока всю дорогу держится в тени лучших подруг и опытных волшебниц, сомневается в себе и слушает других, но в конце концов решается сделать вывод, и тот, может, не полностью идеален, что, кажется, вполне соответствует поговорке: "Тихо запрягает, но быстро едет". Белоснежка же, сломя голову, несется навстречу приключениям, но, поняв, в какой страшный замес попала, не просто тормозит, а буквально следует одной из психологических мета-тактик "Замри", и всё решается как бы помимо её воли, но удивительным образом в её пользу.

Если Мадока до последнего акта медлит с принятием решения стать волшебницей, а потом становится и довольно быстро... новым богом, Юки Юна просто делает хорошие дела и уже немного больше хочет вдохновлять других, то Белоснежка - она... очень быстро соглашается на предложение Фава, но почти до самого конца ничего не далает, кроме как даже в самые тяжёлые минуты продолжает совершать добрые дела. Не бунтует, не идет сама заключать союзы, даже в уме не строит стратегии против других, никого ни отчего спасает, хоть и пытается ближе к концу, переживает несколько покушений и чудом спасается, принимая предложенную помощь от других, добираясь до конца в статусе невольного победителя. Она только обещает срывать подобные смертельные игры в будущем, но, преодолев все трудности, даже не умеет как следует постоять за себя. Вот это и правда идеальная девочка-волшебница, которую и хотел создать Фав, свет её чистоты и незамутнённости парадоксален.

-10

Белоснежка чем-то напоминает Вайрес, одну из героинь победителями прошлых голодных игр, с которыми я подробно сравнивала "Проект воспитания". Она просто отсиделась в недоступном месте, дождавшись пока остальные противники не убьют друг друга. И в "Проекте воспитания" по сути мы видим то же самое, Белоснежке катастрофически (тут это слово уместно как нельзя лучше) повезло: сначала у нее был сильный напарник, взявший огонь на себя, потом она не участвовала в значимых событиях и поединках, потом ее сама нашла другая девочка-волшебница, вызвавшаяся её защищать, по ходу поведения половина волшебниц ею искренне восхищались, другие не видели в ней серьёзную угрозы и потому не охотились, последние из оставшихся в живых были увлечены тем, чтобы убрать друг друга, и оставили Белоснежку на десерт, посчитав самой слабой.

Есть люди, которые почти ничего не могут сами по себе, не могут защитить ни себя, ни других. Однако они притягивают к себе сильных ярких личностей, которые готовы их защищать и восхищаться их воздушностью, тогда как чуть ли не единственная неоспоримая сила таких, как Белоснежка, в том, чтобы оказывать духовную поддержку тем, кому тяжело, находить тех, кто находится в опасности и помогать им.
Есть люди, которые почти ничего не могут сами по себе, не могут защитить ни себя, ни других. Однако они притягивают к себе сильных ярких личностей, которые готовы их защищать и восхищаться их воздушностью, тогда как чуть ли не единственная неоспоримая сила таких, как Белоснежка, в том, чтобы оказывать духовную поддержку тем, кому тяжело, находить тех, кто находится в опасности и помогать им.

И ведь она действительно самая слабая, по крайней мере, исходя из условий той игры, в которой она вынуждена была принимать участие. Способность слышать голоса страдающих очень важна и может принести пользу в обычной жизни, она нужна во многих социальных профессиях (пожарные, врачи и т.д.). Но в игре это слабейшая сила, если только не извлекать из нее пользу с помощью ума и хитрости. Но Белоснежка начинает хоть как-то ей пользоваться лишь в конце, да и то достаточно пассивно. Это буквально тот персонаж, который кричит другим хорошим персонажам: "Ты - молодец! Ты - самый сильный, твои труды не напрасны, я тебе помогу, чем смогу, я в тебя верю", но сама силой не пользуется. И вообще Белоснежка это идеальный помогатель во всех смыслах, но не игрок ни разу. А черная ирония в том, что именно такая волшебница и стала победителем игр. Причем, что Фав над этим иронизирует в самом конце, что Дева в одном из диалогов прямо говорит, что я хочу тебя оградить от всей этой дряни, понимаю, как тебе тяжело, готов взять всё на себя, чтобы ты не страдала.

-12

И вот все эти психопатки, маньячки, увлеченные своим образом и идеалами девушки, цельные и сильные героини погибли, а Белоснежка выжила, пройдя от начала до конца, даже никого не ударив. А впрочем, обстоятельства сложились таким образом, что ей и не пришлось. По ходу развития сюжета, вокруг Белоснежки меняются аж 3 спутника, выполняющие роль рыцаря и её защитника. Последняя такая волшебница и по совместительству вторая сумевшая выжить, Риппл, кстати, по характеру, внешне и по своим способностям отдалённо напоминает Хомуру, и играет в самом конце примерно такую же роль, как Хомура в жизни Мадоки.

Некоторые герои сами предлагали Белоснежке помощь, сами дрались друг с другом насмерть, она не сказать, чтобы прямо уж отсиживалась в сторонке, а стремилась помогать людям, которые стали жертвами поединков волшебниц, или просто испытывали самые обычные житейские трудности. Кстати, именно в этом аниме грань между волшебницами и остальными людьми максимально тонка. Обычные люди их видят, могут фотографировать и вести блоги с их участием, хоть и с нечёткими изображениями. Сами же волшебницы своими действиями могут вызвать бедствия и смертельную опасность для других.

В этом аниме не только все волшебницы имеют хорошо прописанную историю и мотивацию, но некоторых из них можно объединить с другими по принципу двойничества и зеркальных характеристеров, но эту мысль я раскрою уже в следующем материале.
В этом аниме не только все волшебницы имеют хорошо прописанную историю и мотивацию, но некоторых из них можно объединить с другими по принципу двойничества и зеркальных характеристеров, но эту мысль я раскрою уже в следующем материале.

Аниме показывает в целом очень приземленный вариант истории с участием девочек-волшебниц, одни из которых слабы, другие - наивны, третьи - ищут реализации и самоутверждения в этой игре из-за неудач в реальной жизни, четвертые - в жизни, и в игре всегда действуют вместе, пятые - психопаты, которые и в жизни особо не считаются с другими, шестые - полностью хотят изменить свою жизнь, и это может быть не связано с тяжелой жизнью, просто для них это возможность побыть кем-то другим, седьмые - примерно такие же, как в реальности. И вот Белоснежка, хоть она чиста и наивна, в общем-то обычный человек, который не хочет убивать и пользоваться силой для злых дел, она переживает смерть близких людей, но продолжает как-то жить, боясь и ожидая смерти от других, при этом продолжая помогать тем, кому может, не находит случая и причины, чтобы совершить самопожертвование как Мадока.

В самом конце Белоснежка распыляется и даже готова проявить оправданную жестокость, а толку? Все события, и страшные, и героические прошли мимо неё.
В самом конце Белоснежка распыляется и даже готова проявить оправданную жестокость, а толку? Все события, и страшные, и героические прошли мимо неё.

Разве нет таких людей вокруг нас? Разве про них не стоит делать аниме? В последние годы число войн между государством увеличилось, и где-то точно существуют люди, подобные Белоснежке, которые совершают малые хорошие поступки, часть из которых вполне даже героическая, просто этот героизм незаметен в пылу больших битв, а в сами эти битвы они предпочитают не лезть. Помимо конкретных действий и честного характера еще и то, что жизнь так и не заставила их пачкать руки, даёт им шанс оставаться правильными, не прошедшими на сделку с совестью, и... идеальными. Ведь что такое быть идеальным? Это следование человеком своему идеалу, отсутствие грязи как внутри него самого, так и необходимости с ним соприкасаться, сознательное и случайное избегание ситуации, когда придётся сделать тяжёлый выбор, и бескорыстное совершение множество маленьких добрых дел. Кто-то называет таких тихушниками, кто-то блаженными, кто-то святыми. По сути Белоснежка наглядно и весьма реалистична показывает, как это происходит.