Найти в Дзене
Анастасия Миронова

Современная русская классика: "Зона затопления" о строительстве ГЭС. Как у Распутина, но неизвестно, в чей карман льется горе

У нас же раздел о классической литературе, да? Ну так вот вам классика от современника. "Зона затопление". Роман в рассказах от Романа Сенчина. Я не встречала устоявшегося названия для такого романного жанра, потому называю его ощупыванием слона. Когда большой слон попадает в толпу слепцов и каждый описывает его кусочек

myslo.ru
myslo.ru

В этой книге идет описание затопления деревень под Богучанскую ГЭС. Книгу называют часто паралелью "Прощанию с Матерой", но я бы назвала это личным писательским вызовом. Смогу ли не хуже?

Пожалуй, у Сенчина получилось не только не хуже, а в некоторых местах даже лучше. Прежде всего потому, что он свою историю писал в условиях почти полного отсутствия цензуры, тогда как над Валентином Распутиным все же цензура была. Но у Распутина против цензуры был задор энтузиазма нового человека.

По большому счету, все то же: люди ждут затопления своих домов и не хотят выселяться, тем более, что за дома с огородами, банями, скотом и "стайками" им дают квартирки в мелких городках и поселках площадью 18 кв. м на брата, а тем, у кого был свой "бизнес" (лесопилка, магазин), не хотят давать ничего вообще.

Главное отличие книги Сенчина от распутинской в том, что герои "Прощания с Матерой" знают, что страдают ради прогресса и общего блага, их переселяют с Ангары для того, чтобы у всей советской страны было больше энергии, больше сил для рывка к прогрессу.

Темным деревенским старухам жаль уезжать, но они стыдятся встать на пути великой страны, ведь ГЭС строят для всех, выступить против - это все равно, что предать общее дело

Жителей сенчиновских деревень Пылево, Большаково, Кутай (впрочем, насчет этого не уверена, что его в книге тоже топят) тоже пытаются взять на понт. Обвинить в саботаже общенационального движения, в препятствовании развитию экономики, но выглядит это грязно и гнусно, потому что Богучанская ГЭС оказалась, по книге, на 90% в собственности кипрского (вроде бы) офшора, которым владеет бизнесмен, в чьей выдуманной фамилии угадывается Дерипаска. Нет никакого общего рывка и общего усилия - брошенную с советских времен станцию решили достроить, отдав в руки частным лицам. В книге читаем, что до начала строительства Путин велел перерегистрировать компанию в России, в реальности же компания РУСАЛ, которая владеет Богучанской ГЭС паритетно с Русгидро, зарегистрировалась в России лишь в 2020 году, а его дочки переносили резидентство вплоть до 2025 года. Причем, зарегистрированы они в САР на острове Октябрьский в Калининградской области. Это зона специального права. Читаем, что предлагается компаниям, который там регистрируются:

  • льгота по налогу на прибыль (10% вместо 20%);
  • возможность скрыть конечных владельцев;
  • запрет на проведение выездных налоговых проверок за период «до переезда»;
  • отсутствие валютного контроля.

Нормально? Богучанская ГЭС строилась преимущественно в советское время, достраивалась в 2010-е. До 2020-го дода ее контролировала компания, зарегистрированная на острове Джерси, а сейчас она болтается где-то на острове, где ей необязательно платить полный налог на прибыль, можно работать без налоговых проверок и разрешают скрыть конечных владельцев.

Очень полезно узнать, как зарабатывались активы Дерипаски. Книга, конечно, художественная, истории там наверняка все вымышленные, но на то Роман Сенчин сегодня и классик нового реализма, что все эти истории крайне достоверны

В книге несколько частей, каждая из которых повествует об истории конкретной семьи и человека, перевозимого из зоны затопления. Семья супругов, которые развелись 10 лет назад, но так и не оформили разную прописку, поэтому им на троих, с взрослым сыном, дадут две однокомнатных в лучшем случае. Другая семья, сорок лет супруги прожили вместе, а квартиры получили в разных городах. Бывший глава сельсовета, который выбивает своей семье хорошие квартиры под расселение, но умирает от приступа, когда приезжает в опустевшую деревню перевозить кладбище. Владелец лесопилки, не желавший за просто так оставить ее, требовавший компенсацию и участок в городе минимум 50 соток и в итоге вывезенный бывшими зеками в лес. Зеки, или спецпереселенцы, наняты проводить в деревнях "санитарную очистку", то есть жечь избы и запугивать упрямых. Есть еще Люба, у который в деревне магазин, она тоже не желает его оставлять, в итоге получае за него какую-то компенсацию.

Люди уезжают в города и поселки, всех селят в квартиры, никому не дают землю. Уехав, не знают, чем себя занять, как жить. Переживают за могилы предков: до переезда обещали все могилы перенести, а потом оказалось, что переносят не все, а только свежие и те, за которые будут бороться. Остальные затопят.

И скотомогильники затапливают, где-то никак их не изолируя, а где-то - заливая честно бетонной подушкой, но ошибаяся с расчетом на километр

В газете "Голос рабочего" в городе на Ангаре работает журналистка Ольга, которую муж уговаривает оставить работу с командировками, перейти в глянцевый журнал, но она не может бросить затопляемых: пишет о них, как их бессовестно перевозят, как администрация, уже зная о затоплении, на десять миллионов заказала генпланы затапливаемых деревень. Наконец она узнает, что в инфекционную больницу привезли из зоны затопления человека с подозрением на сибирскую язву - журналистка опасается, что инфекция пришла из скотомогильников, но быстро понимает, что люди вокруг давно сдулись, они не сопротивляются, а только вздыхают. Сибирская язва? Да кому это нужно? Только журналисткина дочка пострадает, ей в школу идти, а мама уехала в очередную командировку.

Прочитайте. Книга очень хорошая и написана не из головы - Роман Сенчин тоже жил в сибирской деревне. Описана Сибирь точно, с мелкими деталями. После "Елтышевых" городские столичные как бы критики и прочие модные профессинальные читатели выговаривали Сенчину за то, что деревня у него больно некрасивая. Так, говорили они, сидя в московских кабинетиках, не бывает.

Про "Зону затопления" так не говорили, потому что деревня иначе изображена. Лучшей ее стороной, эмоциональной, традиционной, честной. Но все равно, книга, на мой взгляд, была встречена холодно. Куда холоднее, чем она заслужила: и по качеству, и по читательскому интересу. Такое бывает. Хотя роман получил тогда третью премию "Большой книги". Первую дали роману... "Зулейха открывает глаза"! А вторую - роману Валерия Золотухи "Свечка"(кто-то про него слышал с тех пор?).

"Зулейха" оказалась абсолютным бестселлером и быстро забылась, про Золотуху никто ничего не знает, а вот "Зона затопления" стала русской классикой. Прочитайте. Она есть и в аудиоверсии.

Вероятно, лучший среди современных русских реалистов. Роман Сенчин и его придавленный жизнью герой
Анастасия Миронова13 июля

Все тексты платного раздела на одной странице

Платный раздел о литературе | Анастасия Миронова | Дзен