Найти в Дзене
PRO АВТОМОБИЛИ

ВОТ ПОЧЕМУ ПЕРЕСТАЛИ ДЕЛАТЬ ЧУГУННЫЕ ДВИГАТЕЛИ

Двигатели с чугунными блоками цилиндров давно славятся своей надёжностью и долговечностью. Этот прочный материал хорошо переносит большие пробеги и тяжёлые условия эксплуатации, а также не требует частого обслуживания. Тем не менее, большинство автоконцернов перешли на алюминиевые блоки, которые, особенно в российских реалиях, не получили столь же хорошую репутацию. Разберёмся, почему произошёл этот переход. Отказ от чугунных блоков стал заметной тенденцией в 2010-х. Сегодня часть производителей уже вовсе переходит на гибриды и электромобили, а некоторые, наоборот, возвращаются к бензиновым и дизельным агрегатам. Так, например, Audi сначала делала акцент на электромобили, но сейчас снова активно предлагает автомобили с обычными ДВС. Это говорит о том, что отказываться от двигателей внутреннего сгорания полностью в ближайшие годы никто не собирается. В то же время рассчитывать на появление новых «миллионников» — двигателей, способных пройти свыше миллиона километров — не стоит. Совреме

Двигатели с чугунными блоками цилиндров давно славятся своей надёжностью и долговечностью. Этот прочный материал хорошо переносит большие пробеги и тяжёлые условия эксплуатации, а также не требует частого обслуживания. Тем не менее, большинство автоконцернов перешли на алюминиевые блоки, которые, особенно в российских реалиях, не получили столь же хорошую репутацию. Разберёмся, почему произошёл этот переход.

Отказ от чугунных блоков стал заметной тенденцией в 2010-х. Сегодня часть производителей уже вовсе переходит на гибриды и электромобили, а некоторые, наоборот, возвращаются к бензиновым и дизельным агрегатам. Так, например, Audi сначала делала акцент на электромобили, но сейчас снова активно предлагает автомобили с обычными ДВС. Это говорит о том, что отказываться от двигателей внутреннего сгорания полностью в ближайшие годы никто не собирается.

В то же время рассчитывать на появление новых «миллионников» — двигателей, способных пройти свыше миллиона километров — не стоит. Современные моторы чаще всего делают из более лёгких материалов, что снижает их ресурс. Чугунные блоки остались лишь у ограниченного круга производителей и в основном ориентированы на определённые рынки. Например, «АвтоВАЗ» по-прежнему использует чугун, так как алюминиевые блоки в России мало востребованы. Некоторые китайские марки также продолжают выпускать моторы с чугунными блоками.

Тем не менее, большая часть современных автомобилей оснащается алюминиевыми блоками. Часто их дополняют чугунными гильзами, чтобы увеличить срок службы. Но даже с такими решениями ожидать пробегов свыше 250 тысяч километров без серьёзного ремонта не приходится. На смену технологии повлияли несколько причин.

Во-первых, экологические нормы стали строже. Алюминиевые моторы легче, что снижает вес машины и, соответственно, расход топлива и выбросы CO₂. Кроме того, такие двигатели работают с меньшими зазорами и могут обеспечивать более высокую степень сжатия. Правда, на практике выгода не всегда велика и не оправдывает потерю надёжности, но автопроизводителям важно соответствовать современным стандартам.

Во-вторых, производство алюминиевых блоков обходится дешевле. Алюминий проще в обработке и требует меньше энергии на изготовление. Кроме того, снижение веса двигателя позволяет использовать более дешёвые комплектующие — например, упрощённую подвеску или тормозную систему, что дополнительно уменьшает себестоимость автомобиля.

Также важную роль играет рынок запчастей. Если детали подвески и кузова можно заменить аналогами, то с моторами и коробками передач всё сложнее — оригинальные узлы здесь почти незаменимы. Это значит, что производителям выгоднее выпускать двигатели с ограниченным сроком службы, чтобы зарабатывать на обслуживании и продаже новых агрегатов.

Алюминиевые моторы оправдывают себя в регионах с дорогим топливом и благоприятными дорожными условиями — там они могут служить долго и экономить владельцу деньги. В условиях же российских дорог и климата алюминиевые двигатели, особенно без чугунных вставок, быстро теряют свои преимущества. Поэтому на рынке всё ещё можно найти автомобили с надёжными чугунными блоками — это даёт производителям возможность выделиться среди конкурентов.