Вывернутые нормали в Blender – это распространенная проблема, которая проявляется в виде странного затенения, черных пятен на поверхности модели или неправильного отображения текстур. Нормали – это векторы, указывающие направление “наружу” от поверхности полигона. Когда нормаль вывернута, Blender считает, что поверхность направлена внутрь, что приводит к неправильному освещению и отображению.
Вот несколько способов исправить вывернутые нормали в Blender:
1. Отображение нормалей:
Прежде чем исправлять нормали, необходимо их увидеть. Blender предоставляет несколько способов отображения нормалей:
Viewport Overlays Menu:
Перейдите в режим “Object Mode” или “Edit Mode”. В правом верхнем углу в Viewport Overlays Menu (два пересекающихся круга) включите “Normals”. Вы можете выбрать отображение нормалей как вершинные (Vertex) или полигональные (Face) нормали, а также настроить их длину.
Edit Mode Options:
Перейдите в “Edit Mode”. Включите “Face Orientation” в Viewport Overlays Menu. Это отобразит поверхности с правильными нормалями синим цветом, а поверхности с вывернутыми нормалями – красным.
2. Инвертирование нормалей (Flip Normals):
Если вы точно знаете, какие поверхности имеют вывернутые нормали, вы можете инвертировать их вручную.
Перейдите в “Edit Mode”. Выберите полигоны, нормали которых необходимо инвертировать. Нажмите Alt + N (или перейдите в Menu -> Mesh -> Normals) и выберите “Flip”.
3. Пересчет нормалей (Recalculate Normals):
Blender предоставляет функцию автоматического пересчета нормалей, которая пытается определить правильное направление нормалей на основе геометрии модели.
Recalculate Outside: (Наиболее часто используемый метод)
Перейдите в “Edit Mode”. Выберите все полигоны (A). Нажмите Alt + N (или перейдите в Menu -> Mesh -> Normals) и выберите “Recalculate Outside”. Этот метод пытается автоматически определить “внешнюю” сторону модели и выровнять нормали в этом направлении.
Recalculate Inside: Используйте, если вам нужно, чтобы нормали смотрели внутрь (например, для создания внутренней поверхности объекта).
Перейдите в “Edit Mode”. Выберите все полигоны (A). Нажмите Alt + N (или перейдите в Menu -> Mesh -> Normals) и выберите “Recalculate Inside”.
4. Make Normals Consistent:
Иногда нормали могут быть ориентированы правильно, но не согласованы между собой, что также может вызывать проблемы с затенением.
Перейдите в “Edit Mode”. Выберите все полигоны (A). Нажмите Alt + N (или перейдите в Menu -> Mesh -> Normals) и выберите “Make Normals Consistent”.
5. Merge by Distance (Remove Duplicate Vertices):
Иногда вывернутые нормали могут быть связаны с дублирующимися вершинами.
Перейдите в “Edit Mode”. Выберите все (A). Нажмите Alt + M (или перейдите в Menu -> Mesh -> Merge) и выберите “By Distance”. Укажите небольшое значение для расстояния (например, 0.001) и нажмите “OK”.
6. Normal Edit Modifier:
Если у вас сложная геометрия или вы хотите контролировать процесс исправления нормалей более точно, используйте Normal Edit Modifier.
Перейдите в “Object Mode”. Добавьте Normal Edit Modifier к вашему объекту. Используйте различные параметры модификатора (например, “Mode”, “Direction”, “Vertex Group”) для настройки нормалей.
7. Mesh Cleanup Tools:
Blender имеет несколько инструментов для очистки сетки, которые могут помочь исправить проблемы с нормалями.
Limited Dissolve: (Menu -> Mesh -> Clean Up -> Limited Dissolve) Позволяет упростить геометрию, удаляя ненужные вершины и грани, сохраняя при этом общую форму модели. Decimate Modifier: Позволяет уменьшить количество полигонов в модели, что также может помочь исправить проблемы с нормалями. Будьте осторожны с этим модификатором, так как он может изменить форму вашей модели.
8. Проблемы с двусторонними гранями (Double Sided Faces):
Иногда проблема может быть не в вывернутых нормалях, а в том, что у вас есть двусторонние грани (грани, у которых нет толщины).
Solidify Modifier: Добавление Solidify Modifier к вашему объекту придаст ему толщину и может решить проблему с затенением. Extrude: Экструдируйте грани, чтобы создать толщину.
9. Обратите внимание на модификаторы:
Убедитесь, что у вас нет модификаторов, которые могут влиять на нормали (например, Subdivision Surface Modifier с неправильными настройками).
10. Экспорт И Импорт (Export and Import):
В некоторых случаях экспорт модели в другой формат (например, FBX, OBJ) и последующий импорт обратно в Blender может решить проблемы с нормалями.
Советы и рекомендации:
Всегда работайте с чистой топологией: Старайтесь создавать модели с хорошей топологией, чтобы избежать проблем с нормалями. Избегайте не-многоугольников (полигонов с более чем 4 вершинами), пересекающихся граней и дублирующихся вершин. Используйте модификатор Subdivision Surface с осторожностью: Модификатор Subdivision Surface может усугубить проблемы с нормалями, если у вас плохая топология. Проверяйте нормали на протяжении всего процесса моделирования: Регулярно проверяйте нормали вашей модели, чтобы вовремя выявлять и исправлять проблемы. Изучайте топологию: Понимание принципов хорошей топологии поможет вам создавать модели, у которых не будет проблем с нормалями.
Исправление вывернутых нормалей может потребовать времени и усилий, но с помощью этих методов вы сможете добиться правильного отображения вашей модели в Blender.