Найти в Дзене

Лошадка. Часть 1

Оглавление

Уменьшает ли перевозка рюкзаков на лошадке километраж?

Добрый день, подписчики и гости канала.

Все так красиво пишут — Лошадка. А я? «Лошадь, гужевой транспорт...». Как-то даже грубовато выходит. Исправляюсь.

Сегодня мы поговорим о транспорте в туризме. А именно, что входит, а что не входит в километраж маршрута.

Можно ли было туристам перевозить рюкзаки на лошадке? Не снижало ли это категорийность похода? Включалось ли это расстояние в общий зачет километража? Именно на эти вопросы я сегодня (и в следующий раз) постараюсь ответить на основании нормативных документов и отчетов туристов - лыжников.

Разумеется, проезд на поезде, самолете, автобусе до места отправной точки похода и от конечной точки в километраж не входит, хотя отражается в отчете вместе с расходами на билет.

Лыжный поход 3 категории 1955 года Тихомиров Приполярный Урал.
Лыжный поход 3 категории 1955 года Тихомиров Приполярный Урал.

Самолет и цена вопроса (двадцать тысяч рублей). Они выбрали другой вариант маршрута. Однако, если можно за денюжку целый самолет арендовать, почему бы и лошадку не взять в аренду? Просто многие пишут, что при социализме такое в принципе невозможно. Конечно, в страду никто лошадь или другой транспорт не даст. Но если есть свободная подвода (или машина), почему бы и нет? Тем более, самодеятельным туристам, имеющим на руках все документы. Но об этом ниже.

Стоимость спецрейса АН-2   4525 рублей
Стоимость спецрейса АН-2 4525 рублей

Тот же отчет, километраж переходов по дням и железнодорожные билеты
Тот же отчет, километраж переходов по дням и железнодорожные билеты

Можно получить лошадь для рюкзаков в совхозе
Можно получить лошадь для рюкзаков в совхозе

«Инструкция о работе маршрутных комиссий по туризму». Приложение 3 к Приказу председателя комитета по физической культуре и спорту при Совете Министров СССР от 3 июня 1957 года
«Инструкция о работе маршрутных комиссий по туризму». Приложение 3 к Приказу председателя комитета по физической культуре и спорту при Совете Министров СССР от 3 июня 1957 года

«Инструкция о работе маршрутных комиссий по туризму». Приложение 3 к Приказу председателя комитета по физической культуре и спорту при Совете Министров СССР от 3 июня 1957 года
«Инструкция о работе маршрутных комиссий по туризму». Приложение 3 к Приказу председателя комитета по физической культуре и спорту при Совете Министров СССР от 3 июня 1957 года

П. 10.в) Инструкции: «Если на маршруте протяженность участка с естественными препятствиями оказывается, большей чем предусмотрено таблицей показателей, то расстояние, пройденное сверх норм, засчитывается в общую протяженность как 1 км за 2 (то есть сокращается общая протяженность маршрута) При этом вне зависимости от протяженности участка пути с естественными препятствиями общая протяженность маршрута не может быть снижена более, чем на 15%»

300-300*15/100=300-45=255(км). Кто кричал, что километража не хватает?

«Расстояние, пройденное группой с применением активных способов передвижения». В лыжном походе это расстояние, пройденное на лыжах или в редких случаях пешком. Нет указания на запрет перевозки рюкзаков, есть прямой запрет на проезд на машине или на подводе.

Ильина М. 1958 год Северный Урал лыжный поход 3 категории
Ильина М. 1958 год Северный Урал лыжный поход 3 категории

"После недолгого совещания решаем, что т.к. километраж, необходимый для похода 3 категории трудности, нами пройден и ввиду резкого ухудшения погоды /+3°/ оставшуюся часть маршрута проехать на машине."

[То есть, машина в километраж не входит.]

Луговьер 1959г Северный Урал
Луговьер 1959г Северный Урал

"В Усть-Улуе хотели устроить дневку, но назавтра утром вдруг увидели старика Жданова, того самого, с которым познакомились в Выдерге. Он на подводе, едет в Ваю, что на 9 км ниже, согласился подбросить рюкзаки. Налегка прошли до Ваи за 1 час. ...

Подсчитали пройденый километраж и выяснилось, что, учитывая множество пройденных километров с преодолением естественных препятствий, нам достаточно дойти до Щугора, откуда можно ехать машиной до Красновишерска."

[Уменьшение километража с учетом преодоления естественных препятствий.]

В «Спутнике Туриста» 1940г под редакцией Б.Б.Котельникова есть целая глава про транспортировку рюкзаков вьючным транспортом. То есть можно везти груз на вьючных животных, телеге или на машине, продолжая движение на лыжах (или летом пешком), это не уменьшает километраж похода и не снижает его категорию. А вот передвижение туристов на машине в километраж не входит.

Спутник туриста 1940г
Спутник туриста 1940г
Вес нагруженого рюкзака не должен превышать 16-20 кг для мужчин и 8-12 кг для женщин.

Конечно, нормы не соблюдались и вес 30-40 кг был обычным в походе. Кстати, поэтому и пытались мастерить сани.

Из-за превышения веса рюкзаков их перевозка на вьючном или гужевом транспорте не только не запрещалась, но рекомендовалась. Так же практиковалась покупка продуктов на маршруте. Но, как вы понимаете, в СССР снабжение было не очень хорошим и рассчитывать на полноценное пополнение запасов продовольствия во время похода не приходилось, поэтому еду на весь поход брали с собой изначально.

Спутник туриста 1940 год
Спутник туриста 1940 год

Вьючный транспорт.

В путешествиях для перевозки багажа можно пользоваться вьючным транспортом.
Вьючных животных покупают или берут на прокат в колхозах на отдельные этапы маршрута или на весь' маршрут.' При найме в колхозах вьючных животных обычно сопровождает выделенный колхозом проводник.
Покупка вьючных животных на весь маршрут обходится обычно дешевле найма, так как в конечном пункте маршрута их можно без осйого убытка продать. При покупке животных следует поручить выбор их опытному в этом деле лицу или же посоветоваться с авторитетными людьми из местного населения. Во всяком случае для вьюков нужно брать спокойных, сильных животных, испытавших уже длительные переходы, перевалы й броды. В случае найма животных у местного населения можно вполне положиться на опытность руководства колхоза. .
Для перевозки вьюков обычно применяют лошадей или ишаков. Норма нагрузки для лошади — 80 кг; для ишака — 50 —60 кг. В некоторых районах Центрального и Восточного Кавказа вьючными животными служат мулы, так называемые джори. Они отличаются особой выносливостью и прекрасно преодолевают крутые подъемы и спуски, так что их можно особенно рекомендовать для перевозки вьюков. Джори; как и лошадь, поднимает до 80 кг груза.
-216-
Для вьючных животных обычно применяются специальные деревянные вьючные седла с высокими луками и ремнями для привязывания груза. Для горных переходов седло должно иметь нагрудник и подхвостник, чтобы груз не съезжал при подъеме и спуске. В горах вьючных животных обычно подковывают особыми сплошными горными подковами, целиком защищающими копыто. Вьючный груз можно упаковать в специальные переметные сумы — хурджины, применяемые для этой цели горцами, или же пользоваться большими, мешками, в которые помещают рюкзаки и небольшие мешки. Следует стремиться к тому, чтобы вьюк состоял не больше как из двух-трех мещков, иначе он будет плохо держаться. Вьюк должен быть собран так, чтобы тяжесть груза распределялась симметрично по обе стороны седла и чтобы мешки лежали плотно и не цеплялись за деревья и скалы по сторонам дороги (рис. 71). Вьюки нужно тщательно увязывать веревками и через 10 — 15 мин. после выступления в путь проверить подпруги' седла, чтобы груз не свернулся под живот лоша-
-217-
ди. Проверять подпруги нужно потому, что некоторые вьючные животные при натягивании подпруги надуваются и не дают затянуть ее достаточно туго.
При расчете времени движения группы с вьючными животными следует принимать во внимание то обстоятельство, что на подъеме животные обычно обгоняют людей, а на спуске отстают. Военные руководства
указывают, что мул при уклоне в 20—25° поднимается на 400 м в час, а спускается на 300 м. Исходя из этого, рекомендуется рассчитывать скорость смешанной колонны в 300 м в час (по средней Скорости подъема, человека и спуска животного). При переходе с вьюками следует итти [так в оригинале] не теряя из виду животных, так как на трудных участках приходится за ними следить, а иногда и снимать вьюки и переправлять их через препятствия.
Во время привалов обязательно надо развьючить животных, чтобы они отдохнули. В случае более или менее длительной вынужденной остановки в пути животных нужно водить, иначе они лягут, а это сразу после пути для них вредно. Во время привалов нельзя оставлять разгоряченных животных на ветру. На дневном привале, после того как животные остынут, их можно напоить и пустить на подножный корм. В пути животных можно поить и разгоряченными, но понемногу, и при непременном условии, чтобы после водопоя они сейчас же двигались дальше. На бивуаке на ночь животных нужно стреножить или привязать, чтобы они не ушли или в темноте не упали с обрыва. Во время летних путешествий обычно не требуется брать с собой корм для вьючных животных, — подножного корма, им бывает вполне достаточно. Особенно неприхотливы в этом отношении ишаки и мулы. В путешествии нужно обязательно следить за тем, чтобы вьючные седла были исправны и не натирали животным спины; если же это случится, пораненное "место следует смазывать очищенным дегтем или ксероформенной мазью. Перед навьючиванием спину животного нужно очищать от пыли и комочков грязи и песка.

Но все было не так просто. Чтобы договориться официально о транспорте, необходимо было иметь такое письмо от профкома: «Ко всем советским, партийным и общественным организациям Свердловской области. Дирекция, профком и комитет ВЛКСМ Уральского Политехнического института им. С.М.Кирова убедительно просит Вас оказать всемерное содействие группе туристов в колличестве 20 человек следующих по маршруту: г. Свердловск — п. Старобуткинск -п.Шахтальное- п.Мартьяково- п.Б.Галашки — п. Метелев Лог -г.Нижний Тагил- Свердловск в обеспечении продуктами питания, ночлега, автодорожным транспортом, железнодорожными билетами. Руководитель группы Дорошенко.

Директор УПИ им. С.М.Кирова /профессор-доктор/ Силунов

Председатель профкома института Слободин

Секретарь комитета ВЛКСМ Казанцев Е.И

Письмо с просьбой оказывать помощь туристам.

Было ли такое у Дятловцев? Конечно, было, и тому есть документальное подтверждение — Протокол осмотра места происшествия от 17 февраля 1959го года:

-11
УД Лист 6
обнаружено: п.11 Сопроводительное письмо от профкома института

Именно на основании этого письма были выделены и машина, и лошадь. Так как лошадь все равно шла до 2го Северного, с туристов даже не взяли денег за перевозку рюкзаков (в следующий раз покажу расценки у других групп). Из дневника Юрия Юдина: «Нас здесь тепло, хорошо встречают. идут на всевозможные Дали единственную имевшуюся здесь лошадь, чтобы довезти наши рюкзаки завтра до Северного-2 и бесплатно»

И так, группа планирует из Свердловска доехать до Полуночного, как и в 1957 году, поездом, далее до Вижая машиной, а от Вижая уже на лыжах до Северного 2го пройти 55км. (Лист 202 УД, маршрут похода по дням). Собственно, от Вижая и начинается отсчет километража.

Вопрос: почему вышли в Серове? Ответ: ехали на поезде Свердловск - Серов. У нас по Ленинградскому направлению РЖД тоже электрички ходят то до Твери, то до Клина. Нормально. А вот почему из Серова не в Полуночное, а в Ивдель поехали? На этот вопрос очень замечательно ответил «Очевидное и Невероятное» на канале Сергея Соколова:

«Ж/д ветка Серов-Полуночное была закрыта в 1958 году ввиду необходимой модернизации и реконструкции, работы по ним начались с марта 1959 года, а до этого готовилась проектно-сметная документация. По просьбе трудящихся пассажирский поезд Серов-Полуночное был запущен в 1961 году, но ввиду нерентабельности закрыт в том же году. Все! Так что конечная пассажирская станция - "Ивдель-1", а дальше поворот на Приобье. Дятловцы вышли на Ивдель-1 не потому, что Дятлова посетили видения, а потому что поезд дальше не шел - Конечная! А в Серове на станции Серов-пассажирский (Надеждинск) дятловцев не пустили в здание вокзала потому, что в нем проводились ремонтные работы по плану реконструкции всех ж/д путей сообщения северного направления Свердловской области.»

г. Серов памятник Ленину и Сталину
г. Серов памятник Ленину и Сталину

г. Серов ул. Льва Толстова
г. Серов ул. Льва Толстова

Серов/Надеждинск панорама
Серов/Надеждинск панорама

Общий дневник:

«24 января 7.00 Прибыли в Серов... На вокзал нас проважала вся школа... Песни, ревизия, Дубинина под седеньем, чеснок с хлебом без воды и мы около 24.00 прибыли в Ивдель... Автобус на Вижай выйдет рано утром. Юдин»

Люда:

«24 января Приехали в Серов очень рано...В поезде во все горло орали песни... Приехали ночью в Ивдель остановились на станции..

25 января Разбудили, не дав по-настоящему выспаться...Тут же подошел

автобус, быстро погрузились. Ехали в три этажа....

Доехав до развилки автобус пошел по прямой и должен был вернуться за нами через час.

А мы этим временем пошли пешком. Так приятно было идти по такой дороге и при такой погоде. Немного побесились повалялись в снегу.

Во время нашей прогулки получился один казус - застряла шедшая навстречу машина с лесом. Наши ребята кинулись на помощь. Наконец-то вытащили с грехом пополам. Тут подошел наш автобус и мы опять взгромоздились в него.

В Вижай приехали часа в четыре два. Блиновцы собираются ехать дальше на 41-ый, а мы остаемся наверняка ночевать.»

Зина

«24.2.59.

Ну вот мы и снова в походе. Сейчас в Серове.

25.1.59г ночью, часов в 12 ночи были в Ивделе, ночевали на вокзале расстелив на полу палатку... А потом в поезде Серов-Ивдель доехали до Ивделя переночевали на вокзале, сели утром на автобус, доехали до какой-то гостинницы в Ивделе. Потом сели на автобус и поехали. ... Приехали в Вижай.»

["сели утром на автобус, доехали до какой-то гостинницы в Ивделе" - получается, это городской автобус, рейсовый, с номером. "Потом сели на автобус и поехали. ... Приехали в Вижай" - а про этот автобус в следующий раз напишу, он как летучий галандец - то появляется, то исчезает по воскресеньям. Здесь будем считать его служебным спецрейсом, потом разберем подробнее.]

Автор фото  https://donni-nina.livejournal.com/425290.html  наши дни
Автор фото https://donni-nina.livejournal.com/425290.html наши дни

Вокзал Ивделя сегодня. Автор: https://donni-nina.livejournal.com/424845.html  наши дни
Вокзал Ивделя сегодня. Автор: https://donni-nina.livejournal.com/424845.html наши дни

Ивдель-1 автовокзал 1972 год  автор фото   https://nordural.ru/article/retro_splav_plot/
Ивдель-1 автовокзал 1972 год автор фото https://nordural.ru/article/retro_splav_plot/

«Общий дневник:

25 января 1959 г.

Встали в половине шестого, быстро собрались и с первым же автобусом выехали в город Ивдель.

[Это рейсовый (местный междугородный) автобус из Серова в Ивдель. Видимо, он ходил и по воскресеньям, в отличии от рейсового (служебного) автобуса из Ивделя в Вижай, который (иногда?) не ходил в выходной. Напомню, 1959г — шестидневка, выходной - воскресенье.]

Через час ожидания удалось захватить автобус (типа ГАЗ - 51).

... Автобус сделал небольшой отход в сторону от шоссе, в дер. Шипичное, для чего нам было предложено выйти прогуляться..»

ГЗА-651 (ПАЗ-651) — советский автобус капотной компоновки с деревянным каркасом кузова на шасси ГАЗ-51. Выпускался на Горьковском заводе автобусов (ГАЗ, позднее — ГЗА), Павловском автомобильном заводе (ПАЗ), Рижском авторемонтном заводе №2 (РАРЗ, позднее — РАФ), Курганском автобусном заводе (КАвЗ) с 1949 по 1973 год.
В 1952 году производство автобуса ГЗА-651 было передано на «Павловский автобусный завод», где он выпускался под наименованием ПАЗ-651.

Фото с сайта https://dzen.ru/a/Zioe11TbFFutnD7sПомню такой. Нас в ведомственном садике на подобном вывозили на природу (не в 1959году).
Фото с сайта https://dzen.ru/a/Zioe11TbFFutnD7sПомню такой. Нас в ведомственном садике на подобном вывозили на природу (не в 1959году).

То есть, до Вижая они доехали на непонятном автобусе, которого в природе не должно быть в воскресенье, но он был. И заезжал в закрытый поселок (деревню? - Зина) Шипичное, где была зона, высадив туристов.

Возможно, это тоже было связано со съездом - могли в закрытый поселок привезти те же фильмы, лозунги, лектора и т. п. Или была смена вольнонаемных.

Автобусы, ходившие только по рабочим дням (шестидневка) могли быть служебными (подсказал Сергей Соколов). И, вполне возможно, из Вижая забрали партийно-комсомольское начальство после комсомольского собрания. Ну, в самом деле, не мерзнуть же номенклатурным работникам в кузове грузовика.

А лозунги к съезду заранее готовили:

 Дворец культуры металлургов в Серове.
Дворец культуры металлургов в Серове.

В Серове ребята были 24го января, а плакат к съезду уже висит. 21-й съезд Коммунистической партии Советского Союза проходил в Москве с 27 января по 5 февраля 1959 года. Это был внеочередной съезд, созванный для рассмотрения и утверждения семилетнего плана развития народного хозяйства. (фото тоже некоторые считают фейковым)

Про плакат я к тому, что 25 января может, и поздновато лозунги в Шепичное везти.

Блиновцы грузятся в машину в Вижае
Блиновцы грузятся в машину в Вижае

Блиновцы грузятся в машину в Вижае
Блиновцы грузятся в машину в Вижае

Дневник Блинова:

В 2 часа приехали в Вижай. Это было 25 января в воскресенье. В этот день в Вижае было комсомольское собрание со всех лаг пунктов. Когда мы приехали оно как раз подходило к концу. После собрания комсомольцев развозили по лагпунктам. Одна из машин шла на 105 участок, как раз нам по пути. Мы на прощание с Дятловцами на память сфотографировались, спешным порядком погрузились на машину и уехали на 105 участок. Оттуда завтра мы начинаем свой маршрут. Нам предстояло пройти около 220 километров. В Свердловск должны были вернуться 9-10 февраля. Здесь в Вижае мы видели в последний раз группу Игоря Дятлова (За исключением Юдина)

-22

Машина, отвозившая группу Блинова, шла на юго-запад, а Дятловцам надо было на север. На карте участок 100, ехали на 105.

От 100 до 105 участка прилично так километров
От 100 до 105 участка прилично так километров

105 участок чуть правее, куда Блинова отвезли

Поселок Вижай
Поселок Вижай

А как же Дятловцы?

Зина:

"26.1.59г

Спали на кроватях. Встали поздно, поздно. Мы с Рустиком дежурные. Пошли в столовую. А потом ждали машину и поехали. Нынче дорога не такая красивая, снега меньше. Зону с дороги уже сняли. Ехали долго. У меня, как всегда, опять отыскался какой-то земляк. Приехали на 41-вый поселок. Здесь работают просто рабочие, не заключенные, а вербованные."

Общий дневник

"26 января

...Договорились и едем до 41 участка на машине. Выехали только в 13.10, а в 41-м были около 16.30. Намерзлись здорово, ехали на ГАЗ-63 наверху. Кривонищенко"

Юдин

"26.1.59г.

Приехали на машине без тормозов, сломанные рессоры и пр., (только в тайге можно на любых машинах ездить.) в пос. 41 квартал….

На машине (на кот.) гр. мы приехали, привезли 3 кино: "В людях" по Горькому, ? "Есть такой парень" ? и "Золотую

симфонию"."

Дятловцы уезжают из Вижая 26 января 1959 года.
Дятловцы уезжают из Вижая 26 января 1959 года.
Лист 268-269 УД
Протокол
допроса свидетеля
от 13 апреля 1959г
Уфимцев Валерий Михайлович
16-го февраля в комитет позвонил по телефону тов. Блинов и спросил нет ли каких известий о группе и сразу-же заказали телефон Вижая и разговаривали с работником Лага тов. Хакимовым, который сказал, что они группу Дятлова подвезли на машине до рудника Северный 27 декабря января и они говорили, что обещают вернуться в Вижай не раньше 15 февраля и сообщил, что обратно группа не проходила.

Давайте допустим, что тов. Хакимов обыкновенный человек, со своими проблемами, заботами, должностными обязанностями, в которые не входит отслеживание передвижения тургрупп, для этого спорткомитет существует. Тов. Хакимов действительно дал по письму туристам машину. Вполне возможно, по возвращении водитель отчитался, что отвез этих туристов до 41го квартала, откуда на подводе их довезли до рудника Северный (2й). И это было правдой, потому что водитель мог видеть, как дедушка Слава с ребятами ушел. (Вообще, водители все всегда знают, работа такая.) Водитель не уточнил, что во 2й Северный не машина пошла, а подвода, а у тов. Хакимова своих дел много, чтобы еще за всеми туристами смотреть и точно Северные рудники/поселки по номерам называть.

Что водитель ему сказал, то он и передал по телефону Уфимцеву и Блинову. А на каком повороте туристы покинули машину, тов. Хакимова не касалось до тех пор, пока люди не пропали. У него вообще могло свободных машин, идущих в том направлении, не оказаться.

Товарищу Хакимову Дятлов и Блинов (а возможно, только Дятлов), показали письма профкома УПИ с просьбой о содействии туристам. Примерно такие:

-26

И получили машину. На которой доехали до 41 квартала; а Блиновцы днем раньше уехали на 105 квартал. Потом Дятловцы пошли на лыжах с подводой на 2й Северный. Возможно, пошли, чтобы «зачесть» эти 22 км.

Схема Виктора Константиновича Солтер
Схема Виктора Константиновича Солтер

Схема с https://perevaldyatlova.ru/tajna-holatchahl/
Схема с https://perevaldyatlova.ru/tajna-holatchahl/

СОЛТЕР ИНТЕРВЬЮ 2008

НАВИГ: А в других местах, 41 участок, знали такой? Второй Северный. Там тоже же зоны были.
Виктор Константинович Солтер (ВК): Знаю, Северный…
ТУАПСЕ: Что было во Втором Северном?
ВК: Так, Второй Северный, сейчас я нарисую. Что я знаю про Второй Северный. Ну, вы знаете, что с Ивделя дорога шла, как говорится…, шла поселок городского типа "Полуночное"...
НАВИГ: Ну, он и сейчас есть.
ВК: Полуночное. Это если с Ивделя, допустим, с этого Учреждения поехали по колониям. Там были так, по этой дороге, когда шла она, после Полуночное, ну тут же начинался -7 километров – поселок «Талое» по этой дороге. Нет, это тут, поселок «Талое» тут.
...
ВК: Так после Полуночное Первый и Второй Северный. Второй Северный вот тут примерно. Ну, по на дорогу поселок такой, знаете, там и столовая, мы всегда ездили туда, в столовую заходили, хлеб покупали, магазины, у них и снабжение было хорошее. Второй Северный. Вот. А дальше дорога шла в поселок «Шепичное», дальше дорога шла, это колонии. Это Шепичное. Четвертый, пятый – это отделения. Колонии были, колонии. По-моему, это было 7-е отделение, по-моему. Дальше Бурмантово , тоже большой поселок, дальше это колонии были, Вижай, тоже колонии, три-четыре колонии. Тут тоже три-четыре колонии было. Поселки. Вот так.

Интервью с Соломоновичем Феликсом Яковлевичем. У него интересные статьи и книги по Ивдельлагу. (Напишите в коментариях, если интересно, интервью и статьи выложу полностью).

Общественный фонд "Памяти группы Дятлова" - Перевал Дятлова: версии и исследования - форум Тайна.ли

Навиг: Здравствуйте, здесь вот по Ивдельлагу мне дали ваш телефон, чтобы я с вами поговорил…
Соломонович Феликс Яковлевич(ФЯ): Слушаю вас.
Навиг: Нас интересует зона в Ивдельлаге, которая занималась очевидно там и лесоразработкой и чем-то там еще, 41-й участок и 2-ой Северный входил. И вот в Ивделе была некоторая медсанчасть Н-240, по-моему, или № 240.
ФЯ: Это управление было 240.
Навиг: Управление? Не, а медсанчасть?
ФЯ: Они все были под наименованием Н240.
Навиг: Все, да?
ФЯ: Все подразделения. А там потом шли дроби, дробь 2, дробь 3, дробь 4 и так далее.
Навиг: Понятно, а вот при прохождении, например, туристами зоны Ивделя они должны были там проводить специальную регистрацию при прибытии и убытии?
ФЯ: Ну, вообще-то туристы должны были регистрироваться, но многие не регистрировались. Вот, например, Дятловцы-то погибли, они ведь прошли, нигде не регистрировались.

НАВИГ: «Привожу таблицу "Километраж", предоставленную Феликсом Яковлевичем. Он рассказывает, что в 1959году существовало 2 посёлка "41 квартал". Второй "41 квартал" на таблице обведён красным.»
НАВИГ: «Привожу таблицу "Километраж", предоставленную Феликсом Яковлевичем. Он рассказывает, что в 1959году существовало 2 посёлка "41 квартал". Второй "41 квартал" на таблице обведён красным.»

 Соломонович Феликс Яковлевич, кстати, подтверждает лесосплав по рекам Северного Урала:

Сплавные работы

Параллельно с лесозаготовками в подразделениях Управления велась кропотливая работ по подготовке первого сплава леса. Несмотря на сложности в подготовке и проведении всего комплекса сплавных работ, это был самый надежный и дешевый способ доставки древесины к месту переработки. Сама природа способствовала этому, так как весь район был изрезан тремя основными реками Лозьвой, Ивделем и Сосьвой, со множеством притоков и маленьких речушек.Ещё в начале года был разработан детальный план подготовки и проведения сплава древесины по рекам Ивдель и Тальтия, Лозьва и Талица, Сосьва и Шегультан (позднее древесина сплавлялась еще по рекам Ушма, Вижай, Забытая, Северная Тошемка). Началось строительство плотин на реках Ивдель и Талица, обустройство сплавных путей. Сплав продолжался с ранней весны и до глубокой осени. Все намеченные планы были значительно перевыполнены. Впоследствии сплав проводился по двум бассейнам.

Карта Вижай-41й участок -2й Северный. Ушма (Изба рыбака) — место спорное, с 1937 по??? был лагерь для политических. По слухам, с 1956 года пустовал. С 1963 года там жили расконвоированные,«Учреждение Н-240». К 1990-м экспериментальная зона постепенно закрылась, но остались те, кто в ней жил и кто её обслуживал. В 1990-е посёлок был заброшен. В 2007 и 2008 годах на месте бывшего лагеря построили десять домов по просьбе народа манси,  https://logoslab.ru/library/karta-ivdelskogo-rajona-sverdlovskoj-oblasti.html
Карта Вижай-41й участок -2й Северный. Ушма (Изба рыбака) — место спорное, с 1937 по??? был лагерь для политических. По слухам, с 1956 года пустовал. С 1963 года там жили расконвоированные,«Учреждение Н-240». К 1990-м экспериментальная зона постепенно закрылась, но остались те, кто в ней жил и кто её обслуживал. В 1990-е посёлок был заброшен. В 2007 и 2008 годах на месте бывшего лагеря построили десять домов по просьбе народа манси, https://logoslab.ru/library/karta-ivdelskogo-rajona-sverdlovskoj-oblasti.html

Вернемся к Дятловцам. Итак, 26 (по дневникам) января они выехали из Вижая в 41й квартал на раздолбаном грузовике. Расстояние около 50 км проехали за 3 часа 20 мин. (выехали в 13.10, приехали в 16.30) Ехали со скоростью 14-15 км/час.

Интересно. что только Юдин пишет "Забастовка" про лесорубов. 27 января, в день открытие XXI съезда КПСС. В честь этого события и комсомольское собрание в Вижае. Возможно, день объявили (местным) выходным, для этого и кино привезли. (Еще могли по погодным условиям не работать). Да и сам поход съезду посвящен, хоть и формально. В кузове действительно было очень холодно ехать, это многие туристы отмечали в отчетах (да и так понятно).

УД Лист 42-43
Протокол Допроса Ряжнева Владимира Ивановича
В 41-й квартал группа туристов из Свердловского Политехнического института в составе 10 человек - 8 мужчин и женщины 2 — прибыли на автомашине 26 января 1959 года примерно в 7-8 часов вечера.... Ко мне обратились 27 января мужчина с женщиной и попросили лошади для перевозки вещей и продуктов до 2-го Северного рудника, который находится от 41 кв. на расстоянии 22 км. Лошадь я им выделил и дал им возчика Велюкявичус Станислава Александровича. 28 января 1959 г. примерно в 10 часов утра они с ним уехали на 2 Северный рудник. Люди шли на лыжах а вещи и продукты везли на подводах.....По возвращению возчика Великявичуса в 41 квартал он сказал что туристов довез до 2 северного рудника, они там разместилися в доме нежилом и видимо там ночевали. В пос. 2 северного рудника никто не проживает. »

Почему в 7-8 часов вечера, когда в 16.30 по дневникам они прибыли? Потому, что тов. Ряжнев, как и тов. Дряхлых, своими делами занимался. А водитель пока кино выгрузил, пока папироску выкурил, пока со знакомыми лесорубами поговорил. Возможно, и столовую вниманием не обошел, чайку горячего попил. Вот и получилось, что отметить путевой лист к тов. Ряжневу тов. водитель пришел только в 7-8 часов. А это документ, между прочим! Вот у тов. Ряжнева это время и отложилось в памяти.

Дятловцы в 41м квартале
Дятловцы в 41м квартале

Перед выходом с 41го квартала
Перед выходом с 41го квартала

У нас есть показания возчика Валюкявичуса (деда Славы) о том, что он довез ребят до 2го Северного. И фотографии лошадки есть. Хорошая лошадка, правильная, о четырех ногах, с длинным густым хвостом.

УД Оборот Листа 53
Протокол допроса свидетеля Валюкевичуса С.А. 7 марта 1959 г.
Свидетель показал: В январе месяце 1969 года дату точно не помню в поселок 41 километра где в это время я работал приехала группа студентов в числе которых было две девушки а остальные ребята. Эти туристы спали одну или две ночи в поселке 41 кв. По указанию начальника участка т. Ряжнева я этих туристов сопровождал до пос. 2-й Северный они шли на лыжах а их груз я вез на подводе. На поселок 2-й Северный мы прибыли в одиннадцатом часу вечера, где в это время в поселке никого из граждан не было и вообще там никто не проживает. Я вместе с туристами ночевал в избушке, наутро вместе позавтракали. Один из туристов положил в вещевой мешок породу керна от выработок бурения и попросил меня отвезти это на 41 км. В то же время он сказал, чтобы я обратно ехал тихо, а он меня догонит, так как он не мог идти в поход дальше по болезни, у него заболела нога. Туристы в моем присутствии говорили о маршруте движения, но подробный маршрут движения я не знаю. Слышал, что они в разговоре упоминали горы, скалы, леса и что кто (?) какие моменты сфотографируют. Я выехал с поселка примерно около 10 часов утра, туристы остались там. На 41 км приехал около трех часов дня и через некоторое время появился один турист, который собрал породу. В пути следования в оба конца народ? (слово нечетко) манси, а также другие граждане не встречались. Записано с моих слов верно. Показания давал на русском языке. Протокол мной прочитан. В чем и расписываюсь.
Валюкявичус (подпись)
Допросил Чудинов (подпись)

Зина

"27. Сегодня первый день пути. Рюкзак ничего тяжеленький. Да, уходит Юра Юдин от нас сегодня уходит. У него снова воспалились сидалищные нервы и он уходит. А так жаль. В рюкзаки распределили груз его. Выходит, в последний день видим какую-то бы не было цивилизацию, печку, людей и т.д. Сегодня согласились наши рюкзаки отвезти на лошадях и мы ждем когда они будут готовы, а сами пойдем на лыжах. Все поют, рабочие живущие в бараках, не пошли на работу, поют. Мы сидим и пишем песни. … Целый день шли, спереди лошади, сзади лошади по р.Лозьве. Часто влетали в наледь, чистили лыжи. Пришли уже в темноте долго искали избу с окнами и дверьми. 2-ой Северный это заброшенное селение здесь совсем никто не живет, а какие красивые места! Здесь просто Чусовая. Камни на берегах стоят какими-то утёсами, известняк, белые."

Ребята, дед Слава и красивая лошадка идут по Лозьве
Ребята, дед Слава и красивая лошадка идут по Лозьве

Люда

"27 января Температура 5°. Тепло, лыжи катятся плохо. С утра собираемся. Сегодня первый день движения по маршруту. Сейчас сидим и ждем лошади, чтобы на ней везти рюкзаки, а сами просто на лыжах. Фортуна нам улыбается."

Общий

"27.1.59 г.

Погода была хорошая, ветер должен был дуть в спину по пути. Ребята договорились, что до 2-го Северного довезет рюки лошадь. От 41-го до него 24 км. Мы помогли дедушке Славе разгрузить воз сена и стали ждать лошадь (она ушла за сеном, дровами). Ждали до 4 часов. Ребята занялись переписью песен. Один парень прекрасно пел. Услышали ряд запрещенных тюремных (58 статья контрреволюционные преступления). Огнев сказал Игорю, как найти избу, в которой можно заночевать. В 4 часа тронулись.

Предварительно купили 4 булки хлеба. Мягкий теплый хлеб. 2 штуки съели. Лошадь идет медленно. Как приятно идти без рюкзаков. Прошли за 2 часа 8 км. (речка Ушма).

Уже начало темнеть. Вся задержка из-за лошади. С нами едет Юра Юдин. Он неожиданно заболел и идти в поход не может. Там он решил для института набрать камней. 2-й Северный это заброшенный геологический поселок из 20-25 домов. Один лишь пригоден для жилья. Поздно ночью, в сплошной темноте нашли поселок и только по проруби догадались, где изба. Загорел костер из досок. Задымила печь. Несколько человек проткнули гвоздями руки. Все благополучно. Вот и подошла лошадь. А после ужина в горячо натопленной избе на кроватях бросались шутками до 3-х часов ночи.

Дорошенко"

Лошадка везет подводу с рюкзаками.
Лошадка везет подводу с рюкзаками.

Юдин

"27 Ночевали в избушке 2-го Северного посёлка. Бол Много-много домов, складов, помещений, забр старых машин, станков. Всё заброшенное с 1952 года. Здесь работала геологич. экспедиция. что могли вывезли, остальное актировали и бросили, Дома все разрушены, остался один, где есть печь и окна со стеклами. Место хорошее живописное. Река Лозьва – широкая. Много известк. скал. дедуш Слава, уверяет, что летом можно перейти в брод, много теплых, горячих ключей. Часты незамерзающие полыньи и вода чу места, где всегда под слоем снежка незамерзающая вода и после таких мест надо сдирать с лыж наледь."

[Никто прорубь ежедневно не прорубал, под ней просто бил теплый ключ.]

Снег налип на лыжи Золотарева (усы; на голове берет )
Снег налип на лыжи Золотарева (усы; на голове берет )

Многовато получилось. Примеры отчетов о лыжных походах и подробно про автобус будет во второй части.

Продолжение следует...